Итак, похоже, я могу теперь считать себя полноправным музыкальным обозревателем журнала "JAZZ-квадрат"! Ведь когда тебе доверяют прорецензировать альбом с эйсид-джазом, это можно сравнить со своего рода обрядом инициации, посвящения в настоящие "бойцы"нашего маленького, но оч-чень воинственного племени!
Правда, на обложке третьего сборника под названием "Bossa Brava" отсутствует "перст указующий" в виде надписи "This Is Acid-Jazz". Но и издание этого CD фирмой "Instinct Records"— Меккой и одновременно Мединой эйсид-джаза — и сам характер музыки, звучащей на диске, выдают ее стилистическую принадлежность.
Сразу подчеркну, что для меня это музыка чужая, ни одна струна в душе от нее не резонирует. "Так какого же..?" — вправе сказать иной поклонник эйсид-джаза. Попытаюсь объясниться. Поклонник любит свою музыку без помощи любых толкователей-посредников. Но я уверен, что среди наших читателей хватает людей, мало знакомых с этим стилем. И вотдля них эти "заметки постороннего", в которых я стараюсь быть максимально объективным, могут оказаться полезными.
На диске представлены столпы эйсид-джаза — составы "Exodus Quartet" и "Sounscape UK", гитарист Найджел Уоллес-Прайс(Nigel Wallace-Price), представлены японцы "Secret Vibes", итальянцы"Quintetto X" и "Free Flow" и еще шесть составов. Музыкачисто инструментальная, за одним исключением: группа "Damn!"исполняет в манере хип-хопа композицию с очень "ароматным" названием "Вонючая-вонючая пепельница" ("Stinky Stinky Ashtray").Латинский акцент в названии сборника вполне оправдан: более половины вещейокрашены в латиноамериканские тона. Кстати, босса-нова, как и самба, сальса и другие мелодии, родившиеся южнее Рио-Гранде, — это, как известно, танцы.
Вот и этот альбома лучше использовать не для прослушиваниясидя в кресле, а для танца, лучше — в дискотеке, современной, конца века,с массированным воздействием на все органы чувств сразу. Из кресла можновоспринять 3-4 трека (с более развитой структурой и интересными темами),для танца хороши все. Причем, диск даже построен так, что пьесы с 6 по 9 дают возможность отдышаться между более энергичными стартовыми и финальнымиблоками.
Когда-то давно джаз уже царил в дансингах. Он сильно видоизменился,став поп-музыкой того времени. Реакцией на это оказалась революция бопа.Не исключаю, что на какое-то время и эйсид-джаз может стать столбовой дорогойразвития. Но это явно понравится не всем. Так что вполне может быть,что он лишь буревестник новой джазовой революции.
Instinct Records
1998
Леонид АУСКЕРН