Так получается, что эта рецензия будет чем-то вроде некролога. Последний, изданный в начале 1998 года альбом Томаса Чапина дошел до нас уже после его безвременной смерти — ему было всего 40, и он знал о том,что медленно умирает. И хотя музыка с этого диска была записана еще в 1996году, никак невозможно отделаться от мысли, что он уже тогда сочинял каждуювещь, как некий реквием самому себе.
Что поражает сразу в тех звуках, которые он извлекаетиз своих саксофонов и флейт, так это неизбывная страстность и абсолютнаясамоотдача. Он просто живет в своей музыке и заражает своей страстью ислушателей, и тех, кто ему аккомпанирует. Марио Павоне (Mario Pavone) —контрабас, и Майкл Сарин (Michael Sarin) — ударные, чувствуют своего лидерабуквально с лета, и хотя все они в основном играют авангардный современныйджаз, временами об этом можно забыть и просто наслаждаться филиграннойзвуковой вязью трио.
Чапин постоянно балансирует на грани ускользания мелодиии сползания в хаос, но не совершает этого ни разу. А пьеса «Ask For Me»Телониуса Монка (единственная не его собственная композиция на этом альбоме)сыграна с таким шармом и настоящей боповской непринужденностью, что сразустановится ясно — музыкантам не чужда и традиция. Вообще, это очень страннаямузыка — временами модальный джаз, но с фанковыми ритмами, временами фри,— но его свобода чисто внутренняя, в нем нет ни на йоту разболтанностии даже соревновательности. Я лично припомню очень мало авангардного джаза,обладающего таким же слаженным ансамблевым звучанием и уделяющего стольковнимания мелодике.
Композиторский талант Чапина — совершенно отдельный разговор.Его темы часто напоминают отрывки то ли из балета, то ли из какой-либодругой постановки с хореографическими элементами. Визуальность музыки иее эмоциональность совершенно не означают примитивности, скорее, наоборот,— некоторые композиции превращаются в развернутые сюиты с почти классическойструктурой («Night Bird Song», «Bypass»), а другие представляют собой импрессионистические зарисовки-портреты («Just Now», «Triptych»). В последних сочинениях Чапинанет трагизма — напротив, в них сквозит яростный несломленный дух и желание спрессовать все невысказанные идеи в нескольких мелодиях. Наверное, оттого этот альбом невероятно насыщен концентрированными композиторскими замысламии слушается с таким напряжением. Хотя, конечно, веселым или жизнерадостным «Sky Piece» назвать никак нельзя — он грустен, но грусть его не пронизана меланхолией, она отстраненная и философичная.
С этим диском связаны некоторые почти мистические события.Когда я впервые взял его в руки, я ничего не знал о недавней смерти музыканта.Однако, прослушав его несколько раз подряд, я так и не смог взяться заручку — словно ожидал чего-то. И, когда спустя пару недель печальное известиенаконец пришло, все встало на свои места. Согласитесь, писать о нем, незная этого, было бы неправильно.
С восьмого по одиннадцатый век вся Европа дрожала в ужасе перед опустошительныминашествиями свирепых и беспощадных викингов. Минули столетия. И вот, внаше цивилизованное время, уже более сорока лет датские викинги вновь совершают набеги на многие ...
Одной из наиболее известных групп в мировом джазе 60-хгодов было трио Уинтона Келли, усиленное знаменитым гитаристом Уэсом Монтгомери. По примеру этого коллектива ныне не менее знаменитый басист Рэй Браун создал собственное "усиленное" трио, ...
Жаль, очень жаль, что я только сейчас услышал эту запись. Мое несколько скептическое отношение к Курехину могло бы поколебаться несколько раньше. Рискую навлечь на себя гнев почитателей его таланта, но не могу не признаться: все, слышанное мной из ...
Элитарный альбом. Элитарный как в силу специфики записанного на нем материала, так и в силу особенностей творческого почерка автораи потенциального круга его слушателей. Сын докера-шотландца из североирландского Белфаста появился на сцене сначала в ...
Название альбома редко настолько точно отражает его сущность, как это произошло здесь: «Собственной персоной» — емко, лаконично и почтиисчерпывающе. Пианист, певец и композитор Дэйв Фришберг на этот раз вседелает сам — поет, аккомпанирует самому ...
Когда тебе предстоит слушать фортепианный дуэт, даже если это происходитне на концерте, а в аудиоварианте, от склонившихся каждый над своей клавиатурой,как гонщики перед стартом, пианистов ждешь каких-то элементов шоу. Здесьпочти неизбежен оттенок ...
Познакомившись в предыдущем номере "Jazz-Квадрата" с канадским пианистом Гленом Холлзом и тем, что он играет сегодня, на этот раз мы можем полюбопытствовать, что же он делал вчера. Вчера — это значит два года назад, в принципе, совсем недавно, ...
Руководитель одного из ведущих английских биг-бэндов, пианист и тромбонистМайк Вестбрук выступает в этом альбоме в первую очередь как композитор.А композитор он не только джазовый. Вестбрук пишет музыку для балетныхи оперных трупп, сочиняет песенные ...
Ребекка Пиджин – талантливая продолжательница славного дела: она исполняет кельтские песни. А так как Ребекка родом из Шотландии (причем она не только певица, но и актриса), то ей близки песни именн оэтого народа. На «Four Marys» Ребекка ...
На обложках всех компактов, издаваемых компанией "Ермателль",стоит, словно некий знак качества, надпись "Джаз из Сибири".И слушая диски этой фирмы, исподволь поражаешься многообразию, уровню ипросто обилию высококлассных музыкантов в сибирском ...
Альбом шведского джаза начинается с... почти классического танго, слегка переиначенного на современный лад. Щемяще-ностальгические нотки аккордеонав нем соседствуют с довольно бодрым общим темпом и саксофонными фразами, чем-то неуловимо ...
Вы думаете, этот диск называется "Серебро в Бронксе"? Нет–нет,речь идет о человеке по имени Хорэс Силвер (Horace Silver), крупнейшем джазовом пианисте и лидере весьма известного комбо, человеке, имя котороголишь из–за невозможности сразу объять все ...