Прославленный пионер "ЕСМ", норвежский саксофонист Ян Гарбарек создал великолепный двойной музыкальный монумент к 30–летнему юбилею самого производительного издательства тончайших и красивейших звуков современной музыки.
Как известно, Ян Гарбарек был вторым по счету музыкантом, после пианиста Мэла Уолдруна, записавшим свой альбом под знаком этой, тогда еще малоизвестной фирмы. И вот теперь, под все той же эмблемой — "ЕСМ" — вышел уже его 22–й именной проект и мгновенно вызвал заметное оживление в музыкальной прессе Европы и Америки. На мой взгляд, вполне обоснованное.
"Rites" ("Ритуалы") — название интригует и пробуждает жажду путешествий в неизведанный мир. Для Гарбарека этот неизведанный мир— вся наша планета. Он словно охотник или, вернее, ловец ее звуков. Каждый раз он умудряется разместить свой звукоулавливатель на новой высоте и все под другим углом. На этот раз Гарбарек создал обширнейшую коллекцию звуков разных стран и построил из них широчайшие музыкальные панорамы.
Первая из них разворачивается где–то над полуостровом Индостан. Именно там — в каком–то индийском селении — Гарбарек записал первоначальный ритм ритуальных барабанов, а также пение птиц и другие таинственные звуки. Вообразите себя высоко парящей птицей. Внизу меняются ландшафты и страны. Вот вы уже парите над Кавказом, а снизу доносится грузинское пение. Это голос вокалиста и дирижера Тбилисского симфонического оркестра Джасуга Кахидзе. Гарбарек был в Грузии в 1996 году и познакомился с Кахидзе во время совместного их концерта. Тем временем ваша птица устремляет свой полет далее. Она пролетает над Балканами, а затем над Малой Азией, делает дугу над Европой и зависает над Скандинавией. Далеко внизу разные народы нашего обширного континента свершают свои таинства и древние ритуалы. Их отзвуки достигают ушей тех, кто не разучился слышать.
Ян Гарбарек уверен, что есть некая едва ощутимая связь между обычаями, ритуалами и музыкальными культурами Индии и Скандинавии. Он затеял грандиозную попытку проследить эту связь через Кавказ и Малую Азию, наблюдая и вслушиваясь со всеохватывающей космической высоты. Захватывающие дух панорамные полотна иногда приобретают особо таинственные оттенки в ньюэйдж–звучании. На мой взгляд, это самый разнообразный и масштабный проект, который когда–либо затевал Ян Гарбарек. Подозреваю, что этот диск может даже стать со временем классикой нашего уходящего столетия (тысячелетия?).
Smooth jazz, или оджазованная поп–музыка. Затрудняюсь с подбором инойдефиниции для проекта, где в соответствующей обработке звучат композиции Леннона и Маккартни ("Michelle"), Стиви Уандера ("Girl Blue"),Берта Бакарака ("The Look Of Love"). ...
Уверен, что для большинства любителей джазовой музыкина пост-советском пространстве понятия "Китай" и "джаз" пересекались лишь в связи с шанхайским периодом деятельности оркестра Олега Лундстрема. И вот первая (для автора этих строк) встреча с ...
Если вы питаете слабость к свободной импровизационной музыке, то, возможно, вас заинтересует этот диск. Конечно, это не фри–джаз начала 60–х, а скорее, продукт его эволюции за истекшие сорок лет. А так как эволюционировали за эти годы и ...
автор: Дмитрий ПОДБЕРЕЗСКИЙ., Дмитрий ПОДБЕРЕЗСКИЙ.
страна: США, США
музыкальный стиль: хард-боп, хард-боп
Это очень хороший альбом со спокойной, качественной и красивой музыкой,записанный настоящими мастерами своего дела, известными в джазовом мире достаточно давно и широко. Но недаром, характеризуя общее настроение альбома, на первое место я поставил ...
На диске написано: "Фил Минтон — вокал соло". В уголке мелкими буквами добавлено: "Новая музыка / (большей частью) свободная импровизация". Ну, думалось перед прослушиванием, свободная, так свободная — мало ли мы их, различных, слышали. Как ...
Итак, похоже, я могу теперь считать себя полноправным музыкальным обозревателем журнала "JAZZ-квадрат"! Ведь когда тебе доверяют прорецензировать альбом с эйсид-джазом, это можно сравнить со своего рода обрядом инициации, посвящения в настоящие ...
Один из самых знаменитых джазовых лейблов представляет нам CD с архивными записями одного из виднейших тенористов хард–бопа — Бенни Голсона. Здесь перезаписаны на "цифру" материалы двух сессий сорокалетней давности, ноября и декабря 1958 года, ...
Пианист, вокалист и руководитель классического свингового бэнда Бобби Шорт сделал эту программу в честь тридцатилетия выступлений своего оркестра в нью-йоркском "Cafe Carlyle". Его коллектив представляет собой биг-бэнд в миниатюре — три саксофона, ...
Вынужден просто развести руками: я, не слишком горячий поклонник незатейливой, выдержанной в суровой мейнстримовской действительности музыки, в данном случае от прослушивания альбома Ирвина Стокса получил массу удовольствия. Показательно, что это ...
Певец Эрл Гэйнс — "человек из раньшего времени", как любил выражаться незабвенный Михаил Самуэлевич Паниковский. Его первый "золотой" хит "ItТs Love Baby (24 Hours A Day)" появился, страшно подумать, еще в 1955 г. С тех пор Эрл знавал всякие ...
В джазе нет другого инструмента, кроме "Хэммонд"В-3, органа, обладающего таким же мощным, сочным и в то же время нежным звучанием. Вдоволь "накушавшись" синтезаторов, и музыканты, и публика опять начинают возвращаться к первому настоящему ...
6 компакт-дисков составляют альбом, записанный за три вечера в клубе "The Blue Note". Эти концерты были первыми публичными выступлениями нового акустического комбо Чика Кориа. Сам лидер первоначально предполагал использовать клубные пленки только ...