В свое время Модест Мусоргский под впечатлением работхудожника Гартмана создал цикл музыкальных пьес под названием "Картинки с выставки", которые вошли в золотой фонд музыкальной классики. Относительно недавно на рихтеровском фестивале "Декабрьские вечера" пианист Леонид Чижик пытался импровизировать на темы импрессионистов в зале Ван Гога в музееПушкина. В программе "Моменты" вы имеете интересную возможность послушать,с помощью каких средств подобного рода идеи воплощаются сегодня. Группа современной музыки, называющая себя "Канвас Трио",пытается навести связи между современным визуальным искусством и музыкой.Форма, перспектива, текстура, цвет, колорит — то, что просто и понятнов живописи, — музыканты пытаются изобразить с помощью звуков. Они звукопишутрегистрами, тональностями, тембрами и их смешением.
В составе трио: скрипач Карлос Дзингаро из Португалии(академическое музыкальное образование, работа в ряде камерных оркестров современной музыки, а также в рок-составах, в 1979 году основал Фонд созидательной музыки в Вудстоке, в 1981 году получил премию за музыку для театра, продюсируетмузыкальные фильмы, оперные и танцевальные представления), контрабасист Джоэль Лэндрэ из Франции (живет в США, имеет опыт студийной работы с огромнымколичеством американских джазменов) и немец Рюдигер Карл, играющий на кларнетеи аккордеоне (начинал музыкальную карьеру в качестве тенор-саксофониста,с 1968 года занимается импровизационной музыкой, активно концертирует изаписывается).
Непосредственным вдохновителем цикла из 16-ти пьес стало творчество немецкого художника Курта Швиттера (1887-1948). В своих коллажах,сконструированных в разных стилях, он использовал такие вещи, как ногти,гвозди, почтовые марки, перья, кусочки ткани, фрагменты газет и т.д. Словноживописные полотна, музыкальные "Моменты", из которых состоит диск, выдержаныв духе сюрреализма, абстракционизма, дадаизма, конструктивизма — как этопредставляют себе музыканты. Все 16 музыкальных моментов — чистейшая импровизация.И, подобно коллажам Швиттера, они состоят из разнообразнейших, порой разительноконтрастных фрагментов. Исполнители находят удивительные, иногда далеконе музыкальные приемы звукоизвлечения: свист, звон, шепот, рев. Все этодовольно искусным образом "конструируется", клеится, приобретая неожиданнуюцелостность и выразительность. Несмотря на отсутствие привычных гармониии тональности, результат весьма интересен: дело здесь в мастерстве, музыкальностиисполнителей, в их способности слышать друг друга и в изысканности и деликатностиакадемических музыкальных инструментов. Но главное — они заставляют себявнимательно слушать.
С марта по июнь 1998г. в одной из студий Лос-Анджелеса ансамбль "Vas"вел работу над записью своего второго альбома. После этого еще два месяцашла техническая подготовка диска к изданию. Уже сама внушительность этоговременного отрезка говорит о ...
Весь альбом построен на тотальных ассоциациях и не менее тотальной импульсивности высказывания, спонтанной импровизации. Как это надоело! Хотя и с громадным уважением отношусь ко всем таким музыкантам, многих из которых знаю лично и давно. Несмотря ...
С искрометными ритмами "Gypsy Rain" ("Цыганского дождя") эта музыка втекает в дом и, похватывая тебя, закруживает в танце целительных мелодий. В ней и страсть, и потаенная печаль одинокого сердца, и не вызванная ничем радость жизни. Просто жизнь, ...
Фортепианное трио — неувядающий, популярнейший до сихпор состав в джазе. Американский пианист Боб Деген — очередной, но далеконе последний мастер своего инструмента, старающийся выразить себя в этойдостаточно традиционной, но скрывающей так много ...
Ой, давненько уж не попадался в руки такой живой, непосредственный, задорный, молодой и в то же время традиционный, коренной "черный"блюз. Крис Томас Кинг, 29–летний сын знаменитого блюзмена из Луизианы ТэббиТомаса (Tabby Thomas) придает ...
Говоря по существу, данную программу в качестве джазовой рассматривать если вообще нельзя, то во всяком случае — сложно. И хотя многие темы Барта Бахараха время от времени и используются джазменами в качестве основ для импровизаций, совместная ...
Для многих творческих людей из британских доминионов путьк международному успеху можно изобразить, перефразируя Михал Михалыча Жванецкого :нужно "окончить", скажем, Новую Зеландию, затем "поступить"в Англию, "закончить" ее, "поступить" в США и там ...
Альбом Питера Фэнда, название которого означает «Посвящение», представляет собой редкостный экземпляр медитативной музыки. Музыкант играетна kora. Эта древняя, очень своеобразно звучащая двадцатиоднострунная (!)лютня пришла к нам из Западной Африки. ...
Знаете, я слышал традиционный джаз в самых разнообразнейших аранжировках и исполнениях и как-то привык, что ничего нового никому там сказать уже не удастся. К счастью, я ошибался. Самое забавное как раз заключается в том, что и музыка, и песенный ...
Интереснейший альбом, название которого, на мой взгляд, точнее бы отражалоего суть в таком виде: "Visions Of Music. World + Jazz". Слушательне найдет здесь обзора того, как играют, скажем, джазовый мейнстрим, традициюили авангард в Нью-Йорке, Москве ...
Вам наверняка знакома такая ситуация: случайно попавшийв руки журнал — то ли в вокзальном зале ожидания, то ли в захолустной библиотекезаштатного дома отдыха. А в журнале — интереснейшая проза, захватывающая,умная, но... опубликованная ...
Не знаю, как оценивает прошедший год сам Вячеслав Горский, но, глядясо стороны, нельзя не признать его весьма урожайным в творческом плане.Во всяком случае, те планы, которыми делился музыкант в своем интервью"Jazz–квадрату" (см. #8/98), в ...