Прославленный пионер "ЕСМ", норвежский саксофонист Ян Гарбарек создал великолепный двойной музыкальный монумент к 30–летнему юбилею самого производительного издательства тончайших и красивейших звуков современной музыки.
Как известно, Ян Гарбарек был вторым по счету музыкантом, после пианиста Мэла Уолдруна, записавшим свой альбом под знаком этой, тогда еще малоизвестной фирмы. И вот теперь, под все той же эмблемой — "ЕСМ" — вышел уже его 22–й именной проект и мгновенно вызвал заметное оживление в музыкальной прессе Европы и Америки. На мой взгляд, вполне обоснованное.
"Rites" ("Ритуалы") — название интригует и пробуждает жажду путешествий в неизведанный мир. Для Гарбарека этот неизведанный мир— вся наша планета. Он словно охотник или, вернее, ловец ее звуков. Каждый раз он умудряется разместить свой звукоулавливатель на новой высоте и все под другим углом. На этот раз Гарбарек создал обширнейшую коллекцию звуков разных стран и построил из них широчайшие музыкальные панорамы.
Первая из них разворачивается где–то над полуостровом Индостан. Именно там — в каком–то индийском селении — Гарбарек записал первоначальный ритм ритуальных барабанов, а также пение птиц и другие таинственные звуки. Вообразите себя высоко парящей птицей. Внизу меняются ландшафты и страны. Вот вы уже парите над Кавказом, а снизу доносится грузинское пение. Это голос вокалиста и дирижера Тбилисского симфонического оркестра Джасуга Кахидзе. Гарбарек был в Грузии в 1996 году и познакомился с Кахидзе во время совместного их концерта. Тем временем ваша птица устремляет свой полет далее. Она пролетает над Балканами, а затем над Малой Азией, делает дугу над Европой и зависает над Скандинавией. Далеко внизу разные народы нашего обширного континента свершают свои таинства и древние ритуалы. Их отзвуки достигают ушей тех, кто не разучился слышать.
Ян Гарбарек уверен, что есть некая едва ощутимая связь между обычаями, ритуалами и музыкальными культурами Индии и Скандинавии. Он затеял грандиозную попытку проследить эту связь через Кавказ и Малую Азию, наблюдая и вслушиваясь со всеохватывающей космической высоты. Захватывающие дух панорамные полотна иногда приобретают особо таинственные оттенки в ньюэйдж–звучании. На мой взгляд, это самый разнообразный и масштабный проект, который когда–либо затевал Ян Гарбарек. Подозреваю, что этот диск может даже стать со временем классикой нашего уходящего столетия (тысячелетия?).
Музыка не для всех. Не в смысле — элитарная, а в смысле— на любителя. Она требует не только определенного душевного состояния,но и некоторой интеллектуальной подготовки или, по крайней мере, желанияее получить. Оркестр — не оркестр, состав странный ...
Знаменитый американский трубач Чет Бейкер в 1978 году на своем концерте в Мюнхене встретился с молодым немецким вибрафонистом Вольфгангом Лакершмидом, и их знакомство сразу переросло в творческий союз. Они записывались дуэтом, а затем с различными ...
Игра Боба Уилбера (альт-саксофон) и Дика Хаймана ("Хаммонд"-орган)сразу же воскрешает в памяти неподражаемую пару Джонни Ходжес — Уайлд Билл Дэвис. Даже составы их оркестров почти идентичны: альт-сакс — орган — тромбон— гитара — бас — ударные. У ...
Количество превосходных эпитетов, которыми снабжает западнаяпресса американского гитариста Джо Морриса, не может не производить впечатление."Наиболее впечатляющий и смелый гитарист последнего десятилетия","революционер гитары", "один из самых ...
Спокойная, величественная, местами грустная, местами торжественнаямузыка, строго выдержанная в темпе адажио. В ней практически нет национальных норвежских мотивов, но она сама по своему настроению — север, море, скалы, кричащие чайки, пасмурное ...
В последние годы появляется все больше и больше джазменов, "новообращенных"из академических исполнителей. Однако тенденция, и причем тенденция отрадная.Исполнители не стесняются своей академической школы, играя джаз, не прячутее и обогащают музыку ...
Абсолютно спонтанная импровизационная работа британского трио Джон Маршалл (ударные), Тео Трэвис (саксофоны, флейта) и Марк Вуд(гитара). История самого трио весьма любопытна и так же случайна, как имузыка, которую оно исполняет. Изначально это был ...
Билли Кобэм — живая легенда совсем недавних времен джаз–рока и фьюжн.Он успел переиграть чуть ли не со всеми, кто создавал этот стиль: первыйсостав "Махавишну окестра", знаменитые диски Майлса Дэйвиса,Питера Гэбриела, Херби Хэнкока, Джорджа Бенсона. ...
Молдавский джаз еще в советские времена был достаточно большой загадкой даже для знатоков, которые посещали многочисленные в 80-ые годы фестивали. Но даже тогда из этой южной республики очень редко выплывали музыканты, к которым приходила ...
Вы когда–нибудь купались в шампанском? Я тоже нет. Однако, думаю, связанное с подобным купанием ощущение сверхизысканной роскоши где–то сродни чувствам,которые переполнят душу любого поклонника джаза после прослушивания этого ...
"Эл Грэй не РАБОТАЕТ на сцене — он ИГРАЕТ",— так говорят про него те, кто его видел. Как мне кажется, это в полной мере можно ощутить и в записи. Его глубоко засурдиненный тромбон беседует со слушателем — то напевает мелодию, то ворчит, то бормочет, ...
Воистину, отсутствие патриотизма дает иногда поразительные результаты.Направленность творческого мышления "человека планеты" АнатолияГерасимова ушла так далеко от привычных нам стилей (опираясь, впрочем,на их элементы) и так близко подошла к порогу ...