Тенор-саксофонист Дэйв Мюррей после выхода удивительного альбома "Fo Deuk Revue" в 1996 году получил от критиков множество призов и титул «путешественник в поиске новых звучаний». Новый диск Мюррея появился в результате поездки на остров Гваделупа в Карибском бассейне, который сегодня является центром уникальной креольской культуры, созданной потомками испанских и французских колонизаторов совместно с местными аборигенами. Эта культура испытала сильнейшее влияние Испании, Франции, Африки, но более всего — Латинской Америки и является своеобразной параллелью афро-американской культуре Соединенных Штатов.
Объектом интереса музыканта стали креольские музыкальные жанры гуо-ка (gwo-ka), морнас (mornas), церемониальная музыка креолов. Со своей стороны Мюррей внес свежее и несколько агрессивное современное джазовое мышление. Как афро-американец, он признается в своих симпатиях к культурам такого рода. «Это культура правнуков рабов, родившихся вдалеке от родной земли, говорящих на чужом языке и выросших в чужой культуре», — говорится в преамбуле диска. С американской стороны в записи приняли участие постоянные спутники Мюррея флейтист Джеймс Ньютон (James Newton), звучание его инструмента — одна из важнейших красок в программе, пианист Ди Ди Джексон (D.D.Jackson), контрабасист Рэй Драммонд (Ray Drummond) и барабанщик Билли Харт (Billy Hart).
На острове группе удалось разыскать блестящего гитариста Жерара Локе (Gerard Lockel) и джазовый квинтет, состоящий из местных знаменитостей, которые оказались действительно достойными партнерами нью-йоркских звезд. Авторство большей части композиций на диске принадлежит как раз участникам этого квинтета. Но креольская культура не случайно смогла устоять под напором мощного влияния Америки: слишком она своеобразна. Композиции на диске чрезвычайно разнородны. В них ярко чувствуется либо американское, либо креольское начало. Лишь в двух пьесах в полной мере удалось, пожалуй, все «совместить». В теме "Gansavn'n" модерновый полет флейты и саксофона накладывается на совершенно ритуальные, трансовые ударные и перкашн. В композиции "Savon de Toilette" голос перкуссиониста Клода Кивю (Klod Kiavue), его народная манера пения дали дополнительную, чрезвычайно сочную краску. Главное же, чего достиг Дэвид Мюррей в своем «Креольском проекте» — чрезвычайно свежее, яркое звучание, которое ищут многие современные исполнители и за которое он, конечно, заслуженно получит очередную порцию призов. Оказывается, иногда за этим иногда нужно съездить довольно далеко.
Сирил Пахинуи воспевает ночную луну над родным островом Оаху, что входитв группу Гавайских островов. Пахинуи - гитарист-виртуоз, в совершенствевладеющий традиционной гавайской исполнительской техникой, основанной наприменении специального ...
Честно говоря, не известная мне до сих пор дама Джуди Рафат — очень отважная женщина, коль взялась за издание альбома, состоящего сплошь из композиций авторства легендарного Диззи Гиллеспи. Исполнять его музыку— непросто. Петь — задание ...
Стиль джазового валторниста, одного из сегодняшних российских лидеровджаза Аркадия Шилклопера весьма созвучный диссонансной коде тысячелетия,уже достаточно давно и четко определился. Это достаточно своеобразный авторскийджаз, который утвердил на ...
Группа интуитивной импровизации "Князь Мышкин" за девять лет записала уже больше десяти программ, в основном миниатюр, длиной в двадцать пять - тридцать минут. Вся их музыка рождается в "свободном полете"фантазии исполнителей - никаких повторений, ...
При всяком отсутствии внешней связи этот альбом американской пианисткиДжери Аллен почему–то напомнил мне последний прижизненный альбом ДжонаЛеннона — "Double Fantasy". И та, и другая работы посвящены темелюбви и словно пронизаны этим ...
Четырнадцать блюзовых команд отдали дань памяти своему коллеге, другу и вдохновителю Теодору "Hound Dog" Тэйлору. Онникогда не был так широко известен, как Мадди Уотерс или Альберт Кинг,но в Чикаго, где он провел на сцене разных блюзовых баров и ...
Smooth jazz, или оджазованная поп–музыка. Затрудняюсь с подбором инойдефиниции для проекта, где в соответствующей обработке звучат композиции Леннона и Маккартни ("Michelle"), Стиви Уандера ("Girl Blue"),Берта Бакарака ("The Look Of Love"). ...
Уверен, что для большинства любителей джазовой музыкина пост-советском пространстве понятия "Китай" и "джаз" пересекались лишь в связи с шанхайским периодом деятельности оркестра Олега Лундстрема. И вот первая (для автора этих строк) встреча с ...
Если вы питаете слабость к свободной импровизационной музыке, то, возможно, вас заинтересует этот диск. Конечно, это не фри–джаз начала 60–х, а скорее, продукт его эволюции за истекшие сорок лет. А так как эволюционировали за эти годы и ...
Это очень хороший альбом со спокойной, качественной и красивой музыкой,записанный настоящими мастерами своего дела, известными в джазовом мире достаточно давно и широко. Но недаром, характеризуя общее настроение альбома, на первое место я поставил ...
На диске написано: "Фил Минтон — вокал соло". В уголке мелкими буквами добавлено: "Новая музыка / (большей частью) свободная импровизация". Ну, думалось перед прослушиванием, свободная, так свободная — мало ли мы их, различных, слышали. Как ...
Итак, похоже, я могу теперь считать себя полноправным музыкальным обозревателем журнала "JAZZ-квадрат"! Ведь когда тебе доверяют прорецензировать альбом с эйсид-джазом, это можно сравнить со своего рода обрядом инициации, посвящения в настоящие ...