Christian McBride / Edgar Meyer - But Who's Gonna Play the Melody?
25.08.2024
Последнее время мне везет на максимально камерные проекты – сольные и дуэтные работы. Не ропщу. Часто это бывают весьма любопытные альбомы, как и в данном случае, особенно лакомом, в силу того, что это дуэт контрабасистов. Возможно, кто-то разделяет со мной любовь к глубокому, утробному звучанию этого инструмента, пробирающего тебя буквально насквозь. И тогда вы наверняка с удовольствием посмакуете альбом But Who's Gonna Play the Melody?, записанный двумя басистами очень высокого класса – Крисченом МакБрайдом и Эдгаром Майером.
Про МакБрайда особо распространяться не буду. Сегодня этот уроженец Филадельфии (р.1972), обладатель восьми премий Грэмми, справедливо считается одним из ведущих музыкантов современного постбопового мэйнстрима. Крисчен с одинаковой уверенностью руководит биг-бэндом и малыми составами, и является желанным партнером для самых известных джазовых музыкантов. Совсем другая история с Эдгаром Майером. Согласитесь, это имя в джазе, прямо скажем, не слишком известно. А между тем, Майер (р.1960) лишь чуть уступает МакБрайду по количеству Грэмми: их у него семь при десяти номинациях. Все дело в том, что Эдгар – «человек из другой песочницы»: его стихия – это блюграсс, ньюграсс и академическая музыка. Музыкант из Оук Риджа, Теннесси сотрудничал с такими яркими людьми из разных сфер, как Бела Флек, Дэйв Дуглас, Йо-Йо Ма, Закир Хуссейн и, кстати, его нынешний партнер Крисчен МакБрайд. Майер много работает, как композитор и преподает сразу в нескольких престижных университетах.
МакБрайд и Майер познакомились в 2007 году. Музыканты сразу понравились друг другу и нашли у себя много общего. И Крисчен, и Эдгар считают своим главным учителем легендарного басиста Рэя Брауна, у обоих похожие взгляды на жизнь и на музыкальное творчество, и, что также весьма существенно, у обоих хорошее чувство юмора с ироничным оттенком. В полной мере это проявилось и в альбоме But Who's Gonna Play the Melody? У этого шутливого названия можно усмотреть двойное дно. Возможно, два басиста таким образом бросают «упрек» своим коллегам, играющим на солирующих, как правило, инструментах: что ж вы, совсем разучились вести мелодию? Но, скорее всего, это шутливая перебранка друг с другом на тему главного мелодиста в дуэте. Макбрайд говорит об этой работе так: "Эдгар и я пришли из двух разных точек… Я пришел из мира джаза и ритм-энд-блюза с небольшой примесью классики, а он пришел из мира блюграсс и классической музыки с небольшой примесью джаза. В этом альбоме мы встречаемся друг с другом на неизведанной территории.»
Для освоения «неизведанной территории» Крисчен и Эдгар подготовили роскошную программу из пятнадцати треков. В основном это, конечно, авторская музыка, но звучат здесь и четыре версии произведений других авторов. Это Solar из репертуара квинтета Майлса Дэвиса 50-х годов (подозреваю, что эту боперскую тему предложил Крисчен), чувственный Tennessee Blues отца музыки блюграсс Билла Монро (а тут почти уверен, что это была инициатива Эдгара) и два «вечнозеленых» стандарта на все времена - Bewitched, Bothered and Bewildered Харта и Роджерса и Days of Wine and Roses Манчини. Остальную часть программы составили семь композиций Майера и четыре МакБрайда. Кстати, каждый из участников дуэта в двух случаях пересаживался за рояль, превращая пьесу в дуэт контрабаса и фортепьяно.
Ну, а угадать, где чья пьеса и, в конце концов, Who's Gonna Play the Melody?, вам будет трудноватенько. Свою стартовую пьесу Green Slime Майер насытил таким мощным плотным грувом, что вы, скорее, решите, что это опус МакБрайда. Последний откликнулся столь же мощным фанковым грувом в посвященной родному городу композиции Philly Slop и пьесой, чье название говорит само за себя: Bebop, of Course. Разнообразие своих музыкальных вкусов Майер отразил в почти академических лиричных пьесах Canon и Interlude #1 и тяжелом, прямо-таки сочащимся эмоциями блюзе FRB 2DB. Каждый из участников дуэта представил Bass Duo #1 и #2 соответственно, где постарался как можно ярче отразить свои эстетические позиции, в основе которых у обоих лежит все тот же старина блюз.
Вдохновение, мастерство и явное удовольствие музыкантов от совместной работы заставляют меня очень высоко оценить But Who's Gonna Play the Melody? Ну, а уж для молодых басистов это просто кладезь идей и пример креативности.
Новый альбом такого мастера, как Дэвид Мюррей, всегда интересен. Обладатель многих наград и очень уважаемый в джазе музыкант, Мюррей всегда шел своим путем, подчас парадоксальным. В юности сильное влияние на молодого саксофониста оказали ...
«Второе пришествие» Dead Frank оказалось весьма стремительным. Только в конце октября возрожденный после существенного перерыва петербургский коллектив (в формате дуэта основателя группы Данилы Плащева и Марии Качаловой) в союзе с москвичем Сергеем ...
Неожиданная и приятная новость! Я уже успел позабыть про петербургский коллектив Dead Frank, и был немало удивлен, когда через поисковик сайта обнаружил обзоры целых десяти альбомов этой группы! Первый из них относится к 2015 году, а последний – к ...
Ну, вот и подоспели свежие новости от Мэттью Голомбиски, а это почти всегда означает – новинки аргентинского джаза в каталоге ears&eyes Records. Впрочем, на сей раз не обошлось и без другой латиноамериканской страны – Колумбии. Дело в том, что лидер ...
Пожалуй, Disaster Pony – один из самых оригинальных канадских коллективов, которые представляет нам Эрнесто Сервини. Инициатором его создания был саксофонист и композитор из Торонто Гордон Хайленд, лидер группы Living Fossil, долгое время работавший ...
Если верить Википедии, то, согласно переписи 2022 года, в Шотландии 136161 человек говорит на гэльском языке. Почти исключительно ареал носителей этого языка из группы кельтских – Горная Шотландия и Гебридские острова. Сегодня язык этот относится в ...
После сентиментально-идиллических «эльфийских» обложек предыдущих альбомов ветерана нью-йоркской даунтаун-мюзик, виолончелиста Эрика Фридлендера, и название, и обложка его новой работы Dirty Boxing выглядят неожиданно супер-брутальными. Сам Эрик, ...
Не в первый раз Эрнесто Сервини появляется на наших страницах не только, как человек, регулярно представляющий читателям jazzquad . ru новинки канадского джаза, но и как действующий исполнитель, композитор и бэнд-лидер, что неудивительно, так как он ...
Не первый раз встречаясь с работами британской певицы и композитора Эсбе, уже знаешь, что она порой любит устраивать своим слушателям путешествия в пространстве и во времени. Так было с альбомом 2020 года Saqqara, отправлявшим нас в древний Египет, ...
После того, как Итан Айверсон, один из отцов-основателей широко известного в джазовых кругах The Bad Plus , «ушел из семьи» в 2017 году и подался на вольные хлеба, интенсивность его композиторской, исполнительской, а кстати, и журналистской ...
Третий альбом Евы Новоа на 577 Records и второй на нашем сайте. С этой каталонской пианисткой и композитором, с 2012 года живущей в США, мы знакомили наших читателей по альбому Novoa / Kamaguchi / Cleaver Trio - Vol. 1 (2023). В том тексте можно ...
Ансамбль Eyot образовался в сербской глубинке, в городе Ниш, в 2008 году. Это квартет, по составу которого трудно сказать, джазовый или роковый это коллектив. Кстати, и музыка Eyot (группа исполняет только собственные произведения) столь же ...