Так получается, что эта рецензия будет чем-то вроде некролога. Последний, изданный в начале 1998 года альбом Томаса Чапина дошел до нас уже после его безвременной смерти — ему было всего 40, и он знал о том,что медленно умирает. И хотя музыка с этого диска была записана еще в 1996году, никак невозможно отделаться от мысли, что он уже тогда сочинял каждуювещь, как некий реквием самому себе.
Что поражает сразу в тех звуках, которые он извлекаетиз своих саксофонов и флейт, так это неизбывная страстность и абсолютнаясамоотдача. Он просто живет в своей музыке и заражает своей страстью ислушателей, и тех, кто ему аккомпанирует. Марио Павоне (Mario Pavone) —контрабас, и Майкл Сарин (Michael Sarin) — ударные, чувствуют своего лидерабуквально с лета, и хотя все они в основном играют авангардный современныйджаз, временами об этом можно забыть и просто наслаждаться филиграннойзвуковой вязью трио.
Чапин постоянно балансирует на грани ускользания мелодиии сползания в хаос, но не совершает этого ни разу. А пьеса «Ask For Me»Телониуса Монка (единственная не его собственная композиция на этом альбоме)сыграна с таким шармом и настоящей боповской непринужденностью, что сразустановится ясно — музыкантам не чужда и традиция. Вообще, это очень страннаямузыка — временами модальный джаз, но с фанковыми ритмами, временами фри,— но его свобода чисто внутренняя, в нем нет ни на йоту разболтанностии даже соревновательности. Я лично припомню очень мало авангардного джаза,обладающего таким же слаженным ансамблевым звучанием и уделяющего стольковнимания мелодике.
Композиторский талант Чапина — совершенно отдельный разговор.Его темы часто напоминают отрывки то ли из балета, то ли из какой-либодругой постановки с хореографическими элементами. Визуальность музыки иее эмоциональность совершенно не означают примитивности, скорее, наоборот,— некоторые композиции превращаются в развернутые сюиты с почти классическойструктурой («Night Bird Song», «Bypass»), а другие представляют собой импрессионистические зарисовки-портреты («Just Now», «Triptych»). В последних сочинениях Чапинанет трагизма — напротив, в них сквозит яростный несломленный дух и желание спрессовать все невысказанные идеи в нескольких мелодиях. Наверное, оттого этот альбом невероятно насыщен концентрированными композиторскими замысламии слушается с таким напряжением. Хотя, конечно, веселым или жизнерадостным «Sky Piece» назвать никак нельзя — он грустен, но грусть его не пронизана меланхолией, она отстраненная и философичная.
С этим диском связаны некоторые почти мистические события.Когда я впервые взял его в руки, я ничего не знал о недавней смерти музыканта.Однако, прослушав его несколько раз подряд, я так и не смог взяться заручку — словно ожидал чего-то. И, когда спустя пару недель печальное известиенаконец пришло, все встало на свои места. Согласитесь, писать о нем, незная этого, было бы неправильно.
© ℗ 1998 Knitting Factory Rec.
11 tks / 65 mins
Евгений ДОЛГИХ