Господа, со всей ответственностью заявляю, что абсолютное большинство из вас и не подозревает, КАК может звучать саксофонный квартет. Впрочем, и я не подозревал до того момента, как поставил этот диск в проигрыватель.Если вы думаете, что я мистифицирую вас и нагнетаю напряжение для эффектного рекламного трюка, то вы ошибаетесь.
Если не знать этого заранее или не изучить внимательно буклет к альбому бельгийского квартета, можно долго недоумевать по поводу того, почему в списках исполнителей стоят только саксофонисты и нет... перкуссионистов.Ибо музыка начинается с невероятной, упругой, сочной, мелодичной перкуссии, на фоне которой можно слышать то придыхания, то легкие попевки саксофонов.Создается абсолютно полное впечатление, что играет по меньшей мере ансамбльиз нескольких таблистов с целым арсеналом инструментов.
Ан нет - роль всех барабанов исполняют... саксофонные клапана. Не знаю точно, какую технику изобрела эта четверка, скорее всего, у них в запасемного приемов, но могу предположить, что они просто оттягивают пальцами подпружиненные клапана и отпускают их - получаются удары, очень похожие на стук пальцами по барабану с оттяжкой, причем каждый клапан дает свой тон. Возможно, используются какие-нибудь упругие прокладки или что-либоеще: очень уж звучание барабанное, мембранное. Микрофоны для подзвучки,наверное, всовывают внутрь инструмента.
Опять же вы можете сказать - фокусов нам только не хватало, понимаешь...Но и это суждение, поверьте мне, будет неверным. Никаких фокусов: репертуарсерьезный и исключительно собственный, жанр - академически-джазовый авангардв диапазоне аналогов от Карлхайнца Штокхаузена до Стива Лейси. Музыка оченьдинамична, напряжена, но при этом в ней очень велика роль пауз, самая длиннаяиз которых, в последней композиции, занимает ни много ни мало, а целых...полторы минуты. Но это, конечно, исключение. Многие вещи представляют собой"комментарии" к современным театральным постановкам или к музейнымэкспозициям - одна из композиций анонсирована в буклете как "звуковая скульптура для квартета, видео и трехмерных звуковых эффектов". Видео,понятное дело, на диске не записано, но с шумовыми эффектами все в порядке...
Разумеется, музыканты используют и традиционную саксофонную технику,как отдельно, так и в сочетании с "перкуссионной". Особенно впечатляет баритон - то могучий, как иерихонская труба, то нежный, как полет шмеля,но неизменно ровный и плавный - иногда его можно принять даже за... орган.Впрочем, и его партнеры великолепны: им подвластен, кажется, почти любой стиль и любая фантазия. Совершенно не могу удержаться и ставлю диску пятерку с плюсом. Пожалуй, даже с двумя.
(c) ℗ BMG 1998 Classical / RCA Victor
11 tks / 61 mins
(Cezariusz Gadzina, Eric Sleichim, Raf Minten, Veronique Delmelle -saxes)
Чарли Мариано, ветеран–саксофонист, неустанно экспериментирующий и находящийсяв поиске новых форм и звучаний, сделал проект, опирающийся в равной степени на академические итальянские и джазовые музыкальные корни. Результат постилю очень напоминает ...
Голландская фирма "Timeless", под эгидой которой выходят диски с этикеткой "World Wide Jazz", питает особое пристрастие к издания, где, по мере возможности, детально и всесторонне рассматривается творчество того или иного музыканта или определенное ...
Название нового альбома чилийского виртуоза Оскара Лопеса можно перевестина русский, как "Искушение" или "Соблазн". По мнению автора, соблазном может служить сама музыка: например, с ее помощью можно даже летать в мечтах. Увы, мне полетать с помощью ...
Интересно было бы подсчитать, которые по счету интерпретации стандартов "Body And Soul" и "Каравана" сделаны на этот раз уже британским трио пианиста Тима Ричардса. Тут главным становится не узнаваемость, а наличие какой-нибудь отличительной ...
Альбом представляет собой аудиодайджест из уже изданных или еще толькоготовящихся к изданию джазовых дисков самой молодой и весьма амбициознойроссийской фирмы "Богема". Помимо очевидного рекламно–информационногоуклона, естественного для такого ...
О существовании этого пианиста с достаточно запутанной родословной (если судить по фамилии) я узнал, только получив в руки данный альбом. Скажу сразу: на мой личный вкус знакомство большого восторга не вызвало. Во всяком случае, Локаско (буду именно ...
Какая замечательная компания музыкантов участвовала взаписи этого альбома! Такое впечатление, что вместе с Джоном Вэланом иего группой над «Flirting With The Edge» работала чуть ли ни вся команда"Narada". Здесь и известный гитарист Оскар Лопес ...
Благодаря фирме "33 Records" мы имели возможность убедиться в многоликости британской джазовой сцены. Здесь работают разные, совершенно непохожие друг на друга мастера, играющие практически во всех существующих джазовых стилях. Однако поклонник ...
Новый альбом живущего ныне в основном в Норвегии композитора и пианиста Михаила Альперина приносит 9 композиций, многие из которых мне лично знакомы уже давно. Еще с тех времен, когда Михаил активно выступал на различных советских джаз–фестивалях, ...
Предлагаем вашему вниманию довольно интересную работу немецкого трубача Тиля Бреннера. В программе использованы в основном авторские темы, а такжекомпозиции, написанные Бреннером совместно с сайдменами, участвующими впроекте. Дополнительно в альбоме ...
С марта по июнь 1998г. в одной из студий Лос-Анджелеса ансамбль "Vas"вел работу над записью своего второго альбома. После этого еще два месяцашла техническая подготовка диска к изданию. Уже сама внушительность этоговременного отрезка говорит о ...
Весь альбом построен на тотальных ассоциациях и не менее тотальной импульсивности высказывания, спонтанной импровизации. Как это надоело! Хотя и с громадным уважением отношусь ко всем таким музыкантам, многих из которых знаю лично и давно. Несмотря ...