Двух семейный квартет Claudio Scolari Project продолжает активную творческую деятельность (подробности истории этого необычного ансамбля с двумя лидерами-ударниками я здесь опускаю – их легко найти в обзорах предыдущих работ Claudio Scolari Project, которых на нашем сайте немало). Уже в декабре 2023 года квартет записал и выпустил в этом году свой новый альбом под названием Opera 8. Название, надо сказать, несколько загадочное. Если с цифрой 8 никаких проблем: это восьмой по счету альбом Claudio Scolari Project, то при чем тут опера? Зная, какое значение имеет этот жанр для музыкальной культуры Италии, остается предположить, что каждую из своих работ Claudio Scolari Project считает своеобразной инструментальной «оперой».
И, как у всех настоящих мастеров, «оперы» у Claudio Scolari Project тоже очень разные и непохожие друг на друга. Свою предыдущую работу Intermission (2023) музыканты характеризовали, как «потребность вернуться к более естественному, акустическому характеру звучания, где электроника занимает более скромное место и оставляет больше пространства для акустических инструментов». Про Opera 8 я бы этого уже не сказал. Электроника, на мой взгляд, тут решительно превалирует, несмотря на наличие двух акустических ударных установок от Клаудио Сколари и Даниэле Кавалька (как обычно, авторов всех композиций программы) и трубы (часто засурдиненной) от Симоне Сколари.
Если бы я писал этот текст в конце 90-х, то смело назвал бы Opera 8 отличным образчиком эсид-джаза, где в джазовую импровизацию виртуозно вмонтированы в большом количестве элементы фанка и хауз-музыки. Сегодня воспользуюсь более осторожным (и более нейтральным) термином «нео-фьюжн», где мощный грув царит практически в каждой композиции и музыканты в полной мере используют современные средства электроники. Лишь в Wood, Skin & Brass Клаудио и Даниэле позволили себе устроить настоящий бенефис ударных, остальные же композиции в большей или меньшей степени укладываются в рамки новой концепции для данной программы. Стартовая Harmonic Canopy с ее космическим синтезаторным звучанием показалась мне неким дополнением к более раннему альбому Cosmology, просто не поместившимся в ту концептуальную программу. Moving Particles выглядит оригинальной попыткой обращения к более свободной форме: это, понятно, не фри-джаз, но его влияние в этой пьесе весьма ощутимо, в то время, как Necessary Loneliness с ее более спокойным темпом и диалогом электрического фортепьяно и засурдиненной трубы – это движение в сторону мэйнстрима. Ну, а такие вещи, как Eclectic Groove Expedition, Let It Flow или Walking Distance, как нельзя лучше представляют собой визитную карточку нового альбома.
Claudio Scolari Project не дает своим поклонникам привыкнуть к определенным стереотипам, постоянно предлагая слушателю новые и новые варианты программ, заметно разных по содержанию. Наверное, это и есть тот фактор, который делает творческий генезис коллектива особенно интересным.
Когда-то давно свою книгу об истории джаза Руди Блеш назвал Shining Trumpets («Сияющие трубы»). Именно блистательную мощь духовых он сделал символом джаза. Для многих людей они остаются таким символом и по сей день. Судя по пресс-релизу к выпуску ...
Джейми Баум, одна из лучших флейтисток современного джаза и талантливый композитор, в особых представлениях не нуждается. Ее музыка представляет собой весьма привлекательный коктейль из джаза, академической музыки (Джейми в свое время ...
Пять лет спустя нашей первой встречи с французским квартетом The Soul Jazz Rebels, случившейся в связи с выходом его второго, одноименного, альбома, могу засвидетельствовать, что квартет сохранил свое лицо – неизменный и достаточно оригинальный (без ...
Знаете, чем хорош традиционный джаз? Это, пожалуй, единственное направление в джазе, которое дарит своим слушателям ощущение праздника и даже – чуда. Это напоминает цирк, где все ярко, где все непохоже на повседневность и где у детей горят глаза в ...
Два года назад мне довелось на этих электронных страницах рассказывать об альбоме трио Торда Густавсена Opening (2022, ECM). Трио – в принципе любимый формат норвежского пианиста, но тот альбом знаменовал рождение нового состава трио, где к Торду и ...
Состав этого трио по инструментам столь же необычен, как какой-нибудь тропический цветок на заурядной городской клумбе в условной Йошкар-Оле: труба – вибрафон (маримба) – аккордеон. Когда музыканты Triad выгружали свои инструменты перед первым ...
Нью-йоркский австралиец из города Перт Трой Робертс, трехкратный номинант Грэмми, может быть очень разным: он может играть типичный мэйнстрим и музыку, близкую к фанку, как в серии его проектов Nu Jive, может играть только на своем любимом ...
Понятно, братья Такеры далеко не так известны в джазе, как, скажем, братья Брекеры, но у себя на Среднем Западе США, точнее в Индиане, а еще точнее в Индианаполисе, они – люди и популярные, и весьма уважаемые. Гитарист Джоэль Такер, закончивший в ...
Почти год назад на нашем сайте появился обзор альбома Archaisms I (2023, defkaz), созданного дуэтом двух ударников, Тайшона Сори и Адама Рудольфа в духе свободной импровизации: то была запись их совместного выступления в одном из нью-йоркских залов ...
Первая для нашего сайта встреча с польским джазовым квинтетом из Познани Unleashed Cooperation. Его лидером является саксофонист Кшиштоф Кушмерек, а саунд группы строится на сочетании выдвинутых на авансцену двух духовых (саксофоны Кушмерека и труба ...
На пианиста по имени Виджай Айер я «положил глаз» еще много лет назад, опубликовав в 2004 году на страницах "Jazz-Квадрата" большой материал об этом музыканте. Что привлекло внимание к Виджаю Айеру помимо очевидных успехов на ниве джаза? Во-первых, ...
Своим значимым местом на джазовой карте России старинный северный город Архангельск обязан двум своим землякам, двум Владимирам Петровичам. Но если Владимир Петрович Тарасов рано покинул Архангельск и перебрался в Вильнюс, где стал участником ...