Christian McBride / Edgar Meyer - But Who's Gonna Play the Melody?
25.08.2024
Последнее время мне везет на максимально камерные проекты – сольные и дуэтные работы. Не ропщу. Часто это бывают весьма любопытные альбомы, как и в данном случае, особенно лакомом, в силу того, что это дуэт контрабасистов. Возможно, кто-то разделяет со мной любовь к глубокому, утробному звучанию этого инструмента, пробирающего тебя буквально насквозь. И тогда вы наверняка с удовольствием посмакуете альбом But Who's Gonna Play the Melody?, записанный двумя басистами очень высокого класса – Крисченом МакБрайдом и Эдгаром Майером.
Про МакБрайда особо распространяться не буду. Сегодня этот уроженец Филадельфии (р.1972), обладатель восьми премий Грэмми, справедливо считается одним из ведущих музыкантов современного постбопового мэйнстрима. Крисчен с одинаковой уверенностью руководит биг-бэндом и малыми составами, и является желанным партнером для самых известных джазовых музыкантов. Совсем другая история с Эдгаром Майером. Согласитесь, это имя в джазе, прямо скажем, не слишком известно. А между тем, Майер (р.1960) лишь чуть уступает МакБрайду по количеству Грэмми: их у него семь при десяти номинациях. Все дело в том, что Эдгар – «человек из другой песочницы»: его стихия – это блюграсс, ньюграсс и академическая музыка. Музыкант из Оук Риджа, Теннесси сотрудничал с такими яркими людьми из разных сфер, как Бела Флек, Дэйв Дуглас, Йо-Йо Ма, Закир Хуссейн и, кстати, его нынешний партнер Крисчен МакБрайд. Майер много работает, как композитор и преподает сразу в нескольких престижных университетах.
МакБрайд и Майер познакомились в 2007 году. Музыканты сразу понравились друг другу и нашли у себя много общего. И Крисчен, и Эдгар считают своим главным учителем легендарного басиста Рэя Брауна, у обоих похожие взгляды на жизнь и на музыкальное творчество, и, что также весьма существенно, у обоих хорошее чувство юмора с ироничным оттенком. В полной мере это проявилось и в альбоме But Who's Gonna Play the Melody? У этого шутливого названия можно усмотреть двойное дно. Возможно, два басиста таким образом бросают «упрек» своим коллегам, играющим на солирующих, как правило, инструментах: что ж вы, совсем разучились вести мелодию? Но, скорее всего, это шутливая перебранка друг с другом на тему главного мелодиста в дуэте. Макбрайд говорит об этой работе так: "Эдгар и я пришли из двух разных точек… Я пришел из мира джаза и ритм-энд-блюза с небольшой примесью классики, а он пришел из мира блюграсс и классической музыки с небольшой примесью джаза. В этом альбоме мы встречаемся друг с другом на неизведанной территории.»
Для освоения «неизведанной территории» Крисчен и Эдгар подготовили роскошную программу из пятнадцати треков. В основном это, конечно, авторская музыка, но звучат здесь и четыре версии произведений других авторов. Это Solar из репертуара квинтета Майлса Дэвиса 50-х годов (подозреваю, что эту боперскую тему предложил Крисчен), чувственный Tennessee Blues отца музыки блюграсс Билла Монро (а тут почти уверен, что это была инициатива Эдгара) и два «вечнозеленых» стандарта на все времена - Bewitched, Bothered and Bewildered Харта и Роджерса и Days of Wine and Roses Манчини. Остальную часть программы составили семь композиций Майера и четыре МакБрайда. Кстати, каждый из участников дуэта в двух случаях пересаживался за рояль, превращая пьесу в дуэт контрабаса и фортепьяно.
Ну, а угадать, где чья пьеса и, в конце концов, Who's Gonna Play the Melody?, вам будет трудноватенько. Свою стартовую пьесу Green Slime Майер насытил таким мощным плотным грувом, что вы, скорее, решите, что это опус МакБрайда. Последний откликнулся столь же мощным фанковым грувом в посвященной родному городу композиции Philly Slop и пьесой, чье название говорит само за себя: Bebop, of Course. Разнообразие своих музыкальных вкусов Майер отразил в почти академических лиричных пьесах Canon и Interlude #1 и тяжелом, прямо-таки сочащимся эмоциями блюзе FRB 2DB. Каждый из участников дуэта представил Bass Duo #1 и #2 соответственно, где постарался как можно ярче отразить свои эстетические позиции, в основе которых у обоих лежит все тот же старина блюз.
Вдохновение, мастерство и явное удовольствие музыкантов от совместной работы заставляют меня очень высоко оценить But Who's Gonna Play the Melody? Ну, а уж для молодых басистов это просто кладезь идей и пример креативности.
Джаз заметно раздвинул свои географические границы, и уже никого не удивляет обилие играющих джаз музыкантов азиатского происхождения. Но вот мужчину-вокалиста из Азии с классическим джазовым репертуаром мне довелось услышать впервые. Это корейский ...
В списке музыкантов на альбоме Things Will Pass Хе Сан Хонг значится, как перкуссионистка. Но для нее это не основное занятие. В первую очередь Хе Сан Сонг – композитор, аранжировщик и, как мы видим, бэнд-лидер. Родилась она в Сеуле, получила ...
1 ноября этого года московская группа illo.trio представила свой дебютный альбом. У него нет специального названия, на обложке – только название коллектива. Возможно, в этом есть определенная символика: музыканты подчеркивают отсутствие в этом ...
Инеке ван Доорн и Яспер ван’т Хоф … Два эти имени на одной обложке обещали много сюрпризов. Пианист и клавишник Яспер ван’т Хоф начинал, как участник одного из самых первых европейских коллективов, игравших джаз-рок: Association P.C., а в дальнейшем ...
21 мая 2022 года, небольшой берлинский клуб Au Topsi Pohl . Накануне сюда доставили роскошный концертный рояль B ö sendorfer , сразу занявший чуть ли не половину маленькой сцены. К выступлению трио, состоящего из трех очень известных европейских ...
Джей Пи Соарс (в своей артистической деятельности родившийся в 1969 году Джон Пол Соарс предпочитает использовать такой вариант) – универсальный музыкант. Да, конечно, главное дело его жизни – это блюз, но мало блюзменов, которые бы так легко, ...
Британский музыкант Джейсон Картер – очень неординарная личность. Картер – вечный странник, посетивший более ста стран мира, среди которых значатся Северная Корея, Афганистан и бывшие советские республики Средней Азии. Он выступал с симфоническими ...
Толчком к появлению этого альбома послужила … живопись, а точнее общая любовь известнейшей авангардной пианистки Мэрилин Криспелл и также весьма известного в этих же кругах басиста Дэймона Смита к творчеству американского художника, мастера ...
Сразу скажем, что тенор-саксофонист из Флориды Джефф Руперт никогда в рядах джазовой элиты, как инструменталист или композитор, не состоял. Крепкий профессионал, Руперт много играл в ансамбле Сэма Риверса, выступал с Мейнардом Фергюссоном, Бенни ...
Басист Джо Фонда (р.1954), однофамилец известной кинематографической семьи, - опытный джазмен, почти всегда работавший в сфере авангарда. К сожалению, до сих пор он был представлен на нашем сайте лишь однажды, в качестве участника ансамбля немецкого ...
Два американских джазовых гитариста, оба родом из Нью-Хэйвена, Коннектикут, оба исповедуют преимущественно джаз свободной формы – звезды просто обязаны были сойтись так, чтобы Джо Моррис и Боб Горри записали совместный альбом в дуэте. Оба эти имени ...
Известные американские джазмены, саксофонист Джоэль Фрам и басист Дэн Лумис, помимо собственных проектов, продолжительное время сотрудничали с канадским ударником Эрнесто Сервини, играя в его квартете, затем преобразованном в секстет под названием ...