Фортепианное трио — неувядающий, популярнейший до сихпор состав в джазе. Американский пианист Боб Деген — очередной, но далеконе последний мастер своего инструмента, старающийся выразить себя в этойдостаточно традиционной, но скрывающей так много возможностей форме. Вообще-то он давно уже, с 65-го года живет не в Америке, а в Германии, работает в местных оркестрах и в местных же студиях записывается. Тут он не оригинален: так до него поступали и Арт Фармер, и Декстер Гордон, и многие другие.
Деген успел поработать c тем же Фармером, а также в оркестре Альберта Мангельсдорфа (Albert Mangelsdorff), Гленна Миллера, дуэтом ссаксофонистом Хайнцем Зауэром (Heinz Sauer), басистом Харви Шварцем (HarveyShwartz) и другими. После записи фирмой "Enja" его первого триов 1976 году он стал известен далеко за пределами Германии и сейчас играет с такими виртуозами конрабаса и ударных, как Майкл Форманек (Michael Formanek)и Билл Стюарт (Bill Stewart).
Стиль Дегена, в общем-то, находится где-то около необопа, но он впитал в себя много от экспериментов со свободным стилем некоторых европейских коллективов (например, А.Мангельсдорфа). Поэтому манера трио довольно прохладная, скорее академическая, чем свинговая. Его репертуар включает в себя, кроме оригинальных композиций, и Орнетта Коулмена, и Кенни Уилера, и европейских джазменов, пьесы достаточно сложны, и импровизации далеко не всегда "ласкают ухо" слушателя, они сухи и рациональны,это можно назвать даже в своем роде "музыкой для музыкантов".Такой вывод подтверждается и всевозможными пулами: о пианисте очень хорошо отзываются критики, но широкая публика редко его выделяет.
Последний альбом подтверждает все сказанное выше. Пожалуй,лишь несколько медленных пьес ("My Old Flame", "Ode To SammyDavis Jr.", "Colleen") сыграны с каким-то теплом, в нихесть простые чувства и минимум голого расчета, хотя им почти всем явноне хватает внутренней напряженности. Да еще очень свободно, с размахомисполнена коулменовская пьеса "Round Trip", — наверное, самаяживая и непосредственная вещь на всей пластинке. Остальные композиции выглядят несколько искусственными, "выстроенными": от бопа они уже немного отошли, а до настоящего авангарда еще не дотягивают в полной мере. В этом смысле последняя пьеса, "Parting", находится на правильном пути— если бы в ней было чуть поменьше стандартных построений и чуть больше импровизационной свободы, она была бы OK на все 100%.
Несомненно, оживляют этот альбом Форманек со Стюартом. Контрабас во многих местах просто хорош сам по себе, его можно слушать,абстрагируясь от остальных, а ударные своим плотным драйвом цементируют расплывающуюся иногда мелодию и не дают музыке потерять форму. В целом,я бы сказал, что несколько очень удачных вещей на диске вполне искупают его общую расслабленность и сыроватость.
Познакомившись в предыдущем номере "Jazz-Квадрата" с канадским пианистом Гленом Холлзом и тем, что он играет сегодня, на этот раз мы можем полюбопытствовать, что же он делал вчера. Вчера — это значит два года назад, в принципе, совсем недавно, ...
Руководитель одного из ведущих английских биг-бэндов, пианист и тромбонистМайк Вестбрук выступает в этом альбоме в первую очередь как композитор.А композитор он не только джазовый. Вестбрук пишет музыку для балетныхи оперных трупп, сочиняет песенные ...
Ребекка Пиджин – талантливая продолжательница славного дела: она исполняет кельтские песни. А так как Ребекка родом из Шотландии (причем она не только певица, но и актриса), то ей близки песни именн оэтого народа. На «Four Marys» Ребекка ...
На обложках всех компактов, издаваемых компанией "Ермателль",стоит, словно некий знак качества, надпись "Джаз из Сибири".И слушая диски этой фирмы, исподволь поражаешься многообразию, уровню ипросто обилию высококлассных музыкантов в сибирском ...
Альбом шведского джаза начинается с... почти классического танго, слегка переиначенного на современный лад. Щемяще-ностальгические нотки аккордеонав нем соседствуют с довольно бодрым общим темпом и саксофонными фразами, чем-то неуловимо ...
Вы думаете, этот диск называется "Серебро в Бронксе"? Нет–нет,речь идет о человеке по имени Хорэс Силвер (Horace Silver), крупнейшем джазовом пианисте и лидере весьма известного комбо, человеке, имя котороголишь из–за невозможности сразу объять все ...
Чрезвычайно оригинальный проект, находящийся на стыке фанки, джаз-рока и новомодного эйсид-джаза. От первого в альбоме много перкуссии и "подпрыгивающего" ритма, от второго — общий рисунок ударных (больше барабанов и меньше тарелок), а от третьего — ...
Как обманчива бывает внешность! Не верьте респектабельному облику бизнесмена средней руки, в котором предстает перед нами австрийский гитарист Карл Ратцер на обложке своего нового CD. В душе он наверняка остается все тем же, скорее всего, ...
Это диск для тех, кто любит классическую индийскую музыку, а также для тех, кто проявит достаточно любопытства, настойчивости и терпения, чтобы с ней познакомиться. Дело в том, что от человека, впервые встречающегося с индийской музыкальной ...
Уильям Хукер - редкий тип ударника: он всегда лидер. Может быть, поэтомуон с таким трудом пробивается в "высший свет" авангардного современногонью-йоркского джаза. Это уже его седьмой альбом (пятый на "KnittingFactory"), и не так давно его соизволил ...
Любители старого доброго джаз-рока, этот диск сделан как будто специальнодля вас! Он по-новому и с какой-то легкостью и изяществом воскрешает внашей памяти незабвенные времена "Return To Forever", "ChickCorea Electric Band" и "Weather Report". Нет, ...
"Кольца Сатурна", похоже, продолжают здесь космическую эпопею позднего Колтрейна, "Interstellar Space", "Stellar Regions", в которых в свое время принимал жаркое участие и Рашид Али. Его не назовешь просто барабанщиком. Это скорее барабанный ...