Phil Minton - A Doughnut in Both Hands (1975–1982)
26.03.1997
На диске написано: "Фил Минтон — вокал соло". В уголке мелкими буквами добавлено: "Новая музыка / (большей частью) свободная импровизация". Ну, думалось перед прослушиванием, свободная, так свободная — мало ли мы их, различных, слышали. Как оказалось, мало.
Альбом начинается очень просто и незамысловато — с душераздирающего вопля, прерываемого короткими сдавленными повизгиваниями, общей длиной в 4 минуты 40 секунд. Больше всего это напоминает забаву маньяка со своей жертвой, когда он то душит ее, но не до конца, то дает вздохнуть и покричать. Выдержать четыре минуты такой пытки, конечно, можно (я имею в виду слушателя), если это только прелюдия к чему–то более значительному. Однако и три последующие импровизации с пением как таковым ничего общего не имеют и вызывают острое желание открыть буклет CD и узнать хоть немного об исполнителе.
И здесь возникает интересная картина. Фил Минтон, английский вокалист–импровизатор, был известен у себя на родине еще в 70–е годы, когда, собственно, и была записана часть этого альбома. Он участвовал в различных составах, как чисто вокальных, так и с инструментальным сопровождением, исполняя в том числе и интерпретации традиционного репертуара. Все это как–то не укладывается в голове после первых четырех "песен" этого CD, но вот уже в пятой возникает какая–то музыкальная голосовая игра, правда, чередующаяся со стонами, рычанием и всхлипами.
Терпеливого слушателя в середине диска, наконец, поджидает сюрприз, начинающийся на восьмой вещи "Wood Song One". Всего этих "лесных песен" будет пять — недлинных, но исключительно любопытных образцов экспериментального пения. Вокалист оперирует своим голосом с легкостью необыкновенной, демонстрируя за неполных двенадцать минут разные техники, включая йодль (австрийское горловое пение — очень эффектное, но трудное для исполнения).
Диапазон и тембр голоса певца больше напоминают классический "поставленный" оперный вокал, однако исполнителю при этом словно смертельно надоело издавать осмысленные гармонизированные звуки, и он просто балуется и издевается над несчастными слушателями. Оставшиеся треки на диске все, кроме одной, похожи на его начало — немузыкальные, зачастую откровенно неблагозвучные фрагменты без структуры и вообще какого–то оформления. И все же, если денег не жалко, иметь подобный альбом в своей коллекции не помешает никому — после него любой самый суровый авангард покажется просто райской музыкой.
Это уже четвертый по счету альбом латиноамериканского пианиста, живущего в США. Он смешал в нем в одно целое блюз, боп, восточные мелодии, Стрейхорна, индийские табла, Колтрейна, карибские конги и вокал — и результат этого столпотворения вовсе не ...
Турция и Балканы, которые несколько столетий находились под турецким влиянием, - это регионы, чья музыка послужила источником вдохновения квартета Pachora при записи данного диска. Очень точно выстроил обложку альбома дизайнер Хьялти Карлссон. ...
Каждый по-своему понимает фольклор: для кого-то здесь эталоном служитэстрадный ансамбль, включающий в свой репертуар наиболее массовые фолк-обработки;кто-то молится на профессионализм академических фольклорных коллективов,а кого-то тянет "поближе к ...
Уникальная запись - одно из последних выступлений непревзойденного художника саксофонного звука. За год до смерти "Mister Tone" открыл в голландскомклубе "The Haarlemse Jazz Club" (существующем, кстати, с 1949 года) серию эпохальных концертов ...
Сирил Пахинуи воспевает ночную луну над родным островом Оаху, что входитв группу Гавайских островов. Пахинуи - гитарист-виртуоз, в совершенствевладеющий традиционной гавайской исполнительской техникой, основанной наприменении специального ...
Честно говоря, не известная мне до сих пор дама Джуди Рафат — очень отважная женщина, коль взялась за издание альбома, состоящего сплошь из композиций авторства легендарного Диззи Гиллеспи. Исполнять его музыку— непросто. Петь — задание ...
Стиль джазового валторниста, одного из сегодняшних российских лидеровджаза Аркадия Шилклопера весьма созвучный диссонансной коде тысячелетия,уже достаточно давно и четко определился. Это достаточно своеобразный авторскийджаз, который утвердил на ...
Группа интуитивной импровизации "Князь Мышкин" за девять лет записала уже больше десяти программ, в основном миниатюр, длиной в двадцать пять - тридцать минут. Вся их музыка рождается в "свободном полете"фантазии исполнителей - никаких повторений, ...
При всяком отсутствии внешней связи этот альбом американской пианисткиДжери Аллен почему–то напомнил мне последний прижизненный альбом ДжонаЛеннона — "Double Fantasy". И та, и другая работы посвящены темелюбви и словно пронизаны этим ...
Четырнадцать блюзовых команд отдали дань памяти своему коллеге, другу и вдохновителю Теодору "Hound Dog" Тэйлору. Онникогда не был так широко известен, как Мадди Уотерс или Альберт Кинг,но в Чикаго, где он провел на сцене разных блюзовых баров и ...
Smooth jazz, или оджазованная поп–музыка. Затрудняюсь с подбором инойдефиниции для проекта, где в соответствующей обработке звучат композиции Леннона и Маккартни ("Michelle"), Стиви Уандера ("Girl Blue"),Берта Бакарака ("The Look Of Love"). ...
Уверен, что для большинства любителей джазовой музыкина пост-советском пространстве понятия "Китай" и "джаз" пересекались лишь в связи с шанхайским периодом деятельности оркестра Олега Лундстрема. И вот первая (для автора этих строк) встреча с ...