Jacques Loussier Trio - Satie: Gymnopedies, Gnossenies
26.02.1997
Представьте себе филармонический зал: чинная публика,неспешные разговоры, занавес, программки. В них написано: вечер французскогоимпрессионизма, композитор Эрик Сати, исполняет французское же трио — пианистЖак Лузье, контрабасист Бенуа Дюнойе де Сегоньяк (Benoit Dunoyer de Segonzac) и барабанщик Андрэ Арпино (Andre Arpino).
Среди непосвященных легкое недоумение:ну, контрабас — это еще может быть (хотя естественнее выглядела бы виолончель),но барабаны-то что здесь делают (может быть, имеются в виду литавры)? Но вот подымается занавес, и все видят на сцене пианистаза роялем, контрабасиста (почему-то без смычка) и, действительно, настоящуюударную установку с многочисленными тарелками. Слышны первые классическиеаккорды, а вместе с ними... мягкий джазовый перебор контрабаса, легкийзвон тарелок и мерный перестук-перешептывание щеток по барабанам. В заленарастающий шум — половина слушателей в легкой панике: что за профанация,откуда этот налет легкомысленности и такие чуждые классике ритмы? Вторая вещь подтверждает самые худшие опасения «правоверных консерваторов»: Сати исполняется типичным джазовым трио с типичным, хотя и несколько приглушеннымсвингом, что, конечно, есть эпатаж и посягание на устои. Самые недовольные спешат удалиться и требуют в кассе деньгиобратно, громко возмущаясь и полагая себя обманутыми. Остальные, видя,что определенная часть зала не обращает на них внимания и внимательно слушаеттрио, решает остаться, и... с началом третьей вещи, «Gnossenie No.3», со сцены вдруг проливается рояльным арпеджио такая истинно сатиевская светлаягрусть, очень тактично подчеркнутая ритм-секцией, что и последовавшие всередине пьесы чисто джазовые импровизации уже не могут поколебать желаниядаже наиболее недоверчивых остаться и дослушать музыку до конца. Они не обманулись в своих ожиданиях.
Основное определяющееслово, которое характеризует отношение музыкантов к первоисточнику их концерта,уже прозвучало — не побоюсь повторить его вновь. Жак Лузье предельно тактичен в своих обработках и относится к произведениям Сати не просто как к основедля импровизации, а вполне по-филармонически, только согласно древним традициям,когда не стеснялись играть чужие вещи по-своему. Если искать аналогии,то он играет оригинальные пьесы французского композитора, только со своими обширными каденциями и оригинальным аккомпанементом. Невозможно было удержаться и не проверить этот альбом(а заодно и предыдущие его работы — джазовые обработки Баха и Вивальди)на музыкантах-классиках. Первая реакция — узнавание, слегка возмущенное,зато впоследствии все это перерастает в неподдельный интерес, и прослушивание независимо от окончательного суждения всегда продолжается до самого концасамой последней вещи. Самое интересное, что реакция любителей чистого джаза имеет несколько другое начало — как правило, слегка пренебрежительное,зато абсолютно идентичный финал. Совершенно равнодушным эта музыка еще никого на моей памяти не оставляла.
Итак, похоже, я могу теперь считать себя полноправным музыкальным обозревателем журнала "JAZZ-квадрат"! Ведь когда тебе доверяют прорецензировать альбом с эйсид-джазом, это можно сравнить со своего рода обрядом инициации, посвящения в настоящие ...
Один из самых знаменитых джазовых лейблов представляет нам CD с архивными записями одного из виднейших тенористов хард–бопа — Бенни Голсона. Здесь перезаписаны на "цифру" материалы двух сессий сорокалетней давности, ноября и декабря 1958 года, ...
Пианист, вокалист и руководитель классического свингового бэнда Бобби Шорт сделал эту программу в честь тридцатилетия выступлений своего оркестра в нью-йоркском "Cafe Carlyle". Его коллектив представляет собой биг-бэнд в миниатюре — три саксофона, ...
Вынужден просто развести руками: я, не слишком горячий поклонник незатейливой, выдержанной в суровой мейнстримовской действительности музыки, в данном случае от прослушивания альбома Ирвина Стокса получил массу удовольствия. Показательно, что это ...
Певец Эрл Гэйнс — "человек из раньшего времени", как любил выражаться незабвенный Михаил Самуэлевич Паниковский. Его первый "золотой" хит "ItТs Love Baby (24 Hours A Day)" появился, страшно подумать, еще в 1955 г. С тех пор Эрл знавал всякие ...
В джазе нет другого инструмента, кроме "Хэммонд"В-3, органа, обладающего таким же мощным, сочным и в то же время нежным звучанием. Вдоволь "накушавшись" синтезаторов, и музыканты, и публика опять начинают возвращаться к первому настоящему ...
6 компакт-дисков составляют альбом, записанный за три вечера в клубе "The Blue Note". Эти концерты были первыми публичными выступлениями нового акустического комбо Чика Кориа. Сам лидер первоначально предполагал использовать клубные пленки только ...
Хуан Карлос Куинтеро описывает на данном альбоме свой путь домой. Буквально с первых тактов становится понятно, что дом музыканта лежит где-то в тех областях, в которых латиноамериканская музыка занимает главенствующее положение, будто старейшина ...
Представьте себе: промозглый зимний день, сильный ветер. Вы идете по бескрайней, заснеженной равнине. И негде ни согреться, ни отдохнуть. Представили? Или представлять особо и не хочется (да в общем–то вам это и не нужно)? Но вряд ли музыка команды ...
Уэйн Хорвиц — музыкант из Сиэттла, за последние десять лет приобретший на американской джазовой сцене немалый авторитет. Хорвица называют "возродителем "Хаммонда". И он действительно вдохнул в этот, казалось, совершенно устаревший инструмент новую ...
Жил да был в городе Гэри, штат Индиана, блюзмэн по имени Лестер "Биг Дэдди" Кинси. И было у него три сына. С малых лет учил "Биг Дэдди" своих детей отцовскому ремеслу. Старшему, Ральфу, отец подарил барабан, среднему, Дональду — гитару, а ...
"Когда я начинаю играть, я просто становлюсь частью контрабаса, а контрабас становится частью меня; я не играю ноты, я играю себя", — это признание Чарльза Мингуса вспоминается, когда слушаешь игру Эдди Гомеза. Он обладает удивительно органичной ...