Так получается, что эта рецензия будет чем-то вроде некролога. Последний, изданный в начале 1998 года альбом Томаса Чапина дошел до нас уже после его безвременной смерти — ему было всего 40, и он знал о том,что медленно умирает. И хотя музыка с этого диска была записана еще в 1996году, никак невозможно отделаться от мысли, что он уже тогда сочинял каждуювещь, как некий реквием самому себе.
Что поражает сразу в тех звуках, которые он извлекаетиз своих саксофонов и флейт, так это неизбывная страстность и абсолютнаясамоотдача. Он просто живет в своей музыке и заражает своей страстью ислушателей, и тех, кто ему аккомпанирует. Марио Павоне (Mario Pavone) —контрабас, и Майкл Сарин (Michael Sarin) — ударные, чувствуют своего лидерабуквально с лета, и хотя все они в основном играют авангардный современныйджаз, временами об этом можно забыть и просто наслаждаться филиграннойзвуковой вязью трио.
Чапин постоянно балансирует на грани ускользания мелодиии сползания в хаос, но не совершает этого ни разу. А пьеса «Ask For Me»Телониуса Монка (единственная не его собственная композиция на этом альбоме)сыграна с таким шармом и настоящей боповской непринужденностью, что сразустановится ясно — музыкантам не чужда и традиция. Вообще, это очень страннаямузыка — временами модальный джаз, но с фанковыми ритмами, временами фри,— но его свобода чисто внутренняя, в нем нет ни на йоту разболтанностии даже соревновательности. Я лично припомню очень мало авангардного джаза,обладающего таким же слаженным ансамблевым звучанием и уделяющего стольковнимания мелодике.
Композиторский талант Чапина — совершенно отдельный разговор.Его темы часто напоминают отрывки то ли из балета, то ли из какой-либодругой постановки с хореографическими элементами. Визуальность музыки иее эмоциональность совершенно не означают примитивности, скорее, наоборот,— некоторые композиции превращаются в развернутые сюиты с почти классическойструктурой («Night Bird Song», «Bypass»), а другие представляют собой импрессионистические зарисовки-портреты («Just Now», «Triptych»). В последних сочинениях Чапинанет трагизма — напротив, в них сквозит яростный несломленный дух и желание спрессовать все невысказанные идеи в нескольких мелодиях. Наверное, оттого этот альбом невероятно насыщен концентрированными композиторскими замысламии слушается с таким напряжением. Хотя, конечно, веселым или жизнерадостным «Sky Piece» назвать никак нельзя — он грустен, но грусть его не пронизана меланхолией, она отстраненная и философичная.
С этим диском связаны некоторые почти мистические события.Когда я впервые взял его в руки, я ничего не знал о недавней смерти музыканта.Однако, прослушав его несколько раз подряд, я так и не смог взяться заручку — словно ожидал чего-то. И, когда спустя пару недель печальное известиенаконец пришло, все встало на свои места. Согласитесь, писать о нем, незная этого, было бы неправильно.
Впервые это название мир услышал четверть века назад, когда "Охотники за головам" Херби Хэнкока вписали свою, особую главу в летопись музыки фьюжн. Это была музыка легкая и подвижная, как Мохаммед Али на ринге в свои лучшие годы, и в то же время ...
Много веков назад бороздили моря храбрые норвежские викинги.Время смыло их цивилизацию, как смывает морской песок набежавшая волна.Но с этих далеких от нас времен сохранились древние музыкальные инструментыи песенные традиции. Основой интересного ...
Калейдоскоп стилей: от джаз-роковой пульсации до откровенно эстрадной баллады. Маркус Миллер за свою недолгую жизнь столько успел, что почти невозможно предположить, на каком музыкальном направлении он остановился бы для студийной записи своего ...
Музыка-рефлексия, музыка-воспоминание, музыка-ассоциация... ну и, само собой, музыка-импровизация — все это и есть "Концерт в Гренобле" Михаила Альперина и Аркадия Шилклопера. Два музыканта, обладающие уникальным опытом и знаниями, включающими в ...
Антон Шварц — молодой музыкант, которого в американской прессе уже сегодня оценивают достаточно высоко. Он родился в 1967 году, закончил Гарвардский университет, заняв место за пультом в университетском бэнде после Дона Брэйдена и перед ...
Это российское переиздание появилось на прилавках в сентябре-октябре 2001 года. Исходя из своих высоконравственных принципов, компания. переиздавшая этот великолепный альбом, не поместила на обложке ни года издания, ни названия лэйбла, ни ...
Неизвестной российской компанией издан замечательный диск Red Sky Beat (Ритм Красного Неба) австрийского дуэта Blue Chip Orchestra, первоначально изданный в 1998 году американской компанией Hearts Of Space. Не стоит заблуждаться насчет ...
Борис Лебединский ("Профессору" совсем не родственник!) произрастал в советском Ленинграде под коротковолновым радиоизлучением "Голоса Америки". И даже помехи глушилок не смогли отвадить его от Веса Монтгомери и Кенни Баррела, то и дело проникавших ...
Музыкальные ‘медитации" — штука не новая, но для российского джаза, скажем прямо, нехарактерная. А жаль. Жаль еще» что приходится очередной раз доказывать, что Борис Прусаков — один из лучших наших джазовых пианистов, тонко чувствующий музыку, ...
Концертные альбомы крайне редки в дискографии Дюка Робилларда, и было бы странно, если бы, представляя отечественному любителю блюза практически всего Робилларда из каталога канадской компании Stony Plain, лицензионное соглашение не коснулось бы ...
Ничего не стану говорить о "звездности" и легендарности участников квартета — об этом достаточно красноречиво говорит обложка диска. Но, как это ни странно, содержание в полной мере соответствует форме — музыка и впрямь очень хороша. Как сказано в ...
Когда берешь в руки этот альбом, имена композиторов, которые можно увидеть на его обложке, говорят сами за себя: Клод Дебюсси (Claude Debussy), Эрик Сати (Erik Satie), Гэбриел Форе (Gabriel Faure), Морис Равель (Maurice Ravel). Ensemble Giverny ...