В разнообразной творческой деятельности белорусского мультиинструменталиста-импровизатора Виктора Семашко в последние годы основное место занял проект Fantastic Swimmers. Проект это во многом «безразмерный»: в зависимости от обстоятельств в нем меняется и количество музыкантов, и конкретные персоналии. Кроме того, в рамках Fantastic Swimmers существует и «суб-проект» Fantastic Swimmers Concertography, где под торжественно-барочным названием Concerto Grosso фиксируются концертные выступления Виктора со сменяющими друг друга партнерами. Впрочем, несмотря на «академическое» название, звучит на таких концертах преимущественно характерная для творческих поисков Семашко авангардная импровизационная музыка. Не стал исключением и Concerto Grosso # 17, с темной, как декабрьский вечер, обложкой, запущенный Виктором в Сеть в самый канун Нового года – 30 декабря.
Записан же он был незадолго до того, 1 декабря, на концерте в клубе Dragon, что находится в польском городе Познань, смешанным белорусско-польским составом. Для меня приятным сюрпризом в этой конфигурации Fantastic Swimmers стало появление на сцене еще одного видного мастера свободной импровизации из Беларуси Фридриха Самотного, совсем недавно «засветившегося» в новом альбоме возрожденной петербургской группы Dead Frank.
В программу Concerto Grosso # 17 вошло девять импровизационных композиций, исполненных в форматах, варьировавшихся от дуэта до квинтета, где в качестве названия использованы только обозначения состава и порядковый номер. Признаюсь, много ждал от встречи Семашко - Самотны, но их первый дуэт, где Виктор занял место за роялем, меня скорее разочаровал. Диалог, на мой вкус, оказался несколько анемичным, хотя Семашко активно пытался оживить саунд, дополнительно используя корпус рояля в качестве перкуссии. Чувствовалось, что музыканты еще только нащупывают общие линии взаимодействия, вырабатывают принципы диалога, что, в принципе, характерно для стартовых композиций. В дальнейшем все сложилось, и «беседа» двух импровизаторов пошла значительно живее и интереснее. А вот басистка Мартина Боратыньска общий язык с партнерами находила сразу, и как дуэты, так и трио с ее участием я бы отнес к лучшим моментам Concerto Grosso # 17. Впрочем, это же можно сказать и по эпизодам, когда Семашко уступил место за роялем Юлии Шавель, а сам взял в руки флейту. Я тут, конечно, субъективен, потому что с давних времен люблю слушать импровизации Виктора на этом инструменте, но, на мой взгляд, общий саунд при этом стал острее и интереснее. И уж совсем весело дело пошло в трех квинтетных эпизодах, второй из которых я бы назвал апофеозом концерта. Отдельно отмечу, что если вы будете не слушать альбом на bandcamp, а смотреть концерт на youtube (youtu.be/rkeyUpRCtnA), то наверняка эффектной вам покажется игра Михала Йонеца, который, в то время, как пианист работает за клавишами инструмента, играет на его струнах при открытой крышке рояля, как на перкуссионном инструменте. Что ж, завершение календарного года для Fantastic Swimmers нельзя не признать очень достойным.
Что и говорить, имена на обложке этого альбома весьма громкие. Правда, возможно в наших краях пианиста Эдварда Саймона знают похуже, чем басиста Скотта Колли, работавшего с Кармен МакРей, Джимом Холлом, Эндрю Хиллом, Хэнкоком, Скофилдом и Крисом ...
Думаю, этот альбом основательно разрушит сложившиеся стереотипы о том, как должна звучать бразильская самба. Во-первых, самба никому ничего не должна, это свободная музыка свободных людей из Бразилии, а во-вторых, трио Серджиу Краковского в ...
Если Вам знакомы и нравятся фильмы Эмира Кустурицы, музыка Горана Бреговича и ансамбля того же Кустурицы No Smoking Orchestra , то вам наверняка будет интересен лондонский ансамбль shunTA! и его дебютный альбом At The Kafana. Вы погрузитесь в ту же ...
Во многих регионах Южного полушария, а особенно в Австралии произрастает трава рода спинифекс. Ее отличает удивительная жизнестойкость и способность выживать на самых неблагоприятных почвах – на камне и в песках. Ансамбль Spinifex, работающий в ...
Хотя все участники этого проекта живут и работают в Торонто, сам он носит характер глобальный – и относительно программы альбома, и относительно этнических корней исполнителей. Особенно затейливо переплетены этнические корни у его главной ...
Последовательно и упорно американский пианист Тейлор Эйгсти прокладывает себе путь в джазовую элиту. По рождению он – калифорниец, играть на фортепьяно начал в четыре года и занимается этим с успехом до сих пор. Полный список всех тех, с кем он ...
Любители авангардного джаза наверняка хорошо знают лейбл Джона Зорна Tzadik и одну из его популярнейших серий «Радикальная еврейская культура». Новый релиз 577 Records , похоже, бросает Зорну конкурентный вызов, особенно в случае, если здесь будут ...
Когда-то давно свою книгу об истории джаза Руди Блеш назвал Shining Trumpets («Сияющие трубы»). Именно блистательную мощь духовых он сделал символом джаза. Для многих людей они остаются таким символом и по сей день. Судя по пресс-релизу к выпуску ...
Джейми Баум, одна из лучших флейтисток современного джаза и талантливый композитор, в особых представлениях не нуждается. Ее музыка представляет собой весьма привлекательный коктейль из джаза, академической музыки (Джейми в свое время ...
Пять лет спустя нашей первой встречи с французским квартетом The Soul Jazz Rebels, случившейся в связи с выходом его второго, одноименного, альбома, могу засвидетельствовать, что квартет сохранил свое лицо – неизменный и достаточно оригинальный (без ...
Знаете, чем хорош традиционный джаз? Это, пожалуй, единственное направление в джазе, которое дарит своим слушателям ощущение праздника и даже – чуда. Это напоминает цирк, где все ярко, где все непохоже на повседневность и где у детей горят глаза в ...
Состав этого трио по инструментам столь же необычен, как какой-нибудь тропический цветок на заурядной городской клумбе в условной Йошкар-Оле: труба – вибрафон (маримба) – аккордеон. Когда музыканты Triad выгружали свои инструменты перед первым ...