Прославленный пионер "ЕСМ", норвежский саксофонист Ян Гарбарек создал великолепный двойной музыкальный монумент к 30–летнему юбилею самого производительного издательства тончайших и красивейших звуков современной музыки.
Как известно, Ян Гарбарек был вторым по счету музыкантом, после пианиста Мэла Уолдруна, записавшим свой альбом под знаком этой, тогда еще малоизвестной фирмы. И вот теперь, под все той же эмблемой — "ЕСМ" — вышел уже его 22–й именной проект и мгновенно вызвал заметное оживление в музыкальной прессе Европы и Америки. На мой взгляд, вполне обоснованное.
"Rites" ("Ритуалы") — название интригует и пробуждает жажду путешествий в неизведанный мир. Для Гарбарека этот неизведанный мир— вся наша планета. Он словно охотник или, вернее, ловец ее звуков. Каждый раз он умудряется разместить свой звукоулавливатель на новой высоте и все под другим углом. На этот раз Гарбарек создал обширнейшую коллекцию звуков разных стран и построил из них широчайшие музыкальные панорамы.
Первая из них разворачивается где–то над полуостровом Индостан. Именно там — в каком–то индийском селении — Гарбарек записал первоначальный ритм ритуальных барабанов, а также пение птиц и другие таинственные звуки. Вообразите себя высоко парящей птицей. Внизу меняются ландшафты и страны. Вот вы уже парите над Кавказом, а снизу доносится грузинское пение. Это голос вокалиста и дирижера Тбилисского симфонического оркестра Джасуга Кахидзе. Гарбарек был в Грузии в 1996 году и познакомился с Кахидзе во время совместного их концерта. Тем временем ваша птица устремляет свой полет далее. Она пролетает над Балканами, а затем над Малой Азией, делает дугу над Европой и зависает над Скандинавией. Далеко внизу разные народы нашего обширного континента свершают свои таинства и древние ритуалы. Их отзвуки достигают ушей тех, кто не разучился слышать.
Ян Гарбарек уверен, что есть некая едва ощутимая связь между обычаями, ритуалами и музыкальными культурами Индии и Скандинавии. Он затеял грандиозную попытку проследить эту связь через Кавказ и Малую Азию, наблюдая и вслушиваясь со всеохватывающей космической высоты. Захватывающие дух панорамные полотна иногда приобретают особо таинственные оттенки в ньюэйдж–звучании. На мой взгляд, это самый разнообразный и масштабный проект, который когда–либо затевал Ян Гарбарек. Подозреваю, что этот диск может даже стать со временем классикой нашего уходящего столетия (тысячелетия?).
Знаете, уже достаточно давно я вывел (для себя лично,в общем-то) очень простой и даже несколько физиологичный критерий оценки традиционного свингового джаза. Вы будете смеяться, поэтому присядьте, пожалуйста... М-да, как бы это сказать, чтобы ...
Начавшись с томного пульсирования контрабаса, альбом то обрастает большим количеством звуков всевозможной природы, как то: лай собаки (весьма чистый звук создаёт атмосферу уютного летнего вечера), контр-консервативные партии пианино и электронные ...
Сборник новомодного smooth-джаза, который очень популяренна расплодившихся сейчас во всем мире джазовых радиостанциях. По сути своей,это разновидность обычного коммерческого джаза, которого всегда было полно(вспомните хотя бы Джорджа Бенсона или ...
Музыка не для всех. Не в смысле — элитарная, а в смысле— на любителя. Она требует не только определенного душевного состояния,но и некоторой интеллектуальной подготовки или, по крайней мере, желанияее получить. Оркестр — не оркестр, состав странный ...
Знаменитый американский трубач Чет Бейкер в 1978 году на своем концерте в Мюнхене встретился с молодым немецким вибрафонистом Вольфгангом Лакершмидом, и их знакомство сразу переросло в творческий союз. Они записывались дуэтом, а затем с различными ...
Игра Боба Уилбера (альт-саксофон) и Дика Хаймана ("Хаммонд"-орган)сразу же воскрешает в памяти неподражаемую пару Джонни Ходжес — Уайлд Билл Дэвис. Даже составы их оркестров почти идентичны: альт-сакс — орган — тромбон— гитара — бас — ударные. У ...
Количество превосходных эпитетов, которыми снабжает западнаяпресса американского гитариста Джо Морриса, не может не производить впечатление."Наиболее впечатляющий и смелый гитарист последнего десятилетия","революционер гитары", "один из самых ...
Спокойная, величественная, местами грустная, местами торжественнаямузыка, строго выдержанная в темпе адажио. В ней практически нет национальных норвежских мотивов, но она сама по своему настроению — север, море, скалы, кричащие чайки, пасмурное ...
В последние годы появляется все больше и больше джазменов, "новообращенных"из академических исполнителей. Однако тенденция, и причем тенденция отрадная.Исполнители не стесняются своей академической школы, играя джаз, не прячутее и обогащают музыку ...
Абсолютно спонтанная импровизационная работа британского трио Джон Маршалл (ударные), Тео Трэвис (саксофоны, флейта) и Марк Вуд(гитара). История самого трио весьма любопытна и так же случайна, как имузыка, которую оно исполняет. Изначально это был ...
Билли Кобэм — живая легенда совсем недавних времен джаз–рока и фьюжн.Он успел переиграть чуть ли не со всеми, кто создавал этот стиль: первыйсостав "Махавишну окестра", знаменитые диски Майлса Дэйвиса,Питера Гэбриела, Херби Хэнкока, Джорджа Бенсона. ...
Молдавский джаз еще в советские времена был достаточно большой загадкой даже для знатоков, которые посещали многочисленные в 80-ые годы фестивали. Но даже тогда из этой южной республики очень редко выплывали музыканты, к которым приходила ...