С марта по июнь 1998г. в одной из студий Лос-Анджелеса ансамбль "Vas"вел работу над записью своего второго альбома. После этого еще два месяцашла техническая подготовка диска к изданию. Уже сама внушительность этоговременного отрезка говорит о тщательности, с которой Азам Али и Грег Эллисподошли к своей новой работе. При записи не использовались ни сэмплеры,ни другие компьютерные штучки, о чем со скромной гордостью они объявилив буклете к альбому.
Я ставил этот диск для прослушивания со смешанным чувством радости,тревоги и надежды. Радости - потому что музыка первого альбома группы,"Sunyata" (см. ь 2/97), оказалась фантастически интересной, иновой встречи с "Vas" я ждал с нетерпением. Надежды - потомучто ждал не меньших открытий и от "Offerings", а тревоги - потомучто боялся, что эти ожидания не оправдаются. Предвкушаемое удовольствиебыло получено, хотя легкая тень досады (подчеркиваю - не более, чем тень)все же осталась.
Дуэт представителей двух миров, Запада и Востока, для работы над новымпроектом пригласил еще четверых музыкантов, причем, так сказать, симметрично:двух людей с Запада и двух с Востока. Но симметрия в количестве обернулась,на мой взгляд, асимметрией в качестве: вклад Востока явно перевесил. Еслина первом диске голос Азам и ударные Грега создали стройный и удивительнопритягательный мир, лишенный конкретных географических, да и временныхрамок (может быть, за исключением нескольких пьес с ощутимым индийскимвлиянием), то теперь зурна и най Текбилека и арабская скрипка Азама властноокрасили весь альбом в восточные, а точнее, исламские тона. И иранские,и турецкие, и североиндийские мотивы здесь слиты в один мощный поток, словнонапоминая времена, когда все эти края были в средние века частью единоймощной цивилизации, объединенной исламом и давшей миру образцы невиданноговзлета в науке, поэзии, медицине.
Голос Азам Али все так же чарующ, музыка не утратила ни капли своейволшебной силы (послушайте, к примеру, "Svarga" или "Leyli"),но в рамках новой концепции под стремительный темп пьесы "Wajad"понадобилась уже не ее отстраненная нежность, а экстатично-страстный вокалТекбилека. На смену графике (голос и ударные) пришло буйство красок полиинструментальнойживописи. Вместо заоблачной музыки из мира грез мы получили отличный, новполне однозначный образчик world music. Новое интересно, но не уникально,и поэтому чуть жаль утерянного...
В буклете Азам и Грег поместили строки Джалаледдина Руми (как я заметил,многие музыканты часто цитируют этого великого поэта, суфия и философа),там же они выразили искреннюю благодарность известному ламе Ринпочи. Иэто, и, главное, музыка - свидетельство неустанных духовных поисков этогозамечательного дуэта, а значит - и новых открытий. Подождем, что последуетдальше...
О пианисте Джонни Варро, несмотря на его почтенный возраст, мы мало что знаем - впрочем, как и о многих других белых американских музыкантах.А он, тем не менее, очень приглашаем в джазовом мире и вообще - в джазес детства. Еще подростком Джонни ...
Все добрые слова, найденные шеф-редактором «Jazz-Квадрата» Е.Долгих, когда он писал о безвременной кончине американского джазового музыканта Томаса Чапина (Thomas Chapin) в 5/98, вспомнились мне, едва я поставил этот альбом в свой ...
В шестидесятые-семидесятые годы музыкальный мир был захвачен волной увлечения Индией, но все как будто забыли, что, кроме Индии, естьеще много самого разнообразнейшего народного музыкального творчества. Ивот в последние десять-пятнадцать лет вместе ...
К столетию со дня рождения гениального мелодиста Джорджа Гершвина вышлоуже не меньше десятка альбомов. Уж больно хорош повод собрать вместе звезд,чтобы поиграть и попеть прекрасные, хорошо известные и любимые широкойпубликой темы. Диск Хэрби ...
Джо Биэрд, автор этого проекта, — чрезвычайно нетипичный блюзмэн. Выходец из самого что ни есть блюзового штата Миссисипи, он слышал эту музыку с детства, но сам не делал попыток играть или петь блюз. Такое желание возникло в 1962 году, в ...
С восьмого по одиннадцатый век вся Европа дрожала в ужасе перед опустошительныминашествиями свирепых и беспощадных викингов. Минули столетия. И вот, внаше цивилизованное время, уже более сорока лет датские викинги вновь совершают набеги на многие ...
Одной из наиболее известных групп в мировом джазе 60-хгодов было трио Уинтона Келли, усиленное знаменитым гитаристом Уэсом Монтгомери. По примеру этого коллектива ныне не менее знаменитый басист Рэй Браун создал собственное "усиленное" трио, ...
Жаль, очень жаль, что я только сейчас услышал эту запись. Мое несколько скептическое отношение к Курехину могло бы поколебаться несколько раньше. Рискую навлечь на себя гнев почитателей его таланта, но не могу не признаться: все, слышанное мной из ...
Элитарный альбом. Элитарный как в силу специфики записанного на нем материала, так и в силу особенностей творческого почерка автораи потенциального круга его слушателей. Сын докера-шотландца из североирландского Белфаста появился на сцене сначала в ...
Название альбома редко настолько точно отражает его сущность, как это произошло здесь: «Собственной персоной» — емко, лаконично и почтиисчерпывающе. Пианист, певец и композитор Дэйв Фришберг на этот раз вседелает сам — поет, аккомпанирует самому ...
Когда тебе предстоит слушать фортепианный дуэт, даже если это происходитне на концерте, а в аудиоварианте, от склонившихся каждый над своей клавиатурой,как гонщики перед стартом, пианистов ждешь каких-то элементов шоу. Здесьпочти неизбежен оттенок ...
Познакомившись в предыдущем номере "Jazz-Квадрата" с канадским пианистом Гленом Холлзом и тем, что он играет сегодня, на этот раз мы можем полюбопытствовать, что же он делал вчера. Вчера — это значит два года назад, в принципе, совсем недавно, ...