Много веков назад бороздили моря храбрые норвежские викинги.Время смыло их цивилизацию, как смывает морской песок набежавшая волна.Но с этих далеких от нас времен сохранились древние музыкальные инструментыи песенные традиции. Основой интересного этнического проекта "EarthSongs" и стала музыка народов Норвегии, а если точнее — традиция Sami, одна из древнейших музыкальных традиций в Европе.
На этом альбоме можно услышать много интереснейших инструментов,таких как, например, разнообразнейшие пастушьи рожки (herding calls) илиочень необычный "jojk", используемый для извлечения особых "горловых"звуков. Когда слушаешь "Earth Songs", поражает, насколько норвежскаямузыка близка к индийскому фолку и даже японским мелодиям. Музыкально эти столь далекие друг от друга места оказываются значительно ближе, чем географически.
Не могу здесь не отметить еще одно сходство. Флейтовые партии Андерса Хагберга,горловое пение на "Biera Maret" напомнили мне песни индейцевчероки в проекте Дино Сольдо "Stonecoat", изданного американскойстудией "Earthtone Records". Между этими проектами есть еще кое-чтообщее: и на "Earth Songs", и на "Stonecoat" этническаямузыка обрамлена джазом. Но если на индейском проекте "оберткой"служит smooth jazz, то, слушая Хагверга, убеждаешься, что он не толькопрекрасный исполнитель, но блестящий джазовый импровизатор (основа "EarthSongs" выглядит намного более солидно).
Теперь несколько слов об этом музыканте. Швед Андерс Хагбергзакончил консерваторию Гетеборга в 1983 году, причем импровизация былаего любимым предметом. Он зарекомендовал себя как один из наиболее уважаемыхшведских исполнителей, много гастролировал по всему свету с такими группами,как "New Jungle Orchestra", "Mynta" и "Winduo".Долгое время Хагберг вместе с индийскими и японскими музыкантами совершалгастрольные туры по Азии, Объединенным Арабским Эмиратам и Японии. Крометого, этот флейтист и саксофонист известен по своим работам над музыкойдля кино и театра.
Вернемся опять к "Earth Songs". Основными частямиэтого проекта являются две сюиты — "Vingslag" и "Folksuite".Первая из них была вдохновлена археологическими находками предметов времен бронзового века на западе Швеции (озеро Vanern). Тогда в середине 80-хбыли найдены древние музыкальные инструменты, которые могли использоватьсяво время религиозных церемоний. Кстати, интересен (своими героическими мотивами, хором, разнообразными, очень выразительными барабанами) "Hymn",завершающий эту сюиту. А в композиции "Pustan" из "Folksuite"можно услышать отголоски прикарпатских мелодий.
Уэйн Хорвиц — музыкант из Сиэттла, за последние десять лет приобретший на американской джазовой сцене немалый авторитет. Хорвица называют "возродителем "Хаммонда". И он действительно вдохнул в этот, казалось, совершенно устаревший инструмент новую ...
Жил да был в городе Гэри, штат Индиана, блюзмэн по имени Лестер "Биг Дэдди" Кинси. И было у него три сына. С малых лет учил "Биг Дэдди" своих детей отцовскому ремеслу. Старшему, Ральфу, отец подарил барабан, среднему, Дональду — гитару, а ...
"Когда я начинаю играть, я просто становлюсь частью контрабаса, а контрабас становится частью меня; я не играю ноты, я играю себя", — это признание Чарльза Мингуса вспоминается, когда слушаешь игру Эдди Гомеза. Он обладает удивительно органичной ...
Стив Лэйси (его настоящее имя — Стивен Лакриц) — американец по рождению, европеец по месту жительства, чуть ли не единственный саксофонист, играющий только на сопрановой разновидности этого инструмента, — считается одним из ...
Спокойные и чопорные англичане решили поиграть нечто латиноамериканское и, кажется, увлеклись. Но от духа Альбиона, сидящего глубоко внутри, освободиться полностью им не удалось, и все самбы и румбы получились чуть-чуть недоперченными и ...
Не найдется такой, пусть даже самой краткой энциклопедии блюза, где не упоминался бы Джуниор Уэллс. Я специально подчеркиваю этот факт, чтобы читатель получил представление об уровне музыканта, с которымон встречается, приобретая этот диск. Это ...
"Wolverine Orchestra" Бикса Бейдербека вдохновил не один десяток музыкантов как на прямое подражание, так и на переосмысление своего стиля. В Европе в 50–е — 60–е годы диксиленды были страшно популярны — они попросту переживали вторую молодость. В ...
На обложке — пожилой негр, улыбающийся типично по–американски за рулем очень американской машины (древний корытоподобный открытый кадиллак ярко–красного цвета), сидит в обнимку с верной подружкой — электрогитарой "Фендер Телекастер". В прилагающейся ...
В моем домашнем архиве сохранилась опубликованная в "Литературнойгазете" #28/84 статья советского (очень советского) журналиста В.Симонова "Конец джаза?". В ней автор говорил о кризисе джазав США в целом и его прямо-таки умирании в Новом Орлеане. ...
Важность ритма в джазе хорошо иллюстрирует тот факт, что несть числа джазовым составам, независимо от стиля, где лидером является именно барабанщик: от минского диксиленда "Ренессанс" и до знаменитых "Jazz Messengers". Вот и данное трио возглавляет ...
Фирма "Black Top" из Нового Орлеана и продюсер Фред Джеймс, похоже, взялись за настойчивую и последовательную раскрутку звезд вчерашнего дня. Альбом певца Роско Шелтона удивительно напоминает выпущенный в этом же году диск другого вокалиста — ...
"Bazar Bla" — это трио из Швеции, в составе которого три весьма молодых и, надо сказать, очень любящих свой фольклор парня. Так, Йохан Хедин (Johan Hedin) играет на разнообразных смычковых, различающихся как по своим размерам, так и по тону ...