15 марта, прямо к 86-му дню рождения Чарльза Ллойда, вышел его новый альбом The Sky Will Still Be There Tomorrow. Это уже одиннадцатый подряд альбом знаменитого саксофониста, флейтиста и композитора под логотипом Blue Note: с 2015 года, по завершении также весьма продолжительного романа с ЕСМ, Ллойд не расстается с этим лейблом. Предыдущие работы выходили очень интенсивно (только в 2022-м появилось три альбома), но студийный альбом увидел свет впервые с 2017 года. Альбом двойной, неизбежно вобравший в свою программу старые, звучавшие и ранее пьесы Ллойда, но при этом почти половина программы - это совершенно новые композиции Чарльза: титульная The Sky Will Still Be There Tomorrow,TheWaterIsRising, LateBloom, TheGhostofLadyDay, SkyValley, SpiritoftheForest и пьеса с удивительно оптимистичным названием WhentheSunComesUp, DarknessIsGone. И это все сочинил и исполнил музыкант на девятом десятке! Браво, Чарльз Ллойд, иначе не скажешь! Разумеется, сам Ллойд свой возраст сознает, как он откровенно заметил в интервью лондонскому Jazzwise, «я сейчас на последних этапах своего путешествия». Но, как видите, он не только вспоминает былое, но и создает новое. А вспомнить ему есть что…
Как ни парадоксально это звучит, Чарльз Ллойд, этот музыкант с невообразимо пестрыми корнями (в его жилах смешалась кровь афроамериканцев, индейцев чероки, монголов и ирландцев), навсегда вписал свое имя в историю…советского джаза. Конечно же, я имею ввиду выступление квартета Ллойда с Джарреттом, МакКлюром и ДеДжонеттом в составе на джазовом фестивале в Таллинне в 1967 году. Оставим в стороне гастроли Гудмена в СССР в 1962 году – то был тур под эгидой Госдепа в рамках межправительственного соглашения, да и музыка Бенни на том этапе была ближе к ретро, - а вот квартет Ллойда впервые показал восторженно принимавшей его публике, что такое современный джаз. Не буду перебирать здесь подробности этого уникального события, очевидцы, критики и журналисты много и подробно о нем писали, но если для самого Ллойда концерт в Таллине остался эпизодом, еще одной позицией в дискографии (продюсер Авакян выкупил права на запись и издал альбом Charles Lloyd in the Soviet Union), то для советского джаза его визит в Таллинн стал вехой, предопределившей для многих наших мастеров пути дальнейшего развития.
Теперь давайте перейдем к более щекотливой теме. А как с историей мирового джаза и местом Чарльза Ллойда в ней? Уверен, что и тут свое место Ллойд застолбил, правда – не на первых ролях. Чарльз и в молодые годы, и позже был последовательным колтрейнистом. Он шел за Колтрейном и в годы его расцвета в начале 60-х, когда музыка Джона была квинт-эссенцией авангарда, и в конце 60-х, когда, вслед за духовными поисками Трейна, он также начал искать вдохновения в условной Стране Востока. Сегодня то, что когда-то считалось авангардом, превратилось просто в современный мэйнстрим, у Ллойда – высококлассный, с интересной музыкой и высочайшей техникой исполнения как самого Чарльза, так и его прекрасных партнеров, каждый из которых – выдающийся эксперт в своем деле. Это относится и к Гейлу Морану, и к Ларри Гренадьеру, и к Брайану Блэйду. Поэтому слушать The Sky Will Still Be There Tomorrow, провести полтора часа с музыкой этих мастеров – настоящее наслаждение.
Свои весомые козыри квартет Ллойда предъявляет уже в стартовом треке Defiant, Tender Warrior, где тенор-саксофон Ллойда и фортепьяно Морана взаимодействуют на высоком эмоциональном уровне. Свое искусство флейтиста Ллойд в полной мере продемонстрировал и в короткой интерлюдии Late Bloom, и в более пространной пьесе Booker’s Garden – в память ушедшего в 23 года своего ровесника и друга Букера Литтла. К теням ушедших в этом альбоме Ллойд обращается еще не раз. Очень эффектно звучит Monk’s Dance, а для Билли Холидей он специально сочинил пьесу TheGhostofLadyDay. Отзвуки высоких традиций афроамериканской духовной музыки звучат в Balm In Gilead, а философский взгляд на жизнь человека, умудренного и стоящего на пороге неизбежного, очевиден в титульной пьесе The Sky Will Still Be There Tomorrow. Впрочем, мне приятнее считать этаким творческим завещанием Мастера уже упомянутую выше пьесу When the Sun Comes Up, Darkness Is Gone – это помогает продолжать жить в наши невеселые времена.
Молодой лейбл Psychiatric Records выпустил второй в своей истории альбом The Haas Company, Vol. 2. Основатель лейбла, ударник Стив Хаас, вместе с клавишником Питом Дранглом составляющий основу формации Celestial Latitude, первым альбомом нового ...
Барабанщик, перкуссионист и композитор Чес Смит родился в Калифорнии, но вся его музыкальная карьера связана с Нью-Йорком. Чес изначально проявил себя, как приверженец авангардного джаза. Среди его партнеров можно найти имена Марка Рибо, Джона ...
Последний совместный альбом классика мирового джаза и выдающегося музыканта, практически в одиночку вернувшего в широкий джазовый оборот казалось бы давно отправленный в отставку (имею ввиду современный джаз) инструмент. Богатейшее наследие Чика ...
Последнее время мне везет на максимально камерные проекты – сольные и дуэтные работы. Не ропщу. Часто это бывают весьма любопытные альбомы, как и в данном случае, особенно лакомом, в силу того, что это дуэт контрабасистов. Возможно, кто-то разделяет ...
«Она принадлежит к четырем или пяти лучшим джазовым вокалисткам планеты», - так писал Jazz Times в 2009 году. Другое американское издание, Jazz Journal, присоединилось к этому мнению в 2011 году: «…одна из лучших в мире современных джазовых ...
Двух семейный квартет Claudio Scolari Project продолжает активную творческую деятельность (подробности истории этого необычного ансамбля с двумя лидерами-ударниками я здесь опускаю – их легко найти в обзорах предыдущих работ Claudio Scolari Project, ...
Compassionizer – один из активно развиваемых его создателем, питерским музыкантом, композитором и бэнд-лидером Иваном Розмаинским, проектов. В прошлом году появился ЕР Compassionizer, посвященный памяти Джорджа Харрисона, а совсем недавно, в ...
В своем электронном письме с линком к альбому Alchemy Of Stone And Star Джекоб Хайнеман делает упор на то, что создатели альбома – музыканты из небольших городов Среднего Запада США, несравнимых с признанными джазовыми центрами страны и региона. Что ...
История и особенности такого направления рок-музыки, как гранж-рок, лежат вне сферы интересов нашего сайта. Для нас в этой связи интересно, однако, что одно время гранж-рок называли также «Сиэттл саунд» в силу того, что местом рождения данного стиля ...
Канадский басист и композитор Дэн Фортин родился в Питерборо, а живет и работает ныне в Хэмилтоне (оба города – в провинции Онтарио). Это опытный и успешный музыкант. В составе трио MYRIAD3 он участвовал в записи пяти альбомов с 2012 по 2018 годы, ...
На тубе играли еще во времена архаичного джаза, но на первых ролях этот инструмент никогда не был, а с развитием таких направлений, как свинг, а затем боп, и вовсе ушел в тень: духовой бас уступил место басу струнному, контрабасу. Туба появлялась ...
В принципе можно понять, почему канадский пианист Дэниэл Янки назвал свою группу Winter Trio . Янки живет и работает в городе Уайтхорс, столице территории Юкон – месте суровом и малолюдном, где зима действительно царит над всеми остальными временами ...