Перед вами — интернациональный (даже интерконтинентальный) совместный проект лучшего польского вокалиста на протяжении последних десяти лет Марека Балаты, американского пианиста Арта Ланде и австрийского флейтиста Гюнтера Вехингера. Запись была сделана во время их концерта в Варшаве летом 1997 года. Балата — один из немногих джазовых вокалистов (и не только в Польше), использующих почти исключительно технику скэта, причем очень развитую и ушедшую далеко от обычной пост-боповой. В его пении довольно сильно ощущаются как фольклорные корни, так и современная авангардная школа. Он с равной свободой и легкостью исполняет обработки народных мотивов, джазовых стандартов, польских популярных песенок и собственные импровизационные композиции.
Этот альбом выдержан в более серьезном и раздумчивом настроении по сравнению с другими работами Марека Балаты. Его саунд вполне мог бы отвечать определению "ECM’овский", разве что он чуть-чуть не такой рафинированный, да и дизайн обложки очень легко принять за творение студии Манфреда Айхера, хотя все это и сделано в Польше. Трио исполняет фантазийно-импровизационные зарисовки в свободном стиле, время от времени цитируя самые разные музыкальные темы и течения. Выглядит это достаточно оригинально, а благодаря идеальному взаимопониманию музыкантов композиции прямо-таки сверкают и искрятся. Довольно сложная музыка в их исполнении совершенно не наскучивает и не напрягает.
Марек Балата, помимо того, что он вокалист, еще и профессиональный художник. Это находит выражение как в названиях его вещей ("A Folk Painting"), так и в концепции композиций — они очень конкретны и визуальны. Очень интересно: абстрактными звуковыми средствами он выражает некий видеоряд; для каждого из нас он несколько иной, но, тем не менее, вполне осязаемый и все время изменяющийся. Может быть, поэтому диск и слушается с неослабевающим интересом.
Партнеры Балаты — музыканты не менее интересные, чем он сам. Пианиста Арта Ланде у нас больше всего знают по совместным записям с Яном Гарбареком (которые даже слегка похожи на это диск). Он — ярко выраженный джазовый импрессионист с рваной, порой нервной манерой исполнения и крупными, но легкими и прозрачными звуковыми мазками. Гюнтер Вехингер экспрессивен и виртуозен и при этом по-европейски точен и выдержан. Все они вместе представляют прекрасный образец неамериканского подхода к джазовому авангарду (Арт Ланде сам очень много времени проводит в Европе). Мелодичный, действительно красивый, хотя и непростой альбом.
© ℗ 1998 Govi Records
7 tks / 61 mins
(Marek Balata — voice, bells; Art Lande — p; Gunter Wehinger — fl)
Евгений ДОЛГИХ