Новый релиз уже пару лет базирующегося в Тель-Авиве лейбла Rainy Days Records может удивить непосвященного. В самом деле: лейбл позиционирует свою деятельность, как продвижение новых совместных работ российских джазовых музыкантов с их зарубежными коллегами. На обложке же альбома How Much Of It Is Real значится совсем не по-русски звучащее имя: Арт Бэйден. Но вот тут я как раз могу отнести себя в разряд посвященных: мне уже доводилось слышать Арта в двух альбомах нью-йоркского басиста и композитора Никоса Хаджицакоса Tiny Big Band и Tiny Big Band 2, и я уже знаю, что так стал именовать себя в Штатах российский музыкант Артем Баденко. Вот, правда, авторские работы Арта-Артема мне, как и всем любителям джаза, ранее не встречались, да и встретиться не могли: How Much Of It Is Real – дебютный альбом музыканта.
Естественно, это логичный повод рассказать о нем подробнее. Артем родился в Ростове-на-Дону, городе с прекрасными джазовыми традициями. В его семье ранее никто музыкой не занимался, однако уже в 4 года его начали учить игре на фортепьяно, а в десять он открыл для себя саксофон. С 17 лет Артем ведет полностью самостоятельную жизнь. В этом возрасте он получил стипендию для обучения в Консерватории принца Клауса в Гронингене, Нидерланды, а годом позже – полную стипендию на учебу в бостонском Беркли. После переезда в Штаты, степень магистра он получил уже в калифорнийском Институте джаза им. Херби Хэнкока в Лос-Анджелесе в 2023 году, хотя живет в данное время в Нью-Йорке. Арт играет на саксофоне, бас-кларнете и флейте, образцом для себя почитает Уэйна Шортера, а его педагогами в разное время были Джордж Гарцоне, Херби Хэнкок, Ральф Питерсон и известнейший вибрафонист Джо Локк, ставший для Арта не только учителем, но и другом.
Именно его, а также двух других больших мастеров, басиста Джея Андерсона и ударника Джеффа Тэйн Уоттса, Арт пригласил к участию в записи своего дебютного альбома. Одну из композиций альбома сочинил Локк, остальные шесть написал и аранжировал Арт Бэйден. Обо всех своих партнерах по проекту Арт говорит с огромным пиететом, особенно про Локка: «Помимо его неоценимого музыкального вклада, я глубоко ценю дружбу Джо и его преданность музыке. Его помощь и поддержка на протяжении многих лет сделали этот альбом возможным. Его целеустремленность, честность и искренность трудно переоценить». Откровенно говоря, слушая альбом, мне показалось, что Арт, лидер и основной солист, даже чуть-чуть комплексует перед своими именитыми партнерами, сознательно сужая поле собственных сольных партий в пользу большего пространства для их импровизаций. Впрочем, это придает лишь особое своеобразие саунду квартета. Стилистически музыка How Much Of It Is Real – это вполне современный джаз, основанный на необоповых идиомах, каждая из композиций тщательно проработана. Скажем, название стартовой пьесы 4th Cycle связано с тем, что в окончательной записи осталась только четвертая, полностью переосмысленная версия композиции.
Особо надо сказать о тех внемузыкальных, скорее философских, идеях, которые Бэйден вложил в свои сочинения. Большой поклонник компьютерных игр, одну из пьес он назвал Chaotic Neutral по ролевой характеристике одного из персонажей игры «Подземелья и драконы», который равно удален от добра и зла и живет, подчиняясь собственной логике. Таких людей в мире, как считает Арт, очень много. Антитеза такому характеру дана в следующей композиции Real People, посвященной людям неравнодушным и активно стоящим на стороне истинных ценностей. Эту пьесу Арт посвятил своему кумиру – Уэйну Шортеру. Как он говорит, «Уэйн был примером того, как быть настоящим, и он был создателем своей собственной «игры». В этом пояснении есть и ключик к разгадке названия альбома в целом – большой и серьезной работы, совсем непохожей на робкий дебют.
Канадская виолончелистка с необычным именем Сахара фон Хаттенбергер родом из Ванкувера, Британская Колумбия. Она получила классическое образование в SchulichSchoolofMusicв Университете МакГилла в Монреале. В 2019-2020 годах Сахара сразу после ...
В джазе состав из десяти человек – это нечто промежуточное: то ли большое комбо, то ли маленький биг-бэнд. Для такого формата даже придумано специальное определение: mid-size band. Но это большей частью касае6тся джазового мэйнстрима. А поглядите на ...
Сатоко Фудзии – музыкант по-своему уникальный. Уроженка Токио, эта пианистка и композитор имеет дипломы двух таких престижных заведений, как колледж Беркли и Консерватория Новой Англии. Среди ее педагогов были весьма известные люди, как, скажем, ...
В начале апреля 2019 года в Саарбрюккене, столице самой западной немецкой земли, проходил фестиваль авангардного джаза под названием FreeJazzSaar 2019. Одним из хедлайнеров мероприятия был заявлен знаменитый американский музыкант Чарльз Гейл. ...
Что и говорить, имена на обложке этого альбома весьма громкие. Правда, возможно в наших краях пианиста Эдварда Саймона знают похуже, чем басиста Скотта Колли, работавшего с Кармен МакРей, Джимом Холлом, Эндрю Хиллом, Хэнкоком, Скофилдом и Крисом ...
Думаю, этот альбом основательно разрушит сложившиеся стереотипы о том, как должна звучать бразильская самба. Во-первых, самба никому ничего не должна, это свободная музыка свободных людей из Бразилии, а во-вторых, трио Серджиу Краковского в ...
Если Вам знакомы и нравятся фильмы Эмира Кустурицы, музыка Горана Бреговича и ансамбля того же Кустурицы No Smoking Orchestra , то вам наверняка будет интересен лондонский ансамбль shunTA! и его дебютный альбом At The Kafana. Вы погрузитесь в ту же ...
На иврите словосочетание Siach HaSadeh имеет двойное значение: это и «полевые растения», и «медитация в полях». Еврейские толкователи писания учили, что каждое растение поет свою уникальную песню, а вместе эти песни, сливаясь, создают священную ...
Во многих регионах Южного полушария, а особенно в Австралии произрастает трава рода спинифекс. Ее отличает удивительная жизнестойкость и способность выживать на самых неблагоприятных почвах – на камне и в песках. Ансамбль Spinifex, работающий в ...
Пятеро немолодых джентльменов и столь же немолодая леди на обложке представляемого нами альбома We See – это секстет тромбониста Стива Дэвиса (крайний слева на фотографии), записавший его 1 октября 2024 года на концерте в нью-йоркском клубе Smoke. ...
Хотя все участники этого проекта живут и работают в Торонто, сам он носит характер глобальный – и относительно программы альбома, и относительно этнических корней исполнителей. Особенно затейливо переплетены этнические корни у его главной ...
Последовательно и упорно американский пианист Тейлор Эйгсти прокладывает себе путь в джазовую элиту. По рождению он – калифорниец, играть на фортепьяно начал в четыре года и занимается этим с успехом до сих пор. Полный список всех тех, с кем он ...