Если отбросить чисто химические (смесь иных металлов с ртутью) и исторические (жертвы судебных процессов времен якобинского террора) определения, то сегодня амальгаму обычно понимают, как сочетание в одном целом самых разнородных элементов. Именно так назвал свой новейший (увидел свет всего лишь 21 июня текущего года на московском лейбле ArtBeat) альбом композитор и мультиинструменталист Юрий Виноградов.
Сам Юрий называет эту работу «импровизационной фортепианной музыкой с влиянием импрессионизма и джазовыми элементами».Да, в Amalgama Виноградов предпочел чисто акустическое звучание фортепьяно. Такой выбор он делает не в первый раз. Из тех работ, которые мне довелось услышать, ближе всего стоит, наверное, альбом 2021 года L’Azur, также названный Юрием «Альбомом свободных импровизаций для фортепиано соло в условно неоимпрессионистской манере». Кстати, определение «неоимпрессионизм» мне кажется более удачным и для Amalgama. Слишком уж далеко, даже подсознательно, на уровне подкорки, отстоит Юрий Виноградов от времен Дебюсси или Сати, слишком уж много впитал он иных, более поздних веяний, включая, разумеется, и джаз, хотя «джазовые элементы» в Amalgama «замаскированы» тщательно и отнюдь не бросаются в глаза.
Но, конечно, отличий тут тоже много. Из очевидного: L’Azur существенно короче. Надо сказать, что в обеих работах композиции по объему невелики (в Amalgama – преимущественно невелики), но в новом альбоме их просто значительно больше. L’Azur сам Виноградов назвал «стихами для сольного фортепьяно», что дало мне тогда возможность сравнить композиции того альбома с тонкими, абстрактными и умиротворяющими образчиками японской поэзии. Про пьесы из Amalgama этого не скажешь. Да, здесь тоже есть спокойные, плавно развивающиеся пьесы, вроде Watercolor On Your Skin или Snow and Caramel, но «движение звуковых форм» (еще одно определение от Юрия Виноградова) в существенной части композиций альбома выглядит гораздо более драматичным и эмоциональным. Я имею ввиду, например, Crystal Trails, Reminisce, Layers и даже в колыбельную Lullaby, по определению носительницу соответствующего настроения, вкрались нотки тревоги. Тем более это характерно для самой объемной в альбоме пьесы Rainbow Stream (более восьми минут звучания). Точную причину этого знает только сам автор. Возможно, годы создания обеих работ, 2021-й и 2024-й, слишком уж отличаются друг от друга по тем настроениям и событиям, которые произошли в российском обществе? Так или иначе, Amalgama – несомненное продолжение и развитие творческих поисков автора в его подходах к сольной фортепьянной музыке.
Почти год назад на нашем сайте появился обзор альбома Archaisms I (2023, defkaz), созданного дуэтом двух ударников, Тайшона Сори и Адама Рудольфа в духе свободной импровизации: то была запись их совместного выступления в одном из нью-йоркских залов ...
Первая для нашего сайта встреча с польским джазовым квинтетом из Познани Unleashed Cooperation. Его лидером является саксофонист Кшиштоф Кушмерек, а саунд группы строится на сочетании выдвинутых на авансцену двух духовых (саксофоны Кушмерека и труба ...
На пианиста по имени Виджай Айер я «положил глаз» еще много лет назад, опубликовав в 2004 году на страницах "Jazz-Квадрата" большой материал об этом музыканте. Что привлекло внимание к Виджаю Айеру помимо очевидных успехов на ниве джаза? Во-первых, ...
Своим значимым местом на джазовой карте России старинный северный город Архангельск обязан двум своим землякам, двум Владимирам Петровичам. Но если Владимир Петрович Тарасов рано покинул Архангельск и перебрался в Вильнюс, где стал участником ...
Ни имен исполнителей, ни названия альбома на этой обложке нет. Поэтому предлагаю всем поклонникам авангардного джаза и свободной импровизационной музыки просто запомнить эту желто-белую картинку и постараться не пропустить альбом Central Park's ...
Признаюсь, мне понадобилось какое-то время, чтобы осознать: фраза на обложке альбома («Трое из нас – из Хьюстона, а Ройбен нет») – это и есть его название. Ну, Уолтер Смит Третий, ну, оригинал! Впрочем, чему тут удивляться: Техас, Штат Одинокой ...
Верный признак приближения Рождества – все более частое появление в редакционной почте информации об альбомах и синглах соответствующей тематики. И порой знакомишься с такими работами, пройти мимо которых просто грех, как в случае с американской ...
За творчеством живущего в Германии российского саксофониста и композитора Ярослава Лихачева наш сайт наблюдает с его первого альбома Crumbling (2020), записанного в формате квартета. С этой же командой музыкантов (пианист Яннис Анфт, басист Конрад ...
Американо-израильское трио с эффектным названием Yes! Trio доказывает свою жизнеспособность. Через 5 лет после своего первого альбома Groove du Jour, в том же составе и на том же французском лейбле Jazz&People, оно выпустило 23 февраля свой второй ...
Со времен своего появления на нью-йоркской джазовой сцене уроженец Тель-Авива Йотам Зильберстайн успел зарекомендовать себя в качестве одного из сильнейших гитаристов современного джазового мэйнстрима и большого поклонника латинского джаза. ...
Пианистка и композитор Юни родилась в Южной Корее. Тогда ее имя наверняка звучало иначе, возможно, артистический ник включил в себя его часть. Девочка начала заниматься музыкой с пяти лет и с тех пор не расстается с нею. В Сеуле Юни получила ...
Новый альбом флейтистки и композитора Юлии Мусаэлян Strange Times рождался долго, целых четыре года. Значительная часть композиций была сочинена Юлией в дни тотального затворничества во время пандемии. Можно сказать, что название альбома отражает ...