Так получается, что эта рецензия будет чем-то вроде некролога. Последний, изданный в начале 1998 года альбом Томаса Чапина дошел до нас уже после его безвременной смерти — ему было всего 40, и он знал о том,что медленно умирает. И хотя музыка с этого диска была записана еще в 1996году, никак невозможно отделаться от мысли, что он уже тогда сочинял каждуювещь, как некий реквием самому себе.
Что поражает сразу в тех звуках, которые он извлекаетиз своих саксофонов и флейт, так это неизбывная страстность и абсолютнаясамоотдача. Он просто живет в своей музыке и заражает своей страстью ислушателей, и тех, кто ему аккомпанирует. Марио Павоне (Mario Pavone) —контрабас, и Майкл Сарин (Michael Sarin) — ударные, чувствуют своего лидерабуквально с лета, и хотя все они в основном играют авангардный современныйджаз, временами об этом можно забыть и просто наслаждаться филиграннойзвуковой вязью трио.
Чапин постоянно балансирует на грани ускользания мелодиии сползания в хаос, но не совершает этого ни разу. А пьеса «Ask For Me»Телониуса Монка (единственная не его собственная композиция на этом альбоме)сыграна с таким шармом и настоящей боповской непринужденностью, что сразустановится ясно — музыкантам не чужда и традиция. Вообще, это очень страннаямузыка — временами модальный джаз, но с фанковыми ритмами, временами фри,— но его свобода чисто внутренняя, в нем нет ни на йоту разболтанностии даже соревновательности. Я лично припомню очень мало авангардного джаза,обладающего таким же слаженным ансамблевым звучанием и уделяющего стольковнимания мелодике.
Композиторский талант Чапина — совершенно отдельный разговор.Его темы часто напоминают отрывки то ли из балета, то ли из какой-либодругой постановки с хореографическими элементами. Визуальность музыки иее эмоциональность совершенно не означают примитивности, скорее, наоборот,— некоторые композиции превращаются в развернутые сюиты с почти классическойструктурой («Night Bird Song», «Bypass»), а другие представляют собой импрессионистические зарисовки-портреты («Just Now», «Triptych»). В последних сочинениях Чапинанет трагизма — напротив, в них сквозит яростный несломленный дух и желание спрессовать все невысказанные идеи в нескольких мелодиях. Наверное, оттого этот альбом невероятно насыщен концентрированными композиторскими замысламии слушается с таким напряжением. Хотя, конечно, веселым или жизнерадостным «Sky Piece» назвать никак нельзя — он грустен, но грусть его не пронизана меланхолией, она отстраненная и философичная.
С этим диском связаны некоторые почти мистические события.Когда я впервые взял его в руки, я ничего не знал о недавней смерти музыканта.Однако, прослушав его несколько раз подряд, я так и не смог взяться заручку — словно ожидал чего-то. И, когда спустя пару недель печальное известиенаконец пришло, все встало на свои места. Согласитесь, писать о нем, незная этого, было бы неправильно.
Все логично: начался год Дюка Эллингтона, и мы чтим его, а заодно ивсех, кто был неразрывно связан с ним, с его творчеством. В джазовую палитру Дюк Эллингтон с помощью своего оркестра вписал наиболее яркие краски, основныетона которых принадлежат ...
Альбом открылся древним психоделическим эффектом, где все инструменты играют задом наперед в обратном воспроизведении, точно так, как в "Magical Mystery Tour" "The Beatles". Очевидно, это намек, что время пошло вспять. А далее началась музыка - ...
Это действительно альбом воспоминаний (remembrances), но звучат они совсем не ностальгически. Трубач Джон Фэддис вместе с биг-бэндом Карлоса Францетти (Carlos Franzetti) записали сборник баллад и стандартов в очень прохладной, почти академической ...
Первый раз этот диск попал в мой CD-плэйер в вагоне поезда "Одесса-Минск". И я сразу поймала в его звуках свое тогдашнее настроение: легкая грусть расставания с иронией по этому поводу и оптимизмом будущих встреч. Столь характерное для жизни ...
Это уже четвертый по счету альбом латиноамериканского пианиста, живущего в США. Он смешал в нем в одно целое блюз, боп, восточные мелодии, Стрейхорна, индийские табла, Колтрейна, карибские конги и вокал — и результат этого столпотворения вовсе не ...
Турция и Балканы, которые несколько столетий находились под турецким влиянием, - это регионы, чья музыка послужила источником вдохновения квартета Pachora при записи данного диска. Очень точно выстроил обложку альбома дизайнер Хьялти Карлссон. ...
Каждый по-своему понимает фольклор: для кого-то здесь эталоном служитэстрадный ансамбль, включающий в свой репертуар наиболее массовые фолк-обработки;кто-то молится на профессионализм академических фольклорных коллективов,а кого-то тянет "поближе к ...
Уникальная запись - одно из последних выступлений непревзойденного художника саксофонного звука. За год до смерти "Mister Tone" открыл в голландскомклубе "The Haarlemse Jazz Club" (существующем, кстати, с 1949 года) серию эпохальных концертов ...
Сирил Пахинуи воспевает ночную луну над родным островом Оаху, что входитв группу Гавайских островов. Пахинуи - гитарист-виртуоз, в совершенствевладеющий традиционной гавайской исполнительской техникой, основанной наприменении специального ...
Честно говоря, не известная мне до сих пор дама Джуди Рафат — очень отважная женщина, коль взялась за издание альбома, состоящего сплошь из композиций авторства легендарного Диззи Гиллеспи. Исполнять его музыку— непросто. Петь — задание ...
Стиль джазового валторниста, одного из сегодняшних российских лидеровджаза Аркадия Шилклопера весьма созвучный диссонансной коде тысячелетия,уже достаточно давно и четко определился. Это достаточно своеобразный авторскийджаз, который утвердил на ...
Группа интуитивной импровизации "Князь Мышкин" за девять лет записала уже больше десяти программ, в основном миниатюр, длиной в двадцать пять - тридцать минут. Вся их музыка рождается в "свободном полете"фантазии исполнителей - никаких повторений, ...