Господа, со всей ответственностью заявляю, что абсолютное большинство из вас и не подозревает, КАК может звучать саксофонный квартет. Впрочем, и я не подозревал до того момента, как поставил этот диск в проигрыватель.Если вы думаете, что я мистифицирую вас и нагнетаю напряжение для эффектного рекламного трюка, то вы ошибаетесь.
Если не знать этого заранее или не изучить внимательно буклет к альбому бельгийского квартета, можно долго недоумевать по поводу того, почему в списках исполнителей стоят только саксофонисты и нет... перкуссионистов.Ибо музыка начинается с невероятной, упругой, сочной, мелодичной перкуссии, на фоне которой можно слышать то придыхания, то легкие попевки саксофонов.Создается абсолютно полное впечатление, что играет по меньшей мере ансамбльиз нескольких таблистов с целым арсеналом инструментов.
Ан нет - роль всех барабанов исполняют... саксофонные клапана. Не знаю точно, какую технику изобрела эта четверка, скорее всего, у них в запасемного приемов, но могу предположить, что они просто оттягивают пальцами подпружиненные клапана и отпускают их - получаются удары, очень похожие на стук пальцами по барабану с оттяжкой, причем каждый клапан дает свой тон. Возможно, используются какие-нибудь упругие прокладки или что-либоеще: очень уж звучание барабанное, мембранное. Микрофоны для подзвучки,наверное, всовывают внутрь инструмента.
Опять же вы можете сказать - фокусов нам только не хватало, понимаешь...Но и это суждение, поверьте мне, будет неверным. Никаких фокусов: репертуарсерьезный и исключительно собственный, жанр - академически-джазовый авангардв диапазоне аналогов от Карлхайнца Штокхаузена до Стива Лейси. Музыка оченьдинамична, напряжена, но при этом в ней очень велика роль пауз, самая длиннаяиз которых, в последней композиции, занимает ни много ни мало, а целых...полторы минуты. Но это, конечно, исключение. Многие вещи представляют собой"комментарии" к современным театральным постановкам или к музейнымэкспозициям - одна из композиций анонсирована в буклете как "звуковая скульптура для квартета, видео и трехмерных звуковых эффектов". Видео,понятное дело, на диске не записано, но с шумовыми эффектами все в порядке...
Разумеется, музыканты используют и традиционную саксофонную технику,как отдельно, так и в сочетании с "перкуссионной". Особенно впечатляет баритон - то могучий, как иерихонская труба, то нежный, как полет шмеля,но неизменно ровный и плавный - иногда его можно принять даже за... орган.Впрочем, и его партнеры великолепны: им подвластен, кажется, почти любой стиль и любая фантазия. Совершенно не могу удержаться и ставлю диску пятерку с плюсом. Пожалуй, даже с двумя.
(c) ℗ BMG 1998 Classical / RCA Victor
11 tks / 61 mins
(Cezariusz Gadzina, Eric Sleichim, Raf Minten, Veronique Delmelle -saxes)
Игра Боба Уилбера (альт-саксофон) и Дика Хаймана ("Хаммонд"-орган)сразу же воскрешает в памяти неподражаемую пару Джонни Ходжес — Уайлд Билл Дэвис. Даже составы их оркестров почти идентичны: альт-сакс — орган — тромбон— гитара — бас — ударные. У ...
Количество превосходных эпитетов, которыми снабжает западнаяпресса американского гитариста Джо Морриса, не может не производить впечатление."Наиболее впечатляющий и смелый гитарист последнего десятилетия","революционер гитары", "один из самых ...
Спокойная, величественная, местами грустная, местами торжественнаямузыка, строго выдержанная в темпе адажио. В ней практически нет национальных норвежских мотивов, но она сама по своему настроению — север, море, скалы, кричащие чайки, пасмурное ...
В последние годы появляется все больше и больше джазменов, "новообращенных"из академических исполнителей. Однако тенденция, и причем тенденция отрадная.Исполнители не стесняются своей академической школы, играя джаз, не прячутее и обогащают музыку ...
Абсолютно спонтанная импровизационная работа британского трио Джон Маршалл (ударные), Тео Трэвис (саксофоны, флейта) и Марк Вуд(гитара). История самого трио весьма любопытна и так же случайна, как имузыка, которую оно исполняет. Изначально это был ...
Билли Кобэм — живая легенда совсем недавних времен джаз–рока и фьюжн.Он успел переиграть чуть ли не со всеми, кто создавал этот стиль: первыйсостав "Махавишну окестра", знаменитые диски Майлса Дэйвиса,Питера Гэбриела, Херби Хэнкока, Джорджа Бенсона. ...
Молдавский джаз еще в советские времена был достаточно большой загадкой даже для знатоков, которые посещали многочисленные в 80-ые годы фестивали. Но даже тогда из этой южной республики очень редко выплывали музыканты, к которым приходила ...
Вы когда–нибудь купались в шампанском? Я тоже нет. Однако, думаю, связанное с подобным купанием ощущение сверхизысканной роскоши где–то сродни чувствам,которые переполнят душу любого поклонника джаза после прослушивания этого ...
"Эл Грэй не РАБОТАЕТ на сцене — он ИГРАЕТ",— так говорят про него те, кто его видел. Как мне кажется, это в полной мере можно ощутить и в записи. Его глубоко засурдиненный тромбон беседует со слушателем — то напевает мелодию, то ворчит, то бормочет, ...
Воистину, отсутствие патриотизма дает иногда поразительные результаты.Направленность творческого мышления "человека планеты" АнатолияГерасимова ушла так далеко от привычных нам стилей (опираясь, впрочем,на их элементы) и так близко подошла к порогу ...
Администрация молодой звукозаписывающей фирмы "Stubborn Records" (существует с 1993 года) глубоко убеждена в том, что регги и ска — это киты, на которых держится вся современная рок-музыка. Об этом она говорит в своем программном заявлении на ...
Этот диск интересен прежде всего необычным сочетанием инструментов, голосов и музыкальной тематики. Одним из компонентов музыки является тембр- окраска звука, его характер, зависящий в первую очередь от того, какие гармонические созвуки и в какой ...