Возможно, любители джаза в мире не слишком хорошо знают канадского басиста Нила Свейнсона, но вот джазовым профессионалам это имя говорит о многом – и в США, и, разумеется, в самой Канаде, где Свейнсон пользуется огромным и заслуженным уважением и является четырехкратным лауреатом национальной премии Джюно, канадского варианта Грэмми. Джазовый ветеран, Нил Свейнсон (р.1955), начинал свой путь в городе Виктория, в «канадской Калифорнии» - провинции Британская Колумбия, рае британских пенсионеров. Редкий случай в современном джазе: Свейнсон «академиев не кончал», является самоучкой, освоившим игру на контрабасе самостоятельно и достигшим с этим инструментом головокружительных высот. В 70-х годах он зарекомендовал себя надежным партнером гастролировавших в Канаде именитых американцев – Херба Эллиса, Сонни Ститта, Барни Кессела, играл «экологический джаз» с Полом Хорном. В конце 70-х Свейнсон сменил «канадскую Калифорнию» на «канадский Нью-Йорк», перебравшись в Торонто, главный джазовый центр страны (впрочем, у Монреаля на сей счет свое мнение). Здесь он по-прежнему был весьма востребован, два года в середине 80-х ездил по всей планете с ансамблем трубача Вуди Шоу, а позже вошел в ансамбль знаменитого слепого пианиста Джорджа Ширинга, записывался в его составе и аккомпанировал многим звездам вокального джаза от Нэнси Уилсон до Дайаны Кролл. При этом собственная дискография Нила на удивление скудна: первый альбом 49th Parallel с участием таких звезд, как Вуди Шоу и Джо Хендерсон, он выпустил в 1987 году, а второй, Fire in the West – лишь в 2022-м! Объяснений этого парадокса может быть много. Наиболее вероятно, что Свейнсон был постоянно занят повседневной работой, а, кроме того, он предпочитает высказываться только тогда, когда ему есть, что сказать: не случайно на всех его альбомах звучит только авторская музыка. Не стал исключением и его новый, третий, альбом Here For A While.
Вот здесь уж мы можем лицезреть Свейнсона сразу в трех лицах – он и басист, и композитор, и бэнд-лидер. Для записи Нил собрал секстет из опытных американских и канадских партнеров: тут мы видим и известную пианистку Рени Роснес, и недавнего знакомца по альбому We See, американского тромбониста Стива Дэвиса, и канадских духовиков Брэда Тернера и Келли Джефферсона, и американского ударника Куинси Дэвиса. Кстати, Роснес, Джефферсон и Тернер участвовали и в записи второго альбома Свейнсона пару лет назад. Программа альбома из девяти треков выдержана в духе мэйнстрим-джаза, музыки, которую Нил играет всю жизнь, и к чему бы ему на старости лет изменять своим вкусам! Но уж показать товар лицом в этой органичной для него атмосфере Свейнсон умеет с блеском. Тут есть все: straight-ahead jazz (Lagrange Point, Under Cover of Darkness), тонкие «бразильские» пьесы (In the Path of Angels, Bend), блюз-по-свейнсоновски (Jerry's Blues), баллада-по-свейнсоновски (Here for a While), трибьюты покойным друзьям-музыкантам (Jerry's Blues, One For Rob). Темпы Нил предпочитает преимущественно средние и медленные, любит сложные гармонии, интересные текстуры композиций, неизменный, но ненавязчивый свинг. Музыканты секстета много солируют, но не в ущерб общей линии композиций – причем, не только духовики, которым это «положено по должности», но и все остальные, включая самого Свейнсона – не только мудрого лидера и креативного композитора, но и классного басиста.
…На обложке альбома Нил Свейнсон улыбается, умиротворенно расположившись полулежа в удобном кресле. От его фигуры веет чувством покоя и удовлетворения. Пожалуй, эти же чувства вызывает и его музыка. В хаотичном, бешеном, пугающем мире наших дней Нил предлагает нам на часок погрузиться в атмосферу надежной, проверенной, устоявшейся и такой ласкающей ухо музыки, в мир джаза, который сегодня уже можно относить к джазовой традиции. На мой вкус, это дорогого стоит!
Французский саксофонист и композитор Алекс Маделин записывал свой дебютный альбом Unexpected Direction в Нью-Йорке, мировой столице джаза, где он живет и работает уже много лет. Алекс родился в нормандском городе Кан, музыкой начал заниматься в ...
У концерта, конечно, есть масса преимуществ перед чисто студийной записью: трансляция энергетики со сцены в зал, подпитывающей и слушателей, и исполнителей, ощущение Чуда Музыки, рождающейся на твоих глазах… Но есть и крупный недостаток: концерт ...
Понятие «бразильский джаз» столь же расплывчато и неопределенно, как и, скажем, джаз польский, французский или датский. Кроме географии тут ничего не объединяет музыкантов, придерживающихся самых различных направлений. В Штатах и Европе больше всего ...
Азербайджанская джазовая пианистка и композитор Амина Фигарова хорошо известна на мировой джазовой сцене. Она – из вундеркиндов, начала играть на фортепьяно, когда ей было только два годика. В 1982 году она поступила в Бакинскую консерваторию, а ...
Глубокое погружение в мир, для многих малоизвестный и притягательный своей экзотикой для людей, воспитанных западной культурой, мир традиционной музыки Ирана. Проводником в этом погружении для слушателей альбома Ajdad – Ancestors. Echoes of Persia ...
Андреа Суперстайн, канадская вокалистка и композитор из Ванкувера, смотрит на нас, смотрит на мир с обложки своего альбома Oh Mother. Смотрит другими глазами. Другими, потому что она недавно стала матерью, а такое событие чаще всего кардинально ...
Энди Эзрин – пианист универсальный. Играть он начал рано: первое профессиональное выступление состоялось, когда юному пианисту было всего 12 лет. Он рос в годы расцвета фьюжн, и впитал в своей музыке идеи крупнейших мастеров этого стиля – от Джорджа ...
Если бы я делал не обзор альбома, а писал развернутую статью о творчестве австралийской басистки и композитора Анны Баттерс, то назвал бы ее «Пять принципов Анны Баттерс». Впрочем, привести эти постулаты стоит и в этом обзоре, потому что, приступая ...
Очень легко впасть в апологетику, комментируя новую работу Аркадия Шилклопера New Hornology. Впрочем, автора этих строк можно извинить: с Аркадием Шилклопером у «Jazz-Квадрата» связано слишком многое. Самый первый номер журнала вышел в свое время ...
Два берлинца, гитарист Арне Янсен и саксофонист Уве Штайнмец, решили объединиться в трио со шведским басистом Андерсом Йормином в 2016 году. Первое выступление интернационального трио состоялось в том же году в Кафедральном соборе Гетеборга во время ...
Новый релиз уже пару лет базирующегося в Тель-Авиве лейбла Rainy Days Records может удивить непосвященного. В самом деле: лейбл позиционирует свою деятельность, как продвижение новых совместных работ российских джазовых музыкантов с их зарубежными ...
Кто из нас не любовался ясной ночью звездным небом, пытаясь угадать контуры знакомых созвездий? Кто из нас не читал прекрасные древнегреческие мифы, многие персонажи которых и дали имена разным созвездиям? Как же интересна должна быть музыка, ...