Прославленный пионер "ЕСМ", норвежский саксофонист Ян Гарбарек создал великолепный двойной музыкальный монумент к 30–летнему юбилею самого производительного издательства тончайших и красивейших звуков современной музыки.
Как известно, Ян Гарбарек был вторым по счету музыкантом, после пианиста Мэла Уолдруна, записавшим свой альбом под знаком этой, тогда еще малоизвестной фирмы. И вот теперь, под все той же эмблемой — "ЕСМ" — вышел уже его 22–й именной проект и мгновенно вызвал заметное оживление в музыкальной прессе Европы и Америки. На мой взгляд, вполне обоснованное.
"Rites" ("Ритуалы") — название интригует и пробуждает жажду путешествий в неизведанный мир. Для Гарбарека этот неизведанный мир— вся наша планета. Он словно охотник или, вернее, ловец ее звуков. Каждый раз он умудряется разместить свой звукоулавливатель на новой высоте и все под другим углом. На этот раз Гарбарек создал обширнейшую коллекцию звуков разных стран и построил из них широчайшие музыкальные панорамы.
Первая из них разворачивается где–то над полуостровом Индостан. Именно там — в каком–то индийском селении — Гарбарек записал первоначальный ритм ритуальных барабанов, а также пение птиц и другие таинственные звуки. Вообразите себя высоко парящей птицей. Внизу меняются ландшафты и страны. Вот вы уже парите над Кавказом, а снизу доносится грузинское пение. Это голос вокалиста и дирижера Тбилисского симфонического оркестра Джасуга Кахидзе. Гарбарек был в Грузии в 1996 году и познакомился с Кахидзе во время совместного их концерта. Тем временем ваша птица устремляет свой полет далее. Она пролетает над Балканами, а затем над Малой Азией, делает дугу над Европой и зависает над Скандинавией. Далеко внизу разные народы нашего обширного континента свершают свои таинства и древние ритуалы. Их отзвуки достигают ушей тех, кто не разучился слышать.
Ян Гарбарек уверен, что есть некая едва ощутимая связь между обычаями, ритуалами и музыкальными культурами Индии и Скандинавии. Он затеял грандиозную попытку проследить эту связь через Кавказ и Малую Азию, наблюдая и вслушиваясь со всеохватывающей космической высоты. Захватывающие дух панорамные полотна иногда приобретают особо таинственные оттенки в ньюэйдж–звучании. На мой взгляд, это самый разнообразный и масштабный проект, который когда–либо затевал Ян Гарбарек. Подозреваю, что этот диск может даже стать со временем классикой нашего уходящего столетия (тысячелетия?).
"Когда я начинаю играть, я просто становлюсь частью контрабаса, а контрабас становится частью меня; я не играю ноты, я играю себя", — это признание Чарльза Мингуса вспоминается, когда слушаешь игру Эдди Гомеза. Он обладает удивительно органичной ...
Стив Лэйси (его настоящее имя — Стивен Лакриц) — американец по рождению, европеец по месту жительства, чуть ли не единственный саксофонист, играющий только на сопрановой разновидности этого инструмента, — считается одним из ...
Спокойные и чопорные англичане решили поиграть нечто латиноамериканское и, кажется, увлеклись. Но от духа Альбиона, сидящего глубоко внутри, освободиться полностью им не удалось, и все самбы и румбы получились чуть-чуть недоперченными и ...
Не найдется такой, пусть даже самой краткой энциклопедии блюза, где не упоминался бы Джуниор Уэллс. Я специально подчеркиваю этот факт, чтобы читатель получил представление об уровне музыканта, с которымон встречается, приобретая этот диск. Это ...
"Wolverine Orchestra" Бикса Бейдербека вдохновил не один десяток музыкантов как на прямое подражание, так и на переосмысление своего стиля. В Европе в 50–е — 60–е годы диксиленды были страшно популярны — они попросту переживали вторую молодость. В ...
На обложке — пожилой негр, улыбающийся типично по–американски за рулем очень американской машины (древний корытоподобный открытый кадиллак ярко–красного цвета), сидит в обнимку с верной подружкой — электрогитарой "Фендер Телекастер". В прилагающейся ...
В моем домашнем архиве сохранилась опубликованная в "Литературнойгазете" #28/84 статья советского (очень советского) журналиста В.Симонова "Конец джаза?". В ней автор говорил о кризисе джазав США в целом и его прямо-таки умирании в Новом Орлеане. ...
Важность ритма в джазе хорошо иллюстрирует тот факт, что несть числа джазовым составам, независимо от стиля, где лидером является именно барабанщик: от минского диксиленда "Ренессанс" и до знаменитых "Jazz Messengers". Вот и данное трио возглавляет ...
Фирма "Black Top" из Нового Орлеана и продюсер Фред Джеймс, похоже, взялись за настойчивую и последовательную раскрутку звезд вчерашнего дня. Альбом певца Роско Шелтона удивительно напоминает выпущенный в этом же году диск другого вокалиста — ...
"Bazar Bla" — это трио из Швеции, в составе которого три весьма молодых и, надо сказать, очень любящих свой фольклор парня. Так, Йохан Хедин (Johan Hedin) играет на разнообразных смычковых, различающихся как по своим размерам, так и по тону ...
Отличительная особенность современной музыки — альтернативного джаза, фьюжн, джаз-рока, нью эйджа, world music и т.д. — в том, что она почти вся авторская. Если так пойдет и дальше, то скоро количество композиторов может сравняться с числом ...
Изумительно иллюстрированный компакт-диск представляет нам трио традиционной непальской музыки, исполняющее ее в современной форме,но делающее это очень бережно и доносящее до слушателя сам дух этой очень древней страны. Первые же звуки уводят вас ...