Афро-бразильский акцент всегда был заметен в музыкальной культуре Бразилии и, в частности, в бразильском джазе. Он не был довлеющим, но всегда находились мастера, продвигавшие эту линию. Если обратиться к недалекому прошлому, то тут можно вспомнить, скажем, впечатляющее искусство певицы и композитора Тани Марии. Сегодня одной из самых ярких фигур на этом поле является Илези.
Илези (р.1981) – не только певица и композитор, как и Таня Мария, она еще и этномузыколог, исследующий африканские корни бразильской музыки. Коренная кариока, то есть уроженка Рио-де-Жанейро, Илези впервые заявила о себе на бразильской сцене в 1998 году. Ее первый альбом Brigador увидел свет в 2009 году. Потом наступил довольно продолжительный период молчания, прерванный выходом в 2018 году Mundo Afora: Meada, а затем в 2020 году Manduka и Rainha de Espadas. Всего на счету Илези шесть альбомов, а ее новейшая работа Atlântico Negro выпущена лейблом Rocinante в конце 2024 года.
Толчком к появлению названия этого проекта послужила книга Пола Гилроя The Black Atlantic, исследовавшая скорбный и трагический путь через Атлантику черных рабов из Африки, уносивших в чужие края и свою родную музыку. Именно им обязана Бразилия появлением таких синкретических религиозных культов, как кандомбле и умбанда, сочетающих христианство с анимистскими африканскими верованиями и породивших свою особую культуру. Илези стремилась этим альбомом отдать дань уважения темнокожим бразильским композиторам, и программа альбома во многом состоит из их работ, но продюсеры проекта Марселу Галтер и Сильвио Фрага убедили певицу включить в программу и несколько ее собственных песен, в частности, Omulu и Seca Tatu. Над проектом Алези работала с группой музыкантов из Байи, прекрасно знающих афро-бразильскую музыку: Лдсоном и Марселу Галтерами, а также Рейнальду Боавентурой. Стоит вспомнить, что именно этот регион был главным центром по приему рабов, прибывавших на невольничьих судах. Илези стремилась этим альбомом отдать дань уважения темнокожим бразильским композиторам, и программа альбома во многом состоит из их работ, но продюсеры проекта Марселу Галтер и Сильвио Фрага убедили певицу включить в программу и несколько ее собственных песен, в частности, Omulu и Seca Tatu. Высокое вокальное мастерство Илези и пропитанная афро-бразильскими ритмами музыка делают очень яркой встречу с искусством этой исполнительницы.
Сама Илези поясняет секреты новой работы так: «Черная музыка, как нас учит Амири Барака (афро-американский поэт-радикал, настоящее имя: Лерой Джонс – прим. Л.А.), - это больше, чем музыка, сочиненная чернокожими людьми. Это музыка, суть которой укоренена в импровизационной свободе. Это импровизация бытия, существования и действия в мире - то, что мы, чернокожие люди, веками подвергавшиеся угнетению, присвоению, невидимости, неравенству и расизму, глубоко понимаем».
«Партита - форма музыкального произведения … разновидность сюиты или концертная сюита — циклическая форма, состоящая из пяти и более частей» - такое определение дает Википедия. Именно партиту выбрали, как основную форму для своих импровизационных ...
Вроде бы немало работ американского гитариста и изобретателя новых типов гитар Кевина Кастнинга довелось слышать и писать о них, включая и его дуэт 2021 года с иранским кларнетистом Сохейлем Пейгхамбари The First Realm , но альбом The Second Realm ...
Киран Ахлувалия – канадская вокалистка индийского происхождения. Родилась она в Индии, но девочке было всего девять лет, когда ее семья перебралась в Канаду. Она не сразу выбрала музыку в качестве дела своей жизни, но явно не ошиблась на этом пути. ...
Сорокатрехлетний уроженец Хайфы Коби Арад – один из представителей многочисленной израильской джазовой диаспоры в США. Он живет и работает в Нью-Йорке с 2007 года. В отличие от большинства своих соотечественников, быстро растворяющихся в ...
Вчетвером эти музыканты встретились в Копенгагене в 2021 году. Датчанин Бенджамин Коппель – один из ведущих саксофонистов европейского джаза, очень убедительно сочетающий опору на американские джазовые традиции с современным джазовым языком, ...
Трех аргентинских джазменов, пианиста Сантьяго Лейбсона, басиста Максимиллиано Киршнера и ударника Николаса Политцера, связывает давняя творческая дружба. Вместе они работают с 2010 года, и даже тот факт, что Лейбсон сейчас живет и успешно работает ...
Уроженка Праги, певица и композитор Ленка Лихтенберг с 80-х годов живет и работает в Канаде, в Торонто. На ее счету немало проектов в сфере джаза, поп-музыки и нео-клезмера. Наивысшим пока достижением Лихтенберг можно считать альбом Thieves of ...
Если для русских Пушкин – «это наше все», то для португальцев «наше все» - это Луишде Камо́энс (в португальском произношении - Луи́ж Важ де Камо́йнш, но будем придерживаться устоявшейся транскрипции), выдающийся поэт XVI века, главный гений ...
Сегодня у нас в гостях джаз из Филадельфии. Альбом Leave The Gate Open выпущен местным лейблом Imani Records, принадлежащем местному пианисту и продюсеру Оррину Эвансу, а создатель его, пианист, композитор и педагог с латино-ирландским именем Люк ...
У иранской культуры непростые отношения с режимом аятолл. Это касается и киноискусства, и литературы и, конечно, музыки. Строгая регламентация всего, от внешнего вида до непосредственно творчества, в особенности жестко бьет по женщинам. Сразу же ...
Впервые я услышал японскую пианистку Мамико Ватанабе десять лет назад в альбоме саксофониста Би Джей Дженсена Ronin, The Masterless Samurai (2014), потом, совсем недавно был альбом Санти Дебриано Ashanti (2022). В обоих случаях ее игра запомнилась и ...
Marbin принадлежит к группе исполнителей, наиболее широко представленных на нашем сайте. Здесь можно найти обзоры почти всех альбомов группы, кроме первого, и в каждом обзоре есть что-то о самом коллективе. Но, в связи с новейшим альбомом Marbinico, ...