На обратной стороне этого диска честно написано: «NewMusic / Free Improvisation». Надпись даже выделена красным цветом. Надосказать, совершенно нелишнее предупреждение, потому что музыку британскогодуэта Коксхилл (сопрано-саксофон) — Уэстон (фортепиано) отнести к обычномууже для всех фри-джазу достаточно затруднительно. Это действительно вольнаяимпровизация, атональная, начисто лишенная тематики, но вместе с тем далеконе алогичная. Один из партнеров в начале каждой композиции находит какую-нибудьинтересную музыкальную фразу, второй подхватывает ее и вносит что-то свое,затем внезапно «уходит в сторону», увлекая другого за собой, и этот процессповторяется вновь и вновь.
Что приятно удивляет после прослушивания уже несколькихимпровизаций, так это чувство меры и удивительное взаимопонимание музыкантов.Кажется, что они проводят вместе в студии или на сцене изрядное количествовремени, — настолько свободен и естественен их стиль. Конечно, в известномсмысле эти звуки предназначены для ценителя чистых тембральных и тональныхсочетаний — аналогом в филармонической классике могут послужить некоторыевещи Антона Веберна или, скажем, «Полифоническая тетрадь» Родиона Щедрина.Однако у британского дуэта нет классической строгости и «рассчитанности»,их альбом похож на беспрерывно длящуюся свободную каденцию к какой-то неуловимоймелодии. Еще немного по поводу сыгранности: поразительно, но музыкантызаписывались вместе последний раз аж в 1978 году! Они оба уже немолоды,занимаются не только джазом, но и преподаванием теории композиции в университетеи сочинением музыки для театра, кино и т.д. Похоже, что свободная импровизациядля них нечто вроде отдушины, заведомо коммерчески не очень выгодное предприятие,но затеянное «для души» и для не очень большого круга единомышленников.Продавать такой альбом без возможности предварительного прослушивания чревато,мягко говоря, непониманием определенной категорией любителей джаза, отсюда,наверное, и та надпись на диске, о которой я говорил вначале. Не могу сказать, что этот, достаточно длинный, диск слушаетсяодинаково легко на всех его треках: отдельные места откровенно раздражаютсвоей абсолютной диссонансностью, но такие моменты никогда не длятся долго.Наверное, тактика постоянного «разброда и собирания» выбрана исполнителямисознательно: им интересно следить за мыслью друг друга и добиваться гармонии,казалось бы, из совершенно несочетающихся звуков. Слушать их «поединок»— нелегкий, но благодарный труд: эта запись может служить просто пособиемпо принципам импровизации. Еще одно несомненное достоинство альбома — еслиуж он понравится, то никогда впоследствии не надоест: запомнить его будетзатруднительно даже человеку с абсолютным слухом.
Одной из наиболее известных групп в мировом джазе 60-хгодов было трио Уинтона Келли, усиленное знаменитым гитаристом Уэсом Монтгомери. По примеру этого коллектива ныне не менее знаменитый басист Рэй Браун создал собственное "усиленное" трио, ...
Жаль, очень жаль, что я только сейчас услышал эту запись. Мое несколько скептическое отношение к Курехину могло бы поколебаться несколько раньше. Рискую навлечь на себя гнев почитателей его таланта, но не могу не признаться: все, слышанное мной из ...
Элитарный альбом. Элитарный как в силу специфики записанного на нем материала, так и в силу особенностей творческого почерка автораи потенциального круга его слушателей. Сын докера-шотландца из североирландского Белфаста появился на сцене сначала в ...
Название альбома редко настолько точно отражает его сущность, как это произошло здесь: «Собственной персоной» — емко, лаконично и почтиисчерпывающе. Пианист, певец и композитор Дэйв Фришберг на этот раз вседелает сам — поет, аккомпанирует самому ...
Когда тебе предстоит слушать фортепианный дуэт, даже если это происходитне на концерте, а в аудиоварианте, от склонившихся каждый над своей клавиатурой,как гонщики перед стартом, пианистов ждешь каких-то элементов шоу. Здесьпочти неизбежен оттенок ...
Познакомившись в предыдущем номере "Jazz-Квадрата" с канадским пианистом Гленом Холлзом и тем, что он играет сегодня, на этот раз мы можем полюбопытствовать, что же он делал вчера. Вчера — это значит два года назад, в принципе, совсем недавно, ...
Руководитель одного из ведущих английских биг-бэндов, пианист и тромбонистМайк Вестбрук выступает в этом альбоме в первую очередь как композитор.А композитор он не только джазовый. Вестбрук пишет музыку для балетныхи оперных трупп, сочиняет песенные ...
Ребекка Пиджин – талантливая продолжательница славного дела: она исполняет кельтские песни. А так как Ребекка родом из Шотландии (причем она не только певица, но и актриса), то ей близки песни именн оэтого народа. На «Four Marys» Ребекка ...
На обложках всех компактов, издаваемых компанией "Ермателль",стоит, словно некий знак качества, надпись "Джаз из Сибири".И слушая диски этой фирмы, исподволь поражаешься многообразию, уровню ипросто обилию высококлассных музыкантов в сибирском ...
Альбом шведского джаза начинается с... почти классического танго, слегка переиначенного на современный лад. Щемяще-ностальгические нотки аккордеонав нем соседствуют с довольно бодрым общим темпом и саксофонными фразами, чем-то неуловимо ...
Вы думаете, этот диск называется "Серебро в Бронксе"? Нет–нет,речь идет о человеке по имени Хорэс Силвер (Horace Silver), крупнейшем джазовом пианисте и лидере весьма известного комбо, человеке, имя котороголишь из–за невозможности сразу объять все ...
Чрезвычайно оригинальный проект, находящийся на стыке фанки, джаз-рока и новомодного эйсид-джаза. От первого в альбоме много перкуссии и "подпрыгивающего" ритма, от второго — общий рисунок ударных (больше барабанов и меньше тарелок), а от третьего — ...