У иранской культуры непростые отношения с режимом аятолл. Это касается и киноискусства, и литературы и, конечно, музыки. Строгая регламентация всего, от внешнего вида до непосредственно творчества, в особенности жестко бьет по женщинам. Сразу же после прихода к власти аятоллы Хомейни в 1979 году они испытывают массу ограничений, от обязательности ношения одежды, закрывающей все тело, кроме лица и рук, до запрета езды на велосипеде. С годами некоторые ограничения под влиянием протестов, доходивших до актов самосожжения, были смягчены, скажем с осени 2019 года женщин стали пускать на стадионы для просмотра футбольных матчей, но многие запреты остаются в силе. Женщина-вокалистка, скажем, может выйти на сцену, но только в составе ансамбля, сольные выступления по-прежнему запрещены.
Все это испытала на себе иранская певица Малихе Моради. Она выросла в музыкальной семье, училась в тегеранской консерватории. Впервые Малихе вышла на сцену в 17-летнем возрасте. Ее считали восходящей звездой иранской традиционной музыки, она сотрудничала с ведущими иранскими композиторами. Но Малихе, вслед за Камар-ол-Мулюк Вазири, первой иранской певицей, покинувшей страну и выступающей за ее пределами с острым репертуаром, посвященным борьбе женщин Ирана за свои права, также покинула страну и начала сольную карьеру за рубежом. Она участвует в оперных постановках и в записи музыки для кино, выступает на фестивалях в Австралии. Испании, Германии, Польше.
Альбом Our Sorrow, который выпускает в апреле британский лейбл ARC Music, - результат знакомства Малихе с композитором и сантуристом Эшаном Матури, переросшим в плодотворное сотрудничество. Эшан, виртуоз игры на сантуре, талантливый композитор, чья музыка звучала в 20 странах, с 2013 года живет и работает в США, издал несколько альбомов, включая большой интернациональный проект Voices and Bridges. Для альбома Our Sorrow Матури сочинил музыку всех девяти композиций на стихи ведущих иранских поэтов. Большая группа инструменталистов, участвовавших в проекте, это, как исполнители на традиционных инструментах (сам Матури играет на сантуре в двух треках), так и виолончелисты, скрипачи, басисты. Не все песни альбома имеют социальный подтекст, часть из них – это традиционная любовная лирика, но все же основной месседж этой работы – борьба против дискриминации женщин в Иране. Как говорит в этой связи Малихе Моради, «однажды я вернусь в Иран и буду петь для своего народа».
Любители авангардного джаза наверняка хорошо знают лейбл Джона Зорна Tzadik и одну из его популярнейших серий «Радикальная еврейская культура». Новый релиз 577 Records , похоже, бросает Зорну конкурентный вызов, особенно в случае, если здесь будут ...
Когда-то давно свою книгу об истории джаза Руди Блеш назвал Shining Trumpets («Сияющие трубы»). Именно блистательную мощь духовых он сделал символом джаза. Для многих людей они остаются таким символом и по сей день. Судя по пресс-релизу к выпуску ...
Джейми Баум, одна из лучших флейтисток современного джаза и талантливый композитор, в особых представлениях не нуждается. Ее музыка представляет собой весьма привлекательный коктейль из джаза, академической музыки (Джейми в свое время ...
Пять лет спустя нашей первой встречи с французским квартетом The Soul Jazz Rebels, случившейся в связи с выходом его второго, одноименного, альбома, могу засвидетельствовать, что квартет сохранил свое лицо – неизменный и достаточно оригинальный (без ...
Знаете, чем хорош традиционный джаз? Это, пожалуй, единственное направление в джазе, которое дарит своим слушателям ощущение праздника и даже – чуда. Это напоминает цирк, где все ярко, где все непохоже на повседневность и где у детей горят глаза в ...
Два года назад мне довелось на этих электронных страницах рассказывать об альбоме трио Торда Густавсена Opening (2022, ECM). Трио – в принципе любимый формат норвежского пианиста, но тот альбом знаменовал рождение нового состава трио, где к Торду и ...
Состав этого трио по инструментам столь же необычен, как какой-нибудь тропический цветок на заурядной городской клумбе в условной Йошкар-Оле: труба – вибрафон (маримба) – аккордеон. Когда музыканты Triad выгружали свои инструменты перед первым ...
Нью-йоркский австралиец из города Перт Трой Робертс, трехкратный номинант Грэмми, может быть очень разным: он может играть типичный мэйнстрим и музыку, близкую к фанку, как в серии его проектов Nu Jive, может играть только на своем любимом ...
Понятно, братья Такеры далеко не так известны в джазе, как, скажем, братья Брекеры, но у себя на Среднем Западе США, точнее в Индиане, а еще точнее в Индианаполисе, они – люди и популярные, и весьма уважаемые. Гитарист Джоэль Такер, закончивший в ...
Почти год назад на нашем сайте появился обзор альбома Archaisms I (2023, defkaz), созданного дуэтом двух ударников, Тайшона Сори и Адама Рудольфа в духе свободной импровизации: то была запись их совместного выступления в одном из нью-йоркских залов ...
Первая для нашего сайта встреча с польским джазовым квинтетом из Познани Unleashed Cooperation. Его лидером является саксофонист Кшиштоф Кушмерек, а саунд группы строится на сочетании выдвинутых на авансцену двух духовых (саксофоны Кушмерека и труба ...
На пианиста по имени Виджай Айер я «положил глаз» еще много лет назад, опубликовав в 2004 году на страницах "Jazz-Квадрата" большой материал об этом музыканте. Что привлекло внимание к Виджаю Айеру помимо очевидных успехов на ниве джаза? Во-первых, ...