На пианиста по имени Виджай Айер я «положил глаз» еще много лет назад, опубликовав в 2004 году на страницах "Jazz-Квадрата" большой материал об этом музыканте. Что привлекло внимание к Виджаю Айеру помимо очевидных успехов на ниве джаза? Во-первых, наряду с его приятелем и частым партнером саксофонистом Рудрешем Махантхаппой, Айера можно считать отцом индо-американской диаспоры в джазе. Сегодня музыкантов индийского происхождения в американском джазе очень много, но к середине 90-х годов Виджай и Рудреш были, пожалуй, первыми. При этом Виджай, выходец из тамильской семьи, родился уже в Штатах, но этнические корни играли в его творчестве существенную роль. Во-вторых, попробуй найди сегодня элитного джазового пианиста-самоучку, без специального образования, - а Виджай Айер, как джазовый пианист, -это именно самоучка, образцом для которого служили, по его словам, в первую очередь пианисты-композиторы, такие, как Эллингтон, Монк, а из более поздних - Рэнди Уэстон, Джери Аллен и Мухал Ричард Абрамс. Интересно, что с трех лет Айера обучали игре на скрипке, традиционном инструменте в южноиндийской традиции, но страсть к фортепьяно оказалась сильнее. Как и в принципе, к джазу. Начинал-то он, как талантливый физик, получивший степень в Йельском университете, а затем отправившийся продолжать учебу в Калифорнию, гле его и настиг джазовый амок. В итоге в Беркли он получил уже степень доктора философии с головоломной темой «Микроструктуры чувства, макроструктуры звука: олицетворение познания в западноафриканской и афроамериканской музыке»
Но это было уже не столь важно. Виджай Айер начал активную и успешную работу в качестве джазового пианиста и композитора. Он пробовал многое: этнические мотивы Южной Индии, новейшие тенденции хип-хопа, тонкости мэйнстрима и озарения авангарда, примерял к собственному творчеству идеи M-Base Стива Коулмена и гастролировал с афроамериканским радикалом Амири Баракой. И – непрерывно совершенствовался, играя в самых разных форматах со многими выдающимися музыкантами. Дуг Колетт из AllAboutJazz уверенно причисляет Айера вместе с Фредом Хершем и Брэдом Мельдау к «пантеону современных джазовых пианистов-композиторов». С этим мнением можно и не соглашаться, но оно имеет место быть. Последние годы Айер удостоился чести попасть в такой престижный клуб, как ECM: восемь его последних альбомов издал именно Манфред Айхер, и этот факт также говорит сам за себя. Очень успешным был альбом нового трио Виджая Айера Uneasy (2021). Здесь к Виджаю присоединились музыканты высочайшего класса: ударник Тайшон Сори и басистка Линда Мэй Хан О. И если с Тайшоном Виджая связывают годы совместной работы в различных проектах (не могу удержаться от улыбки, глядя на их общие фотографии, где субтильный Айер соседствует с огромным Сори), то с Линдой ранее ему работать не доводилось.
И вот в 2024 году трио представило на суд публики и критики свой второй альбом под названием Compassion. Восторженные отзывы об этой работе не заставили себя ждать. В программе из 12 треков Айер предложил вниманию слушателей мощный блок авторских композиций, включая такие яркие и сложные по структуре пьесы, как Compassion, Prelude: Orison или Ghostrumental, двойной трибьют Стиви Уондеру и Чику Кориа Overjoyed (эту пьесу Стиви Кориа исполнял в своих последних записях), короткую зарисовку в честь Роско Митчелла Nonaah и финальную пьесу Free Spirits / Drummer's Song, объединившую темы Джона Стабблфилда и Джери Аллен. Мастерство и взаимопонимание партнеров в сочетании с глубиной музыка Айера делает Compassion достойным конкурентом предыдущей работы, а, возможно, и превосходит Uneasy. Во всяком случае, Джон Льюис из The Guardian считает, что с каждым новым альбомом Виджай Айер переосмысливает работу фортепьянного трио и Compassion в этом случае не является исключением. Что посоветовать нашим потенциальным слушателям новой работы трио Виджая Айера? Быть на уровне представленной музыки и попытаться сформировать свое отношение к феномену Виджая Айера и его трио.
Наверное, ритм был первым музыкальным элементом, с которым познакомилось человечество. Возможно, вначале это произошло случайно, но потом древний человек вполне осознанно стал отбивать ритм разными подручными средствами или просто рукой или ногой, ...
В разнообразной творческой деятельности белорусского мультиинструменталиста-импровизатора Виктора Семашко в последние годы основное место занял проект Fantastic Swimmers. Проект это во многом «безразмерный»: в зависимости от обстоятельств в нем ...
Иран и Испания, волшебная музыка фламенко и великая средневековая персидская поэзия… Казалось бы, это бесконечно далекие друг от друга понятия. Но – только на первый взгляд. Можно вспомнить, например, что по мнению ряда ученых, в период расцвета ...
Аргентинский басист Фернандо Уэрго до сих пор был мне знаком по альбомам его супруги, флейтистки Юлии Мусаэлян, москвички, окончившей Гнесинку, продолжившей учебу в США и выстроившей там успешную карьеру. Судьба уроженца Кордобы складывалась по ...
На джазовой карте Канады Оттава – далеко не самая яркая точка, в отличие, скажем, от таких признанных центров, как Торонто или Монреаль. Но и в столице страны работает немало интересных музыкантов, примером чему является деятельность такого ...
Удивительно, как книги Харуки Мураками, в частности роман 1Q84, оказали влияние на творчество музыкантов в разных странах. Совсем недавно, в октябре, мне довелось писать об альбоме канадской виолончелистки Сахары фон Хаттенбергер 1Q84, созданном ...
Гао Хонг, видимо, самый известный в мире и самый лучший мастер игры на традиционном китайском струнном инструменте пипа, специфичной 4-хструнной лютне. Наши читатели неоднократно могли встречаться на сайте с рецензиями ее самых разных альбомов. Гао ...
Новая встреча с гитаристом и композитором из аргентинского города Мар-дель-Плата Гастоном де ла Крузом. Впервые это имя появилось на наших страницах в 2022 году в связи с альбомом его квинтета Constelaciones. На этот раз представляем квартет Гастона ...
Канадская вокалистка Женевьева Марентетт, работающая под артистическим ником Джиджи, родилась в Лимингтоне, Онтарио, но сейчас живет в Торонто. Впрочем, в Канаду она вернулась только в 2014 году, а до этого подростком жила в Детройте, а потом, уже в ...
Живущий в Нидерландах итальянский саксофонист и композитор Джузеппе Доронцо немного знаком нашим читателям по обзорам двух альбомов интернационального ансамбля AVA Trio с его участием. А сейчас Джузеппе представляет Futuro Ancestrale, альбом своего ...
В 2018 году редко кто в джазовой прессе не обратил внимание на альбом китайского пианиста и композитора Лю Донфена China Caribe . То была действительно весьма необычная работа. Писал о ней и наш сайт, и в том материале есть подробности творческой ...
На джазовой сцене аргентинского города Ла-Плата появился новый персонаж: это секстет музыкантов под названием H.u.M.o. Среди его организаторов – наш старый партнер, саксофонист и композитор Матиас Формика, часто знакомивший нас с релизами своего ...