Тенор-саксофонист Дэйв Мюррей после выхода удивительного альбома "Fo Deuk Revue" в 1996 году получил от критиков множество призов и титул «путешественник в поиске новых звучаний». Новый диск Мюррея появился в результате поездки на остров Гваделупа в Карибском бассейне, который сегодня является центром уникальной креольской культуры, созданной потомками испанских и французских колонизаторов совместно с местными аборигенами. Эта культура испытала сильнейшее влияние Испании, Франции, Африки, но более всего — Латинской Америки и является своеобразной параллелью афро-американской культуре Соединенных Штатов.
Объектом интереса музыканта стали креольские музыкальные жанры гуо-ка (gwo-ka), морнас (mornas), церемониальная музыка креолов. Со своей стороны Мюррей внес свежее и несколько агрессивное современное джазовое мышление. Как афро-американец, он признается в своих симпатиях к культурам такого рода. «Это культура правнуков рабов, родившихся вдалеке от родной земли, говорящих на чужом языке и выросших в чужой культуре», — говорится в преамбуле диска. С американской стороны в записи приняли участие постоянные спутники Мюррея флейтист Джеймс Ньютон (James Newton), звучание его инструмента — одна из важнейших красок в программе, пианист Ди Ди Джексон (D.D.Jackson), контрабасист Рэй Драммонд (Ray Drummond) и барабанщик Билли Харт (Billy Hart).
На острове группе удалось разыскать блестящего гитариста Жерара Локе (Gerard Lockel) и джазовый квинтет, состоящий из местных знаменитостей, которые оказались действительно достойными партнерами нью-йоркских звезд. Авторство большей части композиций на диске принадлежит как раз участникам этого квинтета. Но креольская культура не случайно смогла устоять под напором мощного влияния Америки: слишком она своеобразна. Композиции на диске чрезвычайно разнородны. В них ярко чувствуется либо американское, либо креольское начало. Лишь в двух пьесах в полной мере удалось, пожалуй, все «совместить». В теме "Gansavn'n" модерновый полет флейты и саксофона накладывается на совершенно ритуальные, трансовые ударные и перкашн. В композиции "Savon de Toilette" голос перкуссиониста Клода Кивю (Klod Kiavue), его народная манера пения дали дополнительную, чрезвычайно сочную краску. Главное же, чего достиг Дэвид Мюррей в своем «Креольском проекте» — чрезвычайно свежее, яркое звучание, которое ищут многие современные исполнители и за которое он, конечно, заслуженно получит очередную порцию призов. Оказывается, иногда за этим иногда нужно съездить довольно далеко.
На обложках всех компактов, издаваемых компанией "Ермателль",стоит, словно некий знак качества, надпись "Джаз из Сибири".И слушая диски этой фирмы, исподволь поражаешься многообразию, уровню ипросто обилию высококлассных музыкантов в сибирском ...
Альбом шведского джаза начинается с... почти классического танго, слегка переиначенного на современный лад. Щемяще-ностальгические нотки аккордеонав нем соседствуют с довольно бодрым общим темпом и саксофонными фразами, чем-то неуловимо ...
Вы думаете, этот диск называется "Серебро в Бронксе"? Нет–нет,речь идет о человеке по имени Хорэс Силвер (Horace Silver), крупнейшем джазовом пианисте и лидере весьма известного комбо, человеке, имя котороголишь из–за невозможности сразу объять все ...
Чрезвычайно оригинальный проект, находящийся на стыке фанки, джаз-рока и новомодного эйсид-джаза. От первого в альбоме много перкуссии и "подпрыгивающего" ритма, от второго — общий рисунок ударных (больше барабанов и меньше тарелок), а от третьего — ...
Как обманчива бывает внешность! Не верьте респектабельному облику бизнесмена средней руки, в котором предстает перед нами австрийский гитарист Карл Ратцер на обложке своего нового CD. В душе он наверняка остается все тем же, скорее всего, ...
Это диск для тех, кто любит классическую индийскую музыку, а также для тех, кто проявит достаточно любопытства, настойчивости и терпения, чтобы с ней познакомиться. Дело в том, что от человека, впервые встречающегося с индийской музыкальной ...
Уильям Хукер - редкий тип ударника: он всегда лидер. Может быть, поэтомуон с таким трудом пробивается в "высший свет" авангардного современногонью-йоркского джаза. Это уже его седьмой альбом (пятый на "KnittingFactory"), и не так давно его соизволил ...
Любители старого доброго джаз-рока, этот диск сделан как будто специальнодля вас! Он по-новому и с какой-то легкостью и изяществом воскрешает внашей памяти незабвенные времена "Return To Forever", "ChickCorea Electric Band" и "Weather Report". Нет, ...
"Кольца Сатурна", похоже, продолжают здесь космическую эпопею позднего Колтрейна, "Interstellar Space", "Stellar Regions", в которых в свое время принимал жаркое участие и Рашид Али. Его не назовешь просто барабанщиком. Это скорее барабанный ...
Все логично: начался год Дюка Эллингтона, и мы чтим его, а заодно ивсех, кто был неразрывно связан с ним, с его творчеством. В джазовую палитру Дюк Эллингтон с помощью своего оркестра вписал наиболее яркие краски, основныетона которых принадлежат ...
Альбом открылся древним психоделическим эффектом, где все инструменты играют задом наперед в обратном воспроизведении, точно так, как в "Magical Mystery Tour" "The Beatles". Очевидно, это намек, что время пошло вспять. А далее началась музыка - ...
Это действительно альбом воспоминаний (remembrances), но звучат они совсем не ностальгически. Трубач Джон Фэддис вместе с биг-бэндом Карлоса Францетти (Carlos Franzetti) записали сборник баллад и стандартов в очень прохладной, почти академической ...