В свое время Модест Мусоргский под впечатлением работхудожника Гартмана создал цикл музыкальных пьес под названием "Картинки с выставки", которые вошли в золотой фонд музыкальной классики. Относительно недавно на рихтеровском фестивале "Декабрьские вечера" пианист Леонид Чижик пытался импровизировать на темы импрессионистов в зале Ван Гога в музееПушкина. В программе "Моменты" вы имеете интересную возможность послушать,с помощью каких средств подобного рода идеи воплощаются сегодня. Группа современной музыки, называющая себя "Канвас Трио",пытается навести связи между современным визуальным искусством и музыкой.Форма, перспектива, текстура, цвет, колорит — то, что просто и понятнов живописи, — музыканты пытаются изобразить с помощью звуков. Они звукопишутрегистрами, тональностями, тембрами и их смешением.
В составе трио: скрипач Карлос Дзингаро из Португалии(академическое музыкальное образование, работа в ряде камерных оркестров современной музыки, а также в рок-составах, в 1979 году основал Фонд созидательной музыки в Вудстоке, в 1981 году получил премию за музыку для театра, продюсируетмузыкальные фильмы, оперные и танцевальные представления), контрабасист Джоэль Лэндрэ из Франции (живет в США, имеет опыт студийной работы с огромнымколичеством американских джазменов) и немец Рюдигер Карл, играющий на кларнетеи аккордеоне (начинал музыкальную карьеру в качестве тенор-саксофониста,с 1968 года занимается импровизационной музыкой, активно концертирует изаписывается).
Непосредственным вдохновителем цикла из 16-ти пьес стало творчество немецкого художника Курта Швиттера (1887-1948). В своих коллажах,сконструированных в разных стилях, он использовал такие вещи, как ногти,гвозди, почтовые марки, перья, кусочки ткани, фрагменты газет и т.д. Словноживописные полотна, музыкальные "Моменты", из которых состоит диск, выдержаныв духе сюрреализма, абстракционизма, дадаизма, конструктивизма — как этопредставляют себе музыканты. Все 16 музыкальных моментов — чистейшая импровизация.И, подобно коллажам Швиттера, они состоят из разнообразнейших, порой разительноконтрастных фрагментов. Исполнители находят удивительные, иногда далеконе музыкальные приемы звукоизвлечения: свист, звон, шепот, рев. Все этодовольно искусным образом "конструируется", клеится, приобретая неожиданнуюцелостность и выразительность. Несмотря на отсутствие привычных гармониии тональности, результат весьма интересен: дело здесь в мастерстве, музыкальностиисполнителей, в их способности слышать друг друга и в изысканности и деликатностиакадемических музыкальных инструментов. Но главное — они заставляют себявнимательно слушать.
Это очень хороший альбом со спокойной, качественной и красивой музыкой,записанный настоящими мастерами своего дела, известными в джазовом мире достаточно давно и широко. Но недаром, характеризуя общее настроение альбома, на первое место я поставил ...
На диске написано: "Фил Минтон — вокал соло". В уголке мелкими буквами добавлено: "Новая музыка / (большей частью) свободная импровизация". Ну, думалось перед прослушиванием, свободная, так свободная — мало ли мы их, различных, слышали. Как ...
Итак, похоже, я могу теперь считать себя полноправным музыкальным обозревателем журнала "JAZZ-квадрат"! Ведь когда тебе доверяют прорецензировать альбом с эйсид-джазом, это можно сравнить со своего рода обрядом инициации, посвящения в настоящие ...
Один из самых знаменитых джазовых лейблов представляет нам CD с архивными записями одного из виднейших тенористов хард–бопа — Бенни Голсона. Здесь перезаписаны на "цифру" материалы двух сессий сорокалетней давности, ноября и декабря 1958 года, ...
Пианист, вокалист и руководитель классического свингового бэнда Бобби Шорт сделал эту программу в честь тридцатилетия выступлений своего оркестра в нью-йоркском "Cafe Carlyle". Его коллектив представляет собой биг-бэнд в миниатюре — три саксофона, ...
Вынужден просто развести руками: я, не слишком горячий поклонник незатейливой, выдержанной в суровой мейнстримовской действительности музыки, в данном случае от прослушивания альбома Ирвина Стокса получил массу удовольствия. Показательно, что это ...
Певец Эрл Гэйнс — "человек из раньшего времени", как любил выражаться незабвенный Михаил Самуэлевич Паниковский. Его первый "золотой" хит "ItТs Love Baby (24 Hours A Day)" появился, страшно подумать, еще в 1955 г. С тех пор Эрл знавал всякие ...
В джазе нет другого инструмента, кроме "Хэммонд"В-3, органа, обладающего таким же мощным, сочным и в то же время нежным звучанием. Вдоволь "накушавшись" синтезаторов, и музыканты, и публика опять начинают возвращаться к первому настоящему ...
6 компакт-дисков составляют альбом, записанный за три вечера в клубе "The Blue Note". Эти концерты были первыми публичными выступлениями нового акустического комбо Чика Кориа. Сам лидер первоначально предполагал использовать клубные пленки только ...
Хуан Карлос Куинтеро описывает на данном альбоме свой путь домой. Буквально с первых тактов становится понятно, что дом музыканта лежит где-то в тех областях, в которых латиноамериканская музыка занимает главенствующее положение, будто старейшина ...
Представьте себе: промозглый зимний день, сильный ветер. Вы идете по бескрайней, заснеженной равнине. И негде ни согреться, ни отдохнуть. Представили? Или представлять особо и не хочется (да в общем–то вам это и не нужно)? Но вряд ли музыка команды ...
Уэйн Хорвиц — музыкант из Сиэттла, за последние десять лет приобретший на американской джазовой сцене немалый авторитет. Хорвица называют "возродителем "Хаммонда". И он действительно вдохнул в этот, казалось, совершенно устаревший инструмент новую ...