15 марта, прямо к 86-му дню рождения Чарльза Ллойда, вышел его новый альбом The Sky Will Still Be There Tomorrow. Это уже одиннадцатый подряд альбом знаменитого саксофониста, флейтиста и композитора под логотипом Blue Note: с 2015 года, по завершении также весьма продолжительного романа с ЕСМ, Ллойд не расстается с этим лейблом. Предыдущие работы выходили очень интенсивно (только в 2022-м появилось три альбома), но студийный альбом увидел свет впервые с 2017 года. Альбом двойной, неизбежно вобравший в свою программу старые, звучавшие и ранее пьесы Ллойда, но при этом почти половина программы - это совершенно новые композиции Чарльза: титульная The Sky Will Still Be There Tomorrow,TheWaterIsRising, LateBloom, TheGhostofLadyDay, SkyValley, SpiritoftheForest и пьеса с удивительно оптимистичным названием WhentheSunComesUp, DarknessIsGone. И это все сочинил и исполнил музыкант на девятом десятке! Браво, Чарльз Ллойд, иначе не скажешь! Разумеется, сам Ллойд свой возраст сознает, как он откровенно заметил в интервью лондонскому Jazzwise, «я сейчас на последних этапах своего путешествия». Но, как видите, он не только вспоминает былое, но и создает новое. А вспомнить ему есть что…
Как ни парадоксально это звучит, Чарльз Ллойд, этот музыкант с невообразимо пестрыми корнями (в его жилах смешалась кровь афроамериканцев, индейцев чероки, монголов и ирландцев), навсегда вписал свое имя в историю…советского джаза. Конечно же, я имею ввиду выступление квартета Ллойда с Джарреттом, МакКлюром и ДеДжонеттом в составе на джазовом фестивале в Таллинне в 1967 году. Оставим в стороне гастроли Гудмена в СССР в 1962 году – то был тур под эгидой Госдепа в рамках межправительственного соглашения, да и музыка Бенни на том этапе была ближе к ретро, - а вот квартет Ллойда впервые показал восторженно принимавшей его публике, что такое современный джаз. Не буду перебирать здесь подробности этого уникального события, очевидцы, критики и журналисты много и подробно о нем писали, но если для самого Ллойда концерт в Таллине остался эпизодом, еще одной позицией в дискографии (продюсер Авакян выкупил права на запись и издал альбом Charles Lloyd in the Soviet Union), то для советского джаза его визит в Таллинн стал вехой, предопределившей для многих наших мастеров пути дальнейшего развития.
Теперь давайте перейдем к более щекотливой теме. А как с историей мирового джаза и местом Чарльза Ллойда в ней? Уверен, что и тут свое место Ллойд застолбил, правда – не на первых ролях. Чарльз и в молодые годы, и позже был последовательным колтрейнистом. Он шел за Колтрейном и в годы его расцвета в начале 60-х, когда музыка Джона была квинт-эссенцией авангарда, и в конце 60-х, когда, вслед за духовными поисками Трейна, он также начал искать вдохновения в условной Стране Востока. Сегодня то, что когда-то считалось авангардом, превратилось просто в современный мэйнстрим, у Ллойда – высококлассный, с интересной музыкой и высочайшей техникой исполнения как самого Чарльза, так и его прекрасных партнеров, каждый из которых – выдающийся эксперт в своем деле. Это относится и к Гейлу Морану, и к Ларри Гренадьеру, и к Брайану Блэйду. Поэтому слушать The Sky Will Still Be There Tomorrow, провести полтора часа с музыкой этих мастеров – настоящее наслаждение.
Свои весомые козыри квартет Ллойда предъявляет уже в стартовом треке Defiant, Tender Warrior, где тенор-саксофон Ллойда и фортепьяно Морана взаимодействуют на высоком эмоциональном уровне. Свое искусство флейтиста Ллойд в полной мере продемонстрировал и в короткой интерлюдии Late Bloom, и в более пространной пьесе Booker’s Garden – в память ушедшего в 23 года своего ровесника и друга Букера Литтла. К теням ушедших в этом альбоме Ллойд обращается еще не раз. Очень эффектно звучит Monk’s Dance, а для Билли Холидей он специально сочинил пьесу TheGhostofLadyDay. Отзвуки высоких традиций афроамериканской духовной музыки звучат в Balm In Gilead, а философский взгляд на жизнь человека, умудренного и стоящего на пороге неизбежного, очевиден в титульной пьесе The Sky Will Still Be There Tomorrow. Впрочем, мне приятнее считать этаким творческим завещанием Мастера уже упомянутую выше пьесу When the Sun Comes Up, Darkness Is Gone – это помогает продолжать жить в наши невеселые времена.
2024-й год. 2 марта в Санкт-Петербурге, а на следующий день в Москве питерский ансамбль «Отава Ё» проводит презентацию своего нового альбома. Специализирующийся на этнической музыке со всего мира британский лейбл ARC Music выпускает альбом Loud and ...
С московским квартетом Paraskeva наш сайт познакомился в 2023 году. То был второй релиз группы, небольшой ЕР из трех треков под названием Future Imperfect. И вот – новая встреча, вновь ЕР, на этот раз под названием Burning Scapes и жарким солнцем на ...
Уже обложка этого альбома стилем своего оформления вызовет много положительных эмоций у тех, кто помнит времена расцвета психоделии. Ничуть не меньше вдохновляет и его содержимое. Pat Fulgoni Blues Experience – это чертовски привлекательная смесь ...
Хочется сравнить Пэта Мэтини с садовником-селекционером, который терпеливо и настойчиво работает над выведением новых сортов, скажем, яблок, которые отличаются от уже существующих размером, цветом, вкусом или, например, особой морозоустойчивостью. ...
Творческий путь нью-йоркского гитариста Питера Хэнда начинался с блюза. В колледже его кумирами были Би Би Кинг, Элберт Кинг, Отис Раш, Бадди Гай, Майк Блумфилд. Но постепенно вкусы Питера менялись. Он увлекся джазом и верен этой музыке по сей день. ...
Если оставить в стороне вечно бурлящий мир поп-музыки, то этот проект, возможно, станет самым значительным событием начавшегося совсем недавно 2024 года. 19 января состоялся релиз альбома Psalms Symphony, созданного Питером Джонатаном в содружестве ...
Время от времени ко мне попадают альбомы, созданные джазовыми исполнительницами, вокалистками или инструменталистками, на основе своих личных переживаний, связанных с рождением ребенка. Но впервые встречаюсь с альбомом, где автор представляет ...
Не в первый раз мультинструменталист, композитор и философ Юрий Виноградов предоставляет нашему сайту материалы новых релизов своего лейбла Contempora. Но, прослушав Astralis, я признался сам себе, что давно не испытывал такое трудно формулируемое ...
Куин Эстер – очень любопытная фигура на американской сцене. Я сознательно не пишу здесь «джазовой сцене», потому что сфера творческих интересов Куин Эстер шире. Она – певица, актриса, сочинитель собственных песен, сценарист, общественный деятель. На ...
Немало альбомов с участием американской пианистки и клавишницы Рэйчел Зет доводилось мне слушать, но всегда она при этом – и в джазе, и в рок-музыке – кому-то ассистировала. И вот, если мне не изменяет память, впервые довелось услышать Рэйчел Зет в ...
Ни размером шрифта, ни его дизайном британский саксофонист и композитор Роб Коуп не выдал своего лидерства в этом проекте: ровненько в столбик перечислены все четверо участников записи на обложке альбома Gemini, разве что имя Роба стоит в этом ...
С канадским гитаристом из Оттавы Родди Элиасом мы уже знакомили наших читателей в 2021 году. Тогда это был обзор альбома Not This Room, а Родди в этом проекте выступал, как композитор, гитарист и лидер специально под проект созданной группы Free ...