Много веков назад бороздили моря храбрые норвежские викинги.Время смыло их цивилизацию, как смывает морской песок набежавшая волна.Но с этих далеких от нас времен сохранились древние музыкальные инструментыи песенные традиции. Основой интересного этнического проекта "EarthSongs" и стала музыка народов Норвегии, а если точнее — традиция Sami, одна из древнейших музыкальных традиций в Европе.
На этом альбоме можно услышать много интереснейших инструментов,таких как, например, разнообразнейшие пастушьи рожки (herding calls) илиочень необычный "jojk", используемый для извлечения особых "горловых"звуков. Когда слушаешь "Earth Songs", поражает, насколько норвежскаямузыка близка к индийскому фолку и даже японским мелодиям. Музыкально эти столь далекие друг от друга места оказываются значительно ближе, чем географически.
Не могу здесь не отметить еще одно сходство. Флейтовые партии Андерса Хагберга,горловое пение на "Biera Maret" напомнили мне песни индейцевчероки в проекте Дино Сольдо "Stonecoat", изданного американскойстудией "Earthtone Records". Между этими проектами есть еще кое-чтообщее: и на "Earth Songs", и на "Stonecoat" этническаямузыка обрамлена джазом. Но если на индейском проекте "оберткой"служит smooth jazz, то, слушая Хагверга, убеждаешься, что он не толькопрекрасный исполнитель, но блестящий джазовый импровизатор (основа "EarthSongs" выглядит намного более солидно).
Теперь несколько слов об этом музыканте. Швед Андерс Хагбергзакончил консерваторию Гетеборга в 1983 году, причем импровизация былаего любимым предметом. Он зарекомендовал себя как один из наиболее уважаемыхшведских исполнителей, много гастролировал по всему свету с такими группами,как "New Jungle Orchestra", "Mynta" и "Winduo".Долгое время Хагберг вместе с индийскими и японскими музыкантами совершалгастрольные туры по Азии, Объединенным Арабским Эмиратам и Японии. Крометого, этот флейтист и саксофонист известен по своим работам над музыкойдля кино и театра.
Вернемся опять к "Earth Songs". Основными частямиэтого проекта являются две сюиты — "Vingslag" и "Folksuite".Первая из них была вдохновлена археологическими находками предметов времен бронзового века на западе Швеции (озеро Vanern). Тогда в середине 80-хбыли найдены древние музыкальные инструменты, которые могли использоватьсяво время религиозных церемоний. Кстати, интересен (своими героическими мотивами, хором, разнообразными, очень выразительными барабанами) "Hymn",завершающий эту сюиту. А в композиции "Pustan" из "Folksuite"можно услышать отголоски прикарпатских мелодий.
Сборник новомодного smooth-джаза, который очень популяренна расплодившихся сейчас во всем мире джазовых радиостанциях. По сути своей,это разновидность обычного коммерческого джаза, которого всегда было полно(вспомните хотя бы Джорджа Бенсона или ...
Музыка не для всех. Не в смысле — элитарная, а в смысле— на любителя. Она требует не только определенного душевного состояния,но и некоторой интеллектуальной подготовки или, по крайней мере, желанияее получить. Оркестр — не оркестр, состав странный ...
Знаменитый американский трубач Чет Бейкер в 1978 году на своем концерте в Мюнхене встретился с молодым немецким вибрафонистом Вольфгангом Лакершмидом, и их знакомство сразу переросло в творческий союз. Они записывались дуэтом, а затем с различными ...
Игра Боба Уилбера (альт-саксофон) и Дика Хаймана ("Хаммонд"-орган)сразу же воскрешает в памяти неподражаемую пару Джонни Ходжес — Уайлд Билл Дэвис. Даже составы их оркестров почти идентичны: альт-сакс — орган — тромбон— гитара — бас — ударные. У ...
Количество превосходных эпитетов, которыми снабжает западнаяпресса американского гитариста Джо Морриса, не может не производить впечатление."Наиболее впечатляющий и смелый гитарист последнего десятилетия","революционер гитары", "один из самых ...
Спокойная, величественная, местами грустная, местами торжественнаямузыка, строго выдержанная в темпе адажио. В ней практически нет национальных норвежских мотивов, но она сама по своему настроению — север, море, скалы, кричащие чайки, пасмурное ...
В последние годы появляется все больше и больше джазменов, "новообращенных"из академических исполнителей. Однако тенденция, и причем тенденция отрадная.Исполнители не стесняются своей академической школы, играя джаз, не прячутее и обогащают музыку ...
Абсолютно спонтанная импровизационная работа британского трио Джон Маршалл (ударные), Тео Трэвис (саксофоны, флейта) и Марк Вуд(гитара). История самого трио весьма любопытна и так же случайна, как имузыка, которую оно исполняет. Изначально это был ...
Билли Кобэм — живая легенда совсем недавних времен джаз–рока и фьюжн.Он успел переиграть чуть ли не со всеми, кто создавал этот стиль: первыйсостав "Махавишну окестра", знаменитые диски Майлса Дэйвиса,Питера Гэбриела, Херби Хэнкока, Джорджа Бенсона. ...
Молдавский джаз еще в советские времена был достаточно большой загадкой даже для знатоков, которые посещали многочисленные в 80-ые годы фестивали. Но даже тогда из этой южной республики очень редко выплывали музыканты, к которым приходила ...
Вы когда–нибудь купались в шампанском? Я тоже нет. Однако, думаю, связанное с подобным купанием ощущение сверхизысканной роскоши где–то сродни чувствам,которые переполнят душу любого поклонника джаза после прослушивания этого ...
"Эл Грэй не РАБОТАЕТ на сцене — он ИГРАЕТ",— так говорят про него те, кто его видел. Как мне кажется, это в полной мере можно ощутить и в записи. Его глубоко засурдиненный тромбон беседует со слушателем — то напевает мелодию, то ворчит, то бормочет, ...