В разнообразной творческой деятельности белорусского мультиинструменталиста-импровизатора Виктора Семашко в последние годы основное место занял проект Fantastic Swimmers. Проект это во многом «безразмерный»: в зависимости от обстоятельств в нем меняется и количество музыкантов, и конкретные персоналии. Кроме того, в рамках Fantastic Swimmers существует и «суб-проект» Fantastic Swimmers Concertography, где под торжественно-барочным названием Concerto Grosso фиксируются концертные выступления Виктора со сменяющими друг друга партнерами. Впрочем, несмотря на «академическое» название, звучит на таких концертах преимущественно характерная для творческих поисков Семашко авангардная импровизационная музыка. Не стал исключением и Concerto Grosso # 17, с темной, как декабрьский вечер, обложкой, запущенный Виктором в Сеть в самый канун Нового года – 30 декабря.
Записан же он был незадолго до того, 1 декабря, на концерте в клубе Dragon, что находится в польском городе Познань, смешанным белорусско-польским составом. Для меня приятным сюрпризом в этой конфигурации Fantastic Swimmers стало появление на сцене еще одного видного мастера свободной импровизации из Беларуси Фридриха Самотного, совсем недавно «засветившегося» в новом альбоме возрожденной петербургской группы Dead Frank.
В программу Concerto Grosso # 17 вошло девять импровизационных композиций, исполненных в форматах, варьировавшихся от дуэта до квинтета, где в качестве названия использованы только обозначения состава и порядковый номер. Признаюсь, много ждал от встречи Семашко - Самотны, но их первый дуэт, где Виктор занял место за роялем, меня скорее разочаровал. Диалог, на мой вкус, оказался несколько анемичным, хотя Семашко активно пытался оживить саунд, дополнительно используя корпус рояля в качестве перкуссии. Чувствовалось, что музыканты еще только нащупывают общие линии взаимодействия, вырабатывают принципы диалога, что, в принципе, характерно для стартовых композиций. В дальнейшем все сложилось, и «беседа» двух импровизаторов пошла значительно живее и интереснее. А вот басистка Мартина Боратыньска общий язык с партнерами находила сразу, и как дуэты, так и трио с ее участием я бы отнес к лучшим моментам Concerto Grosso # 17. Впрочем, это же можно сказать и по эпизодам, когда Семашко уступил место за роялем Юлии Шавель, а сам взял в руки флейту. Я тут, конечно, субъективен, потому что с давних времен люблю слушать импровизации Виктора на этом инструменте, но, на мой взгляд, общий саунд при этом стал острее и интереснее. И уж совсем весело дело пошло в трех квинтетных эпизодах, второй из которых я бы назвал апофеозом концерта. Отдельно отмечу, что если вы будете не слушать альбом на bandcamp, а смотреть концерт на youtube (youtu.be/rkeyUpRCtnA), то наверняка эффектной вам покажется игра Михала Йонеца, который, в то время, как пианист работает за клавишами инструмента, играет на его струнах при открытой крышке рояля, как на перкуссионном инструменте. Что ж, завершение календарного года для Fantastic Swimmers нельзя не признать очень достойным.
Киран Ахлувалия – канадская вокалистка индийского происхождения. Родилась она в Индии, но девочке было всего девять лет, когда ее семья перебралась в Канаду. Она не сразу выбрала музыку в качестве дела своей жизни, но явно не ошиблась на этом пути. ...
Сорокатрехлетний уроженец Хайфы Коби Арад – один из представителей многочисленной израильской джазовой диаспоры в США. Он живет и работает в Нью-Йорке с 2007 года. В отличие от большинства своих соотечественников, быстро растворяющихся в ...
Вчетвером эти музыканты встретились в Копенгагене в 2021 году. Датчанин Бенджамин Коппель – один из ведущих саксофонистов европейского джаза, очень убедительно сочетающий опору на американские джазовые традиции с современным джазовым языком, ...
Трех аргентинских джазменов, пианиста Сантьяго Лейбсона, басиста Максимиллиано Киршнера и ударника Николаса Политцера, связывает давняя творческая дружба. Вместе они работают с 2010 года, и даже тот факт, что Лейбсон сейчас живет и успешно работает ...
Уроженка Праги, певица и композитор Ленка Лихтенберг с 80-х годов живет и работает в Канаде, в Торонто. На ее счету немало проектов в сфере джаза, поп-музыки и нео-клезмера. Наивысшим пока достижением Лихтенберг можно считать альбом Thieves of ...
Если для русских Пушкин – «это наше все», то для португальцев «наше все» - это Луишде Камо́энс (в португальском произношении - Луи́ж Важ де Камо́йнш, но будем придерживаться устоявшейся транскрипции), выдающийся поэт XVI века, главный гений ...
Сегодня у нас в гостях джаз из Филадельфии. Альбом Leave The Gate Open выпущен местным лейблом Imani Records, принадлежащем местному пианисту и продюсеру Оррину Эвансу, а создатель его, пианист, композитор и педагог с латино-ирландским именем Люк ...
У иранской культуры непростые отношения с режимом аятолл. Это касается и киноискусства, и литературы и, конечно, музыки. Строгая регламентация всего, от внешнего вида до непосредственно творчества, в особенности жестко бьет по женщинам. Сразу же ...
Впервые я услышал японскую пианистку Мамико Ватанабе десять лет назад в альбоме саксофониста Би Джей Дженсена Ronin, The Masterless Samurai (2014), потом, совсем недавно был альбом Санти Дебриано Ashanti (2022). В обоих случаях ее игра запомнилась и ...
Marbin принадлежит к группе исполнителей, наиболее широко представленных на нашем сайте. Здесь можно найти обзоры почти всех альбомов группы, кроме первого, и в каждом обзоре есть что-то о самом коллективе. Но, в связи с новейшим альбомом Marbinico, ...
Вот и состоялась новая встреча с интереснейшей итальянской фолк-певицей из Апулии Марией Мазоттой. В отличие от уже знакомого нашим читателям альбома Amoreamaro (2020), новый альбом Onde она записала в формате трио. Партнерами Марии стали земляки (в ...
2024-й год MoonJune Records открывает новым альбом живущего и работающего в Англии американского гитариста Марка Уингфилда. Записан он был в хорошо известной поклонникам лейбла каталонской студии La Casa Murada не менее известным звукоинженером ...