Господа, со всей ответственностью заявляю, что абсолютное большинство из вас и не подозревает, КАК может звучать саксофонный квартет. Впрочем, и я не подозревал до того момента, как поставил этот диск в проигрыватель.Если вы думаете, что я мистифицирую вас и нагнетаю напряжение для эффектного рекламного трюка, то вы ошибаетесь.
Если не знать этого заранее или не изучить внимательно буклет к альбому бельгийского квартета, можно долго недоумевать по поводу того, почему в списках исполнителей стоят только саксофонисты и нет... перкуссионистов.Ибо музыка начинается с невероятной, упругой, сочной, мелодичной перкуссии, на фоне которой можно слышать то придыхания, то легкие попевки саксофонов.Создается абсолютно полное впечатление, что играет по меньшей мере ансамбльиз нескольких таблистов с целым арсеналом инструментов.
Ан нет - роль всех барабанов исполняют... саксофонные клапана. Не знаю точно, какую технику изобрела эта четверка, скорее всего, у них в запасемного приемов, но могу предположить, что они просто оттягивают пальцами подпружиненные клапана и отпускают их - получаются удары, очень похожие на стук пальцами по барабану с оттяжкой, причем каждый клапан дает свой тон. Возможно, используются какие-нибудь упругие прокладки или что-либоеще: очень уж звучание барабанное, мембранное. Микрофоны для подзвучки,наверное, всовывают внутрь инструмента.
Опять же вы можете сказать - фокусов нам только не хватало, понимаешь...Но и это суждение, поверьте мне, будет неверным. Никаких фокусов: репертуарсерьезный и исключительно собственный, жанр - академически-джазовый авангардв диапазоне аналогов от Карлхайнца Штокхаузена до Стива Лейси. Музыка оченьдинамична, напряжена, но при этом в ней очень велика роль пауз, самая длиннаяиз которых, в последней композиции, занимает ни много ни мало, а целых...полторы минуты. Но это, конечно, исключение. Многие вещи представляют собой"комментарии" к современным театральным постановкам или к музейнымэкспозициям - одна из композиций анонсирована в буклете как "звуковая скульптура для квартета, видео и трехмерных звуковых эффектов". Видео,понятное дело, на диске не записано, но с шумовыми эффектами все в порядке...
Разумеется, музыканты используют и традиционную саксофонную технику,как отдельно, так и в сочетании с "перкуссионной". Особенно впечатляет баритон - то могучий, как иерихонская труба, то нежный, как полет шмеля,но неизменно ровный и плавный - иногда его можно принять даже за... орган.Впрочем, и его партнеры великолепны: им подвластен, кажется, почти любой стиль и любая фантазия. Совершенно не могу удержаться и ставлю диску пятерку с плюсом. Пожалуй, даже с двумя.
(c) ℗ BMG 1998 Classical / RCA Victor
11 tks / 61 mins
(Cezariusz Gadzina, Eric Sleichim, Raf Minten, Veronique Delmelle -saxes)
6 компакт-дисков составляют альбом, записанный за три вечера в клубе "The Blue Note". Эти концерты были первыми публичными выступлениями нового акустического комбо Чика Кориа. Сам лидер первоначально предполагал использовать клубные пленки только ...
Хуан Карлос Куинтеро описывает на данном альбоме свой путь домой. Буквально с первых тактов становится понятно, что дом музыканта лежит где-то в тех областях, в которых латиноамериканская музыка занимает главенствующее положение, будто старейшина ...
Представьте себе: промозглый зимний день, сильный ветер. Вы идете по бескрайней, заснеженной равнине. И негде ни согреться, ни отдохнуть. Представили? Или представлять особо и не хочется (да в общем–то вам это и не нужно)? Но вряд ли музыка команды ...
Уэйн Хорвиц — музыкант из Сиэттла, за последние десять лет приобретший на американской джазовой сцене немалый авторитет. Хорвица называют "возродителем "Хаммонда". И он действительно вдохнул в этот, казалось, совершенно устаревший инструмент новую ...
Жил да был в городе Гэри, штат Индиана, блюзмэн по имени Лестер "Биг Дэдди" Кинси. И было у него три сына. С малых лет учил "Биг Дэдди" своих детей отцовскому ремеслу. Старшему, Ральфу, отец подарил барабан, среднему, Дональду — гитару, а ...
"Когда я начинаю играть, я просто становлюсь частью контрабаса, а контрабас становится частью меня; я не играю ноты, я играю себя", — это признание Чарльза Мингуса вспоминается, когда слушаешь игру Эдди Гомеза. Он обладает удивительно органичной ...
Стив Лэйси (его настоящее имя — Стивен Лакриц) — американец по рождению, европеец по месту жительства, чуть ли не единственный саксофонист, играющий только на сопрановой разновидности этого инструмента, — считается одним из ...
Спокойные и чопорные англичане решили поиграть нечто латиноамериканское и, кажется, увлеклись. Но от духа Альбиона, сидящего глубоко внутри, освободиться полностью им не удалось, и все самбы и румбы получились чуть-чуть недоперченными и ...
Не найдется такой, пусть даже самой краткой энциклопедии блюза, где не упоминался бы Джуниор Уэллс. Я специально подчеркиваю этот факт, чтобы читатель получил представление об уровне музыканта, с которымон встречается, приобретая этот диск. Это ...
"Wolverine Orchestra" Бикса Бейдербека вдохновил не один десяток музыкантов как на прямое подражание, так и на переосмысление своего стиля. В Европе в 50–е — 60–е годы диксиленды были страшно популярны — они попросту переживали вторую молодость. В ...
На обложке — пожилой негр, улыбающийся типично по–американски за рулем очень американской машины (древний корытоподобный открытый кадиллак ярко–красного цвета), сидит в обнимку с верной подружкой — электрогитарой "Фендер Телекастер". В прилагающейся ...
В моем домашнем архиве сохранилась опубликованная в "Литературнойгазете" #28/84 статья советского (очень советского) журналиста В.Симонова "Конец джаза?". В ней автор говорил о кризисе джазав США в целом и его прямо-таки умирании в Новом Орлеане. ...