Афро-бразильский акцент всегда был заметен в музыкальной культуре Бразилии и, в частности, в бразильском джазе. Он не был довлеющим, но всегда находились мастера, продвигавшие эту линию. Если обратиться к недалекому прошлому, то тут можно вспомнить, скажем, впечатляющее искусство певицы и композитора Тани Марии. Сегодня одной из самых ярких фигур на этом поле является Илези.
Илези (р.1981) – не только певица и композитор, как и Таня Мария, она еще и этномузыколог, исследующий африканские корни бразильской музыки. Коренная кариока, то есть уроженка Рио-де-Жанейро, Илези впервые заявила о себе на бразильской сцене в 1998 году. Ее первый альбом Brigador увидел свет в 2009 году. Потом наступил довольно продолжительный период молчания, прерванный выходом в 2018 году Mundo Afora: Meada, а затем в 2020 году Manduka и Rainha de Espadas. Всего на счету Илези шесть альбомов, а ее новейшая работа Atlântico Negro выпущена лейблом Rocinante в конце 2024 года.
Толчком к появлению названия этого проекта послужила книга Пола Гилроя The Black Atlantic, исследовавшая скорбный и трагический путь через Атлантику черных рабов из Африки, уносивших в чужие края и свою родную музыку. Именно им обязана Бразилия появлением таких синкретических религиозных культов, как кандомбле и умбанда, сочетающих христианство с анимистскими африканскими верованиями и породивших свою особую культуру. Илези стремилась этим альбомом отдать дань уважения темнокожим бразильским композиторам, и программа альбома во многом состоит из их работ, но продюсеры проекта Марселу Галтер и Сильвио Фрага убедили певицу включить в программу и несколько ее собственных песен, в частности, Omulu и Seca Tatu. Над проектом Алези работала с группой музыкантов из Байи, прекрасно знающих афро-бразильскую музыку: Лдсоном и Марселу Галтерами, а также Рейнальду Боавентурой. Стоит вспомнить, что именно этот регион был главным центром по приему рабов, прибывавших на невольничьих судах. Илези стремилась этим альбомом отдать дань уважения темнокожим бразильским композиторам, и программа альбома во многом состоит из их работ, но продюсеры проекта Марселу Галтер и Сильвио Фрага убедили певицу включить в программу и несколько ее собственных песен, в частности, Omulu и Seca Tatu. Высокое вокальное мастерство Илези и пропитанная афро-бразильскими ритмами музыка делают очень яркой встречу с искусством этой исполнительницы.
Сама Илези поясняет секреты новой работы так: «Черная музыка, как нас учит Амири Барака (афро-американский поэт-радикал, настоящее имя: Лерой Джонс – прим. Л.А.), - это больше, чем музыка, сочиненная чернокожими людьми. Это музыка, суть которой укоренена в импровизационной свободе. Это импровизация бытия, существования и действия в мире - то, что мы, чернокожие люди, веками подвергавшиеся угнетению, присвоению, невидимости, неравенству и расизму, глубоко понимаем».
Два берлинца, гитарист Арне Янсен и саксофонист Уве Штайнмец, решили объединиться в трио со шведским басистом Андерсом Йормином в 2016 году. Первое выступление интернационального трио состоялось в том же году в Кафедральном соборе Гетеборга во время ...
Новый релиз уже пару лет базирующегося в Тель-Авиве лейбла Rainy Days Records может удивить непосвященного. В самом деле: лейбл позиционирует свою деятельность, как продвижение новых совместных работ российских джазовых музыкантов с их зарубежными ...
Кто из нас не любовался ясной ночью звездным небом, пытаясь угадать контуры знакомых созвездий? Кто из нас не читал прекрасные древнегреческие мифы, многие персонажи которых и дали имена разным созвездиям? Как же интересна должна быть музыка, ...
Замысловатый ник AurallauA принадлежит вокалистке и автору песен собственного сочинения Лауре Чу Винз. Живет и работает она в Питтсбурге и уже в течение семнадцати лет активно выступает и в родном городе, и в федеральном округе Колумбия со столицей ...
Совсем недавно, в начале этого года, мы смаковали Futuro Ancestrale, дебютный альбом нового коллектива живущего в Нидерландах итальянского баритон-саксофониста и композитора Джузеппе Доронцо, записанный им в содружестве с Энди Муром и Фрэнком ...
Благодаря релизам бруклинского лейбла 577 Records, мы уже дважды могли услышать «в деле» живущую в США японскую саксофонистку Аюми Ишито. В альбоме Open Question Vol.1 (2022) она более, чем достойно вела диалог с многоопытным Дэниэлом Картером в ...
Для британского ансамбля с сочным названием Bag Of Bones (возможно, по книге Стивена Кинга) альбом No One Gets Saved является дебютным. Но участники ансамбля (это квартет) – отнюдь не новички на лондонской джазовой сцене. Все они принадлежат к ...
Не доводилось встречать любопытной, на мой взгляд, статистики: исполнители на каких инструментах чаще других становятся лидерами джазовых комбо? По ощущениям и наблюдениям за мощным потоком разнообразной джазовой продукции мне кажется, что басистов ...
Вот и первая ласточка нового 2024 года! Альбом Ú ltimo Sosiego (что-то типа «Последний мир» в переводе с испанского) увидит свет в самом начале января будущего года на авангардном лейбле из Бруклина 577 Records. Его создатели – чилийский дуэт ...
… И конечно же я «купился» на название этого альбома, точнее, на имя его создателя. Получив соответствующий линк, я сразу решил, что речь идет о выдающемся джазовом пианисте Билле Эвансе, что Who I Am – это некий сборник его известнейших пьес (а ...
Имя Билла Фризелла (так и хочется сказать: на обложке альбома, но в данном случае на обложке нет никакого текста) – это всегда своеобразный маркер качественной и креативной музыки, а в альбоме Breaking The Shell с ним работают еще и весьма ...
Новая работа канадского флейтиста Билла МакБирни, старого и доброго знакомого нашего сайта, имеет особый смысл. Он выражен уже в названии нового альбома: Reflections (for Paul Horn). Но Билл добавляет еще и специальное посвящение: «Этот альбом ...