Саммиты с участием нескольких гитаристов высокого класса – не редкость в джазе. Первое, что вспоминается по этому поводу – блистательное трио Эл Ди Меола – Пако де Люсия – Джон МакЛафлин с его концертным альбомом Friday Night in San Francisco(1981) и не менее впечатляющим камбэком The Guitar Trio (1996). Есть и другие, возможно, не столь яркие примеры. Но что такое саммит? Встретились – выступили (записались) – разбежались, каждый по своему рабочему графику. Разовое событие, короче говоря. Естественно, Билл Фризелл, Гьян Райли (известный композитор-минималист Терри Райли выбрал для сына такое экзотическое имя на санскрите) и Джулиан Лаж создают собственные проекты, сотрудничают с разными коллегами, но разовым их музыкальный союз не назовешь: уже более пяти лет, именно в качестве трио, они работают в объединившим этих ярких музыкантов проекте, придуманном человеком по имени Джон Зорн.
Крупнейший мастер авангардного джаза, легендарный Джон Зорн, в XXI-м веке редко берет в руки саксофон. Он практически полностью ограничил себя композиторской деятельностью, тщательно подбирая музыкантов, которым доверяется исполнение его новых произведений. А при совершенно фантастической работоспособности Зорна таких произведений очень много и в совершенно разных стилистиках и жанрах. От экспериментальной и до современной камерной музыки, от фламенко до стилизаций под музыку барокко, от фолк-рока до жесткого металла, от посвящений композиторам, заслуживающим большего признания до музыки композиторов-женщин, от продолжения нео-клезмерских традиций до отвязного панка, от музыки для кино до специальной музыки для детей… Продолжать этот список в случае Зорна можно практически до бесконечности. Трио Фризелл-Райли-Лаж он впервые привлек к исполнению своей трилогии, посвященной выдающимся христианским средневековым мистикам. Так появились альбомы Nove Cantici Per Francesco D'Assisi (Tzadik, 2019), Virtue (Tzadik, 2020) и Teresa De Ávila (Tzadik, 2021). Было еще пару «несерийных» альбомов, а в 2022 году Зорн начал новую, «литературную» трилогию. Сначала появился A Garden of Forking Paths, вдохновленный творчеством одного из двух великих аргентинцев, Хорхе Луиса Борхеса, затем Nothing Is As Real As Nothing (Tzadik, 2023) по мотивам пьес отца театра абсурда, знаменитого ирландца Сэмюэла Беккета, а в году нынешнем завершающим альбомом трилогии и седьмым альбомом музыки Зорна в исполнении трио Фризелл-Райли-Лаж стал Lamentations, связанный с именем валлийского поэта и драматурга Дилана Томаса (1914-1953).
Рано ушедший из жизни (во многом из-за алкогольной зависимости), оставивший не слишком обширное творческое наследие, Дилан Томас оказал сильнейшее влияние на англоязычных интеллектуалов, особенно на американских битников, и стал одной из важнейших фигур в иконостасе контркультуры. Про юношу Роберта Циммермана из захолустной Миннесоты, случайно наткнувшегося на сборник стихов Дилана Томаса и с тех пор ставшего Бобом Диланом, даже вспоминать неудобно – факт общеизвестный. Как видим, не устоял перед его обаянием и Джон Зорн.
Зорн отобрал четыре стихотворения Дилана Томаса, включая одно из самых известных, Do Not Go Gentle Into That Good Night («Не уходи смиренно в сумрак вечной тьмы»). В музыке, которую он сочинил к этим произведениям, нет даже тени авангардных экспериментов. Четкие мелодические линии, ровный, плавно меняющийся темп, глубоко, как струя воды под слоем льда замерзшей реки, запрятанное музыкальное осмысление трагически-философской лирики Томаса, прозрачное акустическое звучание трех гитар – если подыскивать какой-то стилистический ярлычок, то, с известной долей условности, лучше всего подойдет термин «фолк-рок», а если обратиться к академическому наследию, то тут впору вспоминать скорее Шопена или еще кого-то из романтиков, а не Штокгаузена или Райли-отца. Трио гитаристов с высоким профессиональным мастерством воплотило его идеи в жизнь. Фризелл, Райли и Лаж словно ткут тончайшее кружевное полотно с прихотливым узором, и трудно не восхититься результатом их работы. Словил себя на мысли, что мне совершенно безразлично, кто из гитаристов играет в тот или иной момент. Трио воспринимается так, как это и задумано – единое целое, маленький оркестр из трех гитар. Lamentations можно так и воспринимать, забыв о суетном и полностью погрузившись в мир удивительно красивых чистых звуков. Можно поступить иначе: предварительно прочесть все четыре стихотворения Томаса в оригинале или в переводе (по крайней мере у Do Not Go Gentle Into That Good Night есть приличные переводы на русский) и соединить в восприятии музыку Зорна и поэзию Томаса, с его размышлениями о хрупкости человеческой жизни, о навсегда ушедшем прекрасном прошлом, о неизбежности ухода и достойной его встрече (упомянутое выше стихотворение Томас написал на смерть отца):
…And you, my father, there on the sad height,
Curse, bless, me now with your fierce tears, I pray.
Do not go gentle into that good night.
Rage, rage against the dying of the light.
Вроде бы немало работ американского гитариста и изобретателя новых типов гитар Кевина Кастнинга довелось слышать и писать о них, включая и его дуэт 2021 года с иранским кларнетистом Сохейлем Пейгхамбари The First Realm , но альбом The Second Realm ...
Киран Ахлувалия – канадская вокалистка индийского происхождения. Родилась она в Индии, но девочке было всего девять лет, когда ее семья перебралась в Канаду. Она не сразу выбрала музыку в качестве дела своей жизни, но явно не ошиблась на этом пути. ...
Сорокатрехлетний уроженец Хайфы Коби Арад – один из представителей многочисленной израильской джазовой диаспоры в США. Он живет и работает в Нью-Йорке с 2007 года. В отличие от большинства своих соотечественников, быстро растворяющихся в ...
Вчетвером эти музыканты встретились в Копенгагене в 2021 году. Датчанин Бенджамин Коппель – один из ведущих саксофонистов европейского джаза, очень убедительно сочетающий опору на американские джазовые традиции с современным джазовым языком, ...
Трех аргентинских джазменов, пианиста Сантьяго Лейбсона, басиста Максимиллиано Киршнера и ударника Николаса Политцера, связывает давняя творческая дружба. Вместе они работают с 2010 года, и даже тот факт, что Лейбсон сейчас живет и успешно работает ...
Уроженка Праги, певица и композитор Ленка Лихтенберг с 80-х годов живет и работает в Канаде, в Торонто. На ее счету немало проектов в сфере джаза, поп-музыки и нео-клезмера. Наивысшим пока достижением Лихтенберг можно считать альбом Thieves of ...
Если для русских Пушкин – «это наше все», то для португальцев «наше все» - это Луишде Камо́энс (в португальском произношении - Луи́ж Важ де Камо́йнш, но будем придерживаться устоявшейся транскрипции), выдающийся поэт XVI века, главный гений ...
Сегодня у нас в гостях джаз из Филадельфии. Альбом Leave The Gate Open выпущен местным лейблом Imani Records, принадлежащем местному пианисту и продюсеру Оррину Эвансу, а создатель его, пианист, композитор и педагог с латино-ирландским именем Люк ...
У иранской культуры непростые отношения с режимом аятолл. Это касается и киноискусства, и литературы и, конечно, музыки. Строгая регламентация всего, от внешнего вида до непосредственно творчества, в особенности жестко бьет по женщинам. Сразу же ...
Впервые я услышал японскую пианистку Мамико Ватанабе десять лет назад в альбоме саксофониста Би Джей Дженсена Ronin, The Masterless Samurai (2014), потом, совсем недавно был альбом Санти Дебриано Ashanti (2022). В обоих случаях ее игра запомнилась и ...
Marbin принадлежит к группе исполнителей, наиболее широко представленных на нашем сайте. Здесь можно найти обзоры почти всех альбомов группы, кроме первого, и в каждом обзоре есть что-то о самом коллективе. Но, в связи с новейшим альбомом Marbinico, ...
Вот и состоялась новая встреча с интереснейшей итальянской фолк-певицей из Апулии Марией Мазоттой. В отличие от уже знакомого нашим читателям альбома Amoreamaro (2020), новый альбом Onde она записала в формате трио. Партнерами Марии стали земляки (в ...