Прославленный пионер "ЕСМ", норвежский саксофонист Ян Гарбарек создал великолепный двойной музыкальный монумент к 30–летнему юбилею самого производительного издательства тончайших и красивейших звуков современной музыки.
Как известно, Ян Гарбарек был вторым по счету музыкантом, после пианиста Мэла Уолдруна, записавшим свой альбом под знаком этой, тогда еще малоизвестной фирмы. И вот теперь, под все той же эмблемой — "ЕСМ" — вышел уже его 22–й именной проект и мгновенно вызвал заметное оживление в музыкальной прессе Европы и Америки. На мой взгляд, вполне обоснованное.
"Rites" ("Ритуалы") — название интригует и пробуждает жажду путешествий в неизведанный мир. Для Гарбарека этот неизведанный мир— вся наша планета. Он словно охотник или, вернее, ловец ее звуков. Каждый раз он умудряется разместить свой звукоулавливатель на новой высоте и все под другим углом. На этот раз Гарбарек создал обширнейшую коллекцию звуков разных стран и построил из них широчайшие музыкальные панорамы.
Первая из них разворачивается где–то над полуостровом Индостан. Именно там — в каком–то индийском селении — Гарбарек записал первоначальный ритм ритуальных барабанов, а также пение птиц и другие таинственные звуки. Вообразите себя высоко парящей птицей. Внизу меняются ландшафты и страны. Вот вы уже парите над Кавказом, а снизу доносится грузинское пение. Это голос вокалиста и дирижера Тбилисского симфонического оркестра Джасуга Кахидзе. Гарбарек был в Грузии в 1996 году и познакомился с Кахидзе во время совместного их концерта. Тем временем ваша птица устремляет свой полет далее. Она пролетает над Балканами, а затем над Малой Азией, делает дугу над Европой и зависает над Скандинавией. Далеко внизу разные народы нашего обширного континента свершают свои таинства и древние ритуалы. Их отзвуки достигают ушей тех, кто не разучился слышать.
Ян Гарбарек уверен, что есть некая едва ощутимая связь между обычаями, ритуалами и музыкальными культурами Индии и Скандинавии. Он затеял грандиозную попытку проследить эту связь через Кавказ и Малую Азию, наблюдая и вслушиваясь со всеохватывающей космической высоты. Захватывающие дух панорамные полотна иногда приобретают особо таинственные оттенки в ньюэйдж–звучании. На мой взгляд, это самый разнообразный и масштабный проект, который когда–либо затевал Ян Гарбарек. Подозреваю, что этот диск может даже стать со временем классикой нашего уходящего столетия (тысячелетия?).
При всяком отсутствии внешней связи этот альбом американской пианисткиДжери Аллен почему–то напомнил мне последний прижизненный альбом ДжонаЛеннона — "Double Fantasy". И та, и другая работы посвящены темелюбви и словно пронизаны этим ...
Четырнадцать блюзовых команд отдали дань памяти своему коллеге, другу и вдохновителю Теодору "Hound Dog" Тэйлору. Онникогда не был так широко известен, как Мадди Уотерс или Альберт Кинг,но в Чикаго, где он провел на сцене разных блюзовых баров и ...
Smooth jazz, или оджазованная поп–музыка. Затрудняюсь с подбором инойдефиниции для проекта, где в соответствующей обработке звучат композиции Леннона и Маккартни ("Michelle"), Стиви Уандера ("Girl Blue"),Берта Бакарака ("The Look Of Love"). ...
Уверен, что для большинства любителей джазовой музыкина пост-советском пространстве понятия "Китай" и "джаз" пересекались лишь в связи с шанхайским периодом деятельности оркестра Олега Лундстрема. И вот первая (для автора этих строк) встреча с ...
Если вы питаете слабость к свободной импровизационной музыке, то, возможно, вас заинтересует этот диск. Конечно, это не фри–джаз начала 60–х, а скорее, продукт его эволюции за истекшие сорок лет. А так как эволюционировали за эти годы и ...
Это очень хороший альбом со спокойной, качественной и красивой музыкой,записанный настоящими мастерами своего дела, известными в джазовом мире достаточно давно и широко. Но недаром, характеризуя общее настроение альбома, на первое место я поставил ...
На диске написано: "Фил Минтон — вокал соло". В уголке мелкими буквами добавлено: "Новая музыка / (большей частью) свободная импровизация". Ну, думалось перед прослушиванием, свободная, так свободная — мало ли мы их, различных, слышали. Как ...
Итак, похоже, я могу теперь считать себя полноправным музыкальным обозревателем журнала "JAZZ-квадрат"! Ведь когда тебе доверяют прорецензировать альбом с эйсид-джазом, это можно сравнить со своего рода обрядом инициации, посвящения в настоящие ...
Один из самых знаменитых джазовых лейблов представляет нам CD с архивными записями одного из виднейших тенористов хард–бопа — Бенни Голсона. Здесь перезаписаны на "цифру" материалы двух сессий сорокалетней давности, ноября и декабря 1958 года, ...
Пианист, вокалист и руководитель классического свингового бэнда Бобби Шорт сделал эту программу в честь тридцатилетия выступлений своего оркестра в нью-йоркском "Cafe Carlyle". Его коллектив представляет собой биг-бэнд в миниатюре — три саксофона, ...
Вынужден просто развести руками: я, не слишком горячий поклонник незатейливой, выдержанной в суровой мейнстримовской действительности музыки, в данном случае от прослушивания альбома Ирвина Стокса получил массу удовольствия. Показательно, что это ...
Певец Эрл Гэйнс — "человек из раньшего времени", как любил выражаться незабвенный Михаил Самуэлевич Паниковский. Его первый "золотой" хит "ItТs Love Baby (24 Hours A Day)" появился, страшно подумать, еще в 1955 г. С тех пор Эрл знавал всякие ...