На обратной стороне этого диска честно написано: «NewMusic / Free Improvisation». Надпись даже выделена красным цветом. Надосказать, совершенно нелишнее предупреждение, потому что музыку британскогодуэта Коксхилл (сопрано-саксофон) — Уэстон (фортепиано) отнести к обычномууже для всех фри-джазу достаточно затруднительно. Это действительно вольнаяимпровизация, атональная, начисто лишенная тематики, но вместе с тем далеконе алогичная. Один из партнеров в начале каждой композиции находит какую-нибудьинтересную музыкальную фразу, второй подхватывает ее и вносит что-то свое,затем внезапно «уходит в сторону», увлекая другого за собой, и этот процессповторяется вновь и вновь.
Что приятно удивляет после прослушивания уже несколькихимпровизаций, так это чувство меры и удивительное взаимопонимание музыкантов.Кажется, что они проводят вместе в студии или на сцене изрядное количествовремени, — настолько свободен и естественен их стиль. Конечно, в известномсмысле эти звуки предназначены для ценителя чистых тембральных и тональныхсочетаний — аналогом в филармонической классике могут послужить некоторыевещи Антона Веберна или, скажем, «Полифоническая тетрадь» Родиона Щедрина.Однако у британского дуэта нет классической строгости и «рассчитанности»,их альбом похож на беспрерывно длящуюся свободную каденцию к какой-то неуловимоймелодии. Еще немного по поводу сыгранности: поразительно, но музыкантызаписывались вместе последний раз аж в 1978 году! Они оба уже немолоды,занимаются не только джазом, но и преподаванием теории композиции в университетеи сочинением музыки для театра, кино и т.д. Похоже, что свободная импровизациядля них нечто вроде отдушины, заведомо коммерчески не очень выгодное предприятие,но затеянное «для души» и для не очень большого круга единомышленников.Продавать такой альбом без возможности предварительного прослушивания чревато,мягко говоря, непониманием определенной категорией любителей джаза, отсюда,наверное, и та надпись на диске, о которой я говорил вначале. Не могу сказать, что этот, достаточно длинный, диск слушаетсяодинаково легко на всех его треках: отдельные места откровенно раздражаютсвоей абсолютной диссонансностью, но такие моменты никогда не длятся долго.Наверное, тактика постоянного «разброда и собирания» выбрана исполнителямисознательно: им интересно следить за мыслью друг друга и добиваться гармонии,казалось бы, из совершенно несочетающихся звуков. Слушать их «поединок»— нелегкий, но благодарный труд: эта запись может служить просто пособиемпо принципам импровизации. Еще одно несомненное достоинство альбома — еслиуж он понравится, то никогда впоследствии не надоест: запомнить его будетзатруднительно даже человеку с абсолютным слухом.
Мне всегда казалось, что талант Марии Малдор остаетсясильно недооцененным. Иногда закрадывается мысль, что, уйди она из жизни рано, как ее почти ровесница Дженис Джоплин, известность Малдор была бы значительно шире. Да, конечно, и она знавала период ...
Двенадцать лет назад фирма «Enja» издала этот проект композитора и саксофониста Джона Стабблфилда в виниловом варианте. Сегодня, в рамках юбилейной серии, посвященной 25-летию фирмы, «Песня бушмена» переиздана в формате ...
Традиционный джаз требует от своих исполнителей яркой, неповторимой индивидуальности. Давно известные, сыгранные сотни раз мелодии можно расцветить только личностью Мастера, его отличимой, узнаваемой манерой, и Руби Брафф не разочаровывает своих ...
Нет, нет, не надо пугаться, это не биг-бэнд под управлением Ли Ритенура, это добропорядочный ритмичный smooth-jazz в исполнении разных составов из всей вышеперечисленной компании, но с неизменным участием самого гитариста. Играют они в основном ...
70-ти летний белый корнетист Руби Брафф посвятил этот альбом своему кумиру и заочному учителю Луи Армстронгу. Все эти старыемелодии, полные свинга и бесшабашности 30-х, сыграны, тем не менее, нетак, как их исполняли в то время. Открытость и яркость ...
Есть такие альбомы, обладать которыми хочется сразу после первых услышанных нот. Данный альбом принадлежит, несомненно, к их числу, потому что представляет собой пиршество для ценителя настоящей, вкусной, красивой и полной жизни музыки. В одном из ...
В конце лета прошлого года в голливудских студиях звукозаписиреализовали свой проект Дэвид Джонсон и Кен Россер. Музыкантов двое (лишьв одной композиции к ним подключается исполнитель на цимбалах), однакоих инструментарий довольно широк. Основной ...
Бен Аронов с одинаковой легкостью и изяществом исполняет как классические стандарты Коула Портера (Cole Porter) и Ирвинга Берлина (Irving Berlin), так и боповские пьесы Чарли Паркера и Сонни Роллинза. Интересно, что джазовая традиция под его ...
Альбом, судя по всему, этапный для Юрия Кузнецова, не только в силу биографической юбилейности (приписка на обложке — "45 лет"), но и ввиду явно не случайного подбора пьес для него. Взгляд на себя, на мир, на себя в мире и мир — в себе... "Блюз ...
Уже одно название альбома говорит само за себя. Это может быть отличный подарок под елочку какому-нибудь воспитанному на классике джазмену, который, к тому же, знаком с именем Джорджа Ширинга и его творческими достижениями. На этот раз пианист ...
В Баварии варят знаменитое пиво и делают высококлассные автомобили. Это знают все. Но для любителей джаза Мюнхен ассоциируется еще и с весьма известными фирмами звукозаписи, в том числе и с «Enja», которая под руководством Маттиаса ...
Элвин Бишоп вновь вернулся к традиционному ритм-энд-блюзу, щедро приправленному духовыми и бэк-вокалом. Эксперименты с рэпом (и это у белого-то вокалиста!), похоже, закончились к вящей радости настоящих блюзфэнов. Ну, а уж гитаристом Бишоп всегда ...