Неожиданная и приятная новость! Я уже успел позабыть про петербургский коллектив Dead Frank, и был немало удивлен, когда через поисковик сайта обнаружил обзоры целых десяти альбомов этой группы! Первый из них относится к 2015 году, а последний – к 2019-му. При этом бывали годы, когда Dead Frank выпускал по два альбома за год, но с 2019-го года коллектив этот из поля зрения исчез. Основатель Dead Frank и бессменный «мотор» проекта, бас-гитарист Данила Плащев, прислал электронное письмо с линком, где сообщил, что «Спустя 5 лет вынужденного бездействия Dead Frank выпустили новый альбом!»
И вот альбом с ироничным, как это часто бывало у Dead Frank и в прошлом, названием Enforced Jazz («Принудительный джаз») можно услышать на самых разных платформах. Записан он в формате трио, где два участника знакомы по прежним работам: помимо Плащева, это барабанщица и перкуссионистка Мария Качалова, а о третьем надо сказать отдельно. Практически на всех альбомах Dead Frank работали саксофонисты – сначала белорус Фрид Самотны, а потом россиянин Владимир Варн, лишь в альбоме 2019 года Can Dance место саксофониста занял синтезаторщик, а потом, как мы знаем, наступил значительный перерыв в деятельности группы. В возрожденном Dead Frank к ветеранам коллектива присоединился тенор-саксофонист Сергей Храмцевич. Насколько я знаю, он – москвич, и его мне доводилось слушать в составе столичных авангардных коллективов: «ТОПОТ Аркестра» и в трио с Петром Отоцким и Александром Сереченко. В данном случае, Сергей, очевидно, рассматривает себя не как участника Dead Frank, а как гостя проекта: не случайно на обложку альбома вынесены, как Dead Frank, так и Sergei Khramtcevich.
Но давайте вернемся непосредственно к музыке. Стартовая Cogs in the machine открывается лихорадочно быстрым соло ударных, потом подключается также темповый саксофон, который на протяжении всей пьесы стремится угнаться за ударными и бас-гитарой. Бас-гитара Плащева «правит бал» в композиции Chasing shadows, а тенор-саксофон Храмцевича неотступно следует за ее жесткими линиями. Beaten path, почти десятиминутная пьеса, самая длинная в небольшом по объему звучания альбоме и, возможно, ключевая. Тут «рулит» саксофон. С самого начала композиции ему грустно, бас-гитара и ударные, как хор в древнегреческом театре, отражают это его состояние. Потом саксофону становится совсем невмоготу: саунд пьесы заполняют его скрипы, рев, плач, жалобы, ритм-группа пытается его «успокоить» - темп падает, ритм становится более регулярным, появляется даже короткая вербальная реплика, но к финишу все возвращается на круги своя. Маленькая интерлюдия Resistance выдержана в том же ключе: Храмцевич извлекает все возможные и даже невозможные звуки из своего инструмента. В Hollow reflections впечатляет вступительное соло Плащева: звуки бас-гитары в неторопливом темпе словно тают, растворяются в пространстве. Но ритм постепенно ускоряется, эмбиентная идиллия сокрушена и в дело вновь вступает бешеный саксофон Храмцевича. Некое успокоение дарит финальная пьеса And again dawn, где саксофон и ритм-группа работают в унисон.
Резюме? Dead Frank слушать по-прежнему интересно и даже просто физически легче, чем некоторые старые альбомы с их мрачной атмосферой дарк-джаза: звуковой хаос здесь в существенно большей степени остается контролируемым. Мне кажется, «Принудительный джаз» найдет немало желающих послушать его добровольно. И, конечно, остается надеяться, что возрождение группы не останется разовым эпизодом в творчестве Данилы Плащева и его коллег.
Инеке ван Доорн и Яспер ван’т Хоф … Два эти имени на одной обложке обещали много сюрпризов. Пианист и клавишник Яспер ван’т Хоф начинал, как участник одного из самых первых европейских коллективов, игравших джаз-рок: Association P.C., а в дальнейшем ...
21 мая 2022 года, небольшой берлинский клуб Au Topsi Pohl . Накануне сюда доставили роскошный концертный рояль B ö sendorfer , сразу занявший чуть ли не половину маленькой сцены. К выступлению трио, состоящего из трех очень известных европейских ...
Джей Пи Соарс (в своей артистической деятельности родившийся в 1969 году Джон Пол Соарс предпочитает использовать такой вариант) – универсальный музыкант. Да, конечно, главное дело его жизни – это блюз, но мало блюзменов, которые бы так легко, ...
Британский музыкант Джейсон Картер – очень неординарная личность. Картер – вечный странник, посетивший более ста стран мира, среди которых значатся Северная Корея, Афганистан и бывшие советские республики Средней Азии. Он выступал с симфоническими ...
Толчком к появлению этого альбома послужила … живопись, а точнее общая любовь известнейшей авангардной пианистки Мэрилин Криспелл и также весьма известного в этих же кругах басиста Дэймона Смита к творчеству американского художника, мастера ...
Сразу скажем, что тенор-саксофонист из Флориды Джефф Руперт никогда в рядах джазовой элиты, как инструменталист или композитор, не состоял. Крепкий профессионал, Руперт много играл в ансамбле Сэма Риверса, выступал с Мейнардом Фергюссоном, Бенни ...
Барабанщик и композитор Джерри Калаф – один из ветеранов американского джаза. Он уже долгое время живет в Лос-Анджелесе, совершая при этом многочисленные гастрольные туры по всему миру – от Южной Америки до Африки, бывал он и в России. Калаф выходил ...
Басист Джо Фонда (р.1954), однофамилец известной кинематографической семьи, - опытный джазмен, почти всегда работавший в сфере авангарда. К сожалению, до сих пор он был представлен на нашем сайте лишь однажды, в качестве участника ансамбля немецкого ...
Два американских джазовых гитариста, оба родом из Нью-Хэйвена, Коннектикут, оба исповедуют преимущественно джаз свободной формы – звезды просто обязаны были сойтись так, чтобы Джо Моррис и Боб Горри записали совместный альбом в дуэте. Оба эти имени ...
Известные американские джазмены, саксофонист Джоэль Фрам и басист Дэн Лумис, помимо собственных проектов, продолжительное время сотрудничали с канадским ударником Эрнесто Сервини, играя в его квартете, затем преобразованном в секстет под названием ...
Саммиты с участием нескольких гитаристов высокого класса – не редкость в джазе. Первое, что вспоминается по этому поводу – блистательное трио Эл Ди Меола – Пако де Люсия – Джон МакЛафлин с его концертным альбомом Friday Night in San Francisco(1981) ...
Новый альбом ансамбля JT Conception – отличный повод почувствовать, чем сегодня дышит новая волна эстонского инструментального джаза. Душа и организатор этого коллектива – молодой, но уже прекрасно зарекомендовавший себя басист, аранжировщик и ...