Неожиданная и приятная новость! Я уже успел позабыть про петербургский коллектив Dead Frank, и был немало удивлен, когда через поисковик сайта обнаружил обзоры целых десяти альбомов этой группы! Первый из них относится к 2015 году, а последний – к 2019-му. При этом бывали годы, когда Dead Frank выпускал по два альбома за год, но с 2019-го года коллектив этот из поля зрения исчез. Основатель Dead Frank и бессменный «мотор» проекта, бас-гитарист Данила Плащев, прислал электронное письмо с линком, где сообщил, что «Спустя 5 лет вынужденного бездействия Dead Frank выпустили новый альбом!»
И вот альбом с ироничным, как это часто бывало у Dead Frank и в прошлом, названием Enforced Jazz («Принудительный джаз») можно услышать на самых разных платформах. Записан он в формате трио, где два участника знакомы по прежним работам: помимо Плащева, это барабанщица и перкуссионистка Мария Качалова, а о третьем надо сказать отдельно. Практически на всех альбомах Dead Frank работали саксофонисты – сначала белорус Фрид Самотны, а потом россиянин Владимир Варн, лишь в альбоме 2019 года Can Dance место саксофониста занял синтезаторщик, а потом, как мы знаем, наступил значительный перерыв в деятельности группы. В возрожденном Dead Frank к ветеранам коллектива присоединился тенор-саксофонист Сергей Храмцевич. Насколько я знаю, он – москвич, и его мне доводилось слушать в составе столичных авангардных коллективов: «ТОПОТ Аркестра» и в трио с Петром Отоцким и Александром Сереченко. В данном случае, Сергей, очевидно, рассматривает себя не как участника Dead Frank, а как гостя проекта: не случайно на обложку альбома вынесены, как Dead Frank, так и Sergei Khramtcevich.
Но давайте вернемся непосредственно к музыке. Стартовая Cogs in the machine открывается лихорадочно быстрым соло ударных, потом подключается также темповый саксофон, который на протяжении всей пьесы стремится угнаться за ударными и бас-гитарой. Бас-гитара Плащева «правит бал» в композиции Chasing shadows, а тенор-саксофон Храмцевича неотступно следует за ее жесткими линиями. Beaten path, почти десятиминутная пьеса, самая длинная в небольшом по объему звучания альбоме и, возможно, ключевая. Тут «рулит» саксофон. С самого начала композиции ему грустно, бас-гитара и ударные, как хор в древнегреческом театре, отражают это его состояние. Потом саксофону становится совсем невмоготу: саунд пьесы заполняют его скрипы, рев, плач, жалобы, ритм-группа пытается его «успокоить» - темп падает, ритм становится более регулярным, появляется даже короткая вербальная реплика, но к финишу все возвращается на круги своя. Маленькая интерлюдия Resistance выдержана в том же ключе: Храмцевич извлекает все возможные и даже невозможные звуки из своего инструмента. В Hollow reflections впечатляет вступительное соло Плащева: звуки бас-гитары в неторопливом темпе словно тают, растворяются в пространстве. Но ритм постепенно ускоряется, эмбиентная идиллия сокрушена и в дело вновь вступает бешеный саксофон Храмцевича. Некое успокоение дарит финальная пьеса And again dawn, где саксофон и ритм-группа работают в унисон.
Резюме? Dead Frank слушать по-прежнему интересно и даже просто физически легче, чем некоторые старые альбомы с их мрачной атмосферой дарк-джаза: звуковой хаос здесь в существенно большей степени остается контролируемым. Мне кажется, «Принудительный джаз» найдет немало желающих послушать его добровольно. И, конечно, остается надеяться, что возрождение группы не останется разовым эпизодом в творчестве Данилы Плащева и его коллег.
«Второе пришествие» Dead Frank оказалось весьма стремительным. Только в конце октября возрожденный после существенного перерыва петербургский коллектив (в формате дуэта основателя группы Данилы Плащева и Марии Качаловой) в союзе с москвичем Сергеем ...
Ну, вот и подоспели свежие новости от Мэттью Голомбиски, а это почти всегда означает – новинки аргентинского джаза в каталоге ears&eyes Records. Впрочем, на сей раз не обошлось и без другой латиноамериканской страны – Колумбии. Дело в том, что лидер ...
Пожалуй, Disaster Pony – один из самых оригинальных канадских коллективов, которые представляет нам Эрнесто Сервини. Инициатором его создания был саксофонист и композитор из Торонто Гордон Хайленд, лидер группы Living Fossil, долгое время работавший ...
Если верить Википедии, то, согласно переписи 2022 года, в Шотландии 136161 человек говорит на гэльском языке. Почти исключительно ареал носителей этого языка из группы кельтских – Горная Шотландия и Гебридские острова. Сегодня язык этот относится в ...
После сентиментально-идиллических «эльфийских» обложек предыдущих альбомов ветерана нью-йоркской даунтаун-мюзик, виолончелиста Эрика Фридлендера, и название, и обложка его новой работы Dirty Boxing выглядят неожиданно супер-брутальными. Сам Эрик, ...
Не в первый раз Эрнесто Сервини появляется на наших страницах не только, как человек, регулярно представляющий читателям jazzquad . ru новинки канадского джаза, но и как действующий исполнитель, композитор и бэнд-лидер, что неудивительно, так как он ...
Не первый раз встречаясь с работами британской певицы и композитора Эсбе, уже знаешь, что она порой любит устраивать своим слушателям путешествия в пространстве и во времени. Так было с альбомом 2020 года Saqqara, отправлявшим нас в древний Египет, ...
После того, как Итан Айверсон, один из отцов-основателей широко известного в джазовых кругах The Bad Plus , «ушел из семьи» в 2017 году и подался на вольные хлеба, интенсивность его композиторской, исполнительской, а кстати, и журналистской ...
Третий альбом Евы Новоа на 577 Records и второй на нашем сайте. С этой каталонской пианисткой и композитором, с 2012 года живущей в США, мы знакомили наших читателей по альбому Novoa / Kamaguchi / Cleaver Trio - Vol. 1 (2023). В том тексте можно ...
Ансамбль Eyot образовался в сербской глубинке, в городе Ниш, в 2008 году. Это квартет, по составу которого трудно сказать, джазовый или роковый это коллектив. Кстати, и музыка Eyot (группа исполняет только собственные произведения) столь же ...
Off the seabed – дебютный альбом молодого французского трубача и композитора Фабьена Энгера. На родине Фабьен изучал, как академическую музыку, так и джаз в консерваториях Парижа, Меца и Страсбурга. Получив в 2022 году стипендию Фулбрайта, он ...
Наверное, ритм был первым музыкальным элементом, с которым познакомилось человечество. Возможно, вначале это произошло случайно, но потом древний человек вполне осознанно стал отбивать ритм разными подручными средствами или просто рукой или ногой, ...