nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Arkady Shilkloper - New Hornology

Arkady Shilkloper - New Hornology

Очень легко впасть в апологетику, комментируя новую работу Аркадия Шилклопера New Hornology. Впрочем, автора этих строк можно извинить: с Аркадием Шилклопером у «Jazz-Квадрата» связано слишком многое. Самый первый номер журнала вышел в свое время именно с его портретом на обложке, с большим материалом о нем А.Кассиса и обзором первого сольного альбома Hornology внутри. С тех пор прошло более четверти века. За эти годы на бумажных, а затем на электронных страницах журнала появилось немало статей о феномене Аркадия Шилклопера, интервью с ним, обзоров его новых работ, в чем и я посильно участвовал. А сам Аркадий продолжал восхищать и удивлять своих многочисленных поклонников во всем мире разнообразными совместными проектами (альбом Prayer от Moscow Art Trio c участием Альперина и Старостина для меня так и остался одним из самых ярких джазовых произведений вообще), сольными альбомами и необычными экспериментами, вроде jam session c китообразными. И вот, почти через тридцать лет после Hornology, на молодом российском лейбле Jazzist выходит New Hornology, так сказать, сиквел того старого проекта, зеркало музыкальных идей, настроений, чувств сегодняшнего Аркадия Шилклопера, взявшего в партнеры в этой работе только любимую валторну, альпийский горн и кулохорн (разновидность флюгельгорна, с которой я слушал Шилклопера впервые).

В отличие от романтических интерьеров Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, где записывался Hornology, местом рождения New Hornology стало несколько московских студий. В основной блок произведений этой программы вошло семь пьес (к ним добавлен и один бонусный трек, о чем речь впереди). Я не стану разбирать здесь тонкости виртуозной игры Аркадия, его изящные переходы с инструмента на инструмент, оставив это профессиональным музыковедам. Просто поверьте на слово, что и с мастерством, и с креативностью у Шилклопера по-прежнему все прекрасно, да еще и техника в студии со времен Hornology шагнула далеко вперед, расширив возможности музыканта. Попытаюсь просто поделиться своим восприятием этого альбома.

Как мне показалось, первыми двумя пьесами Аркадий отдает дань джазовым истокам: «откуда есть пошла джазовая земля…»). В стартовой Wupper в огненном ритме живет этакий нео-свинг – привет временам ушедшим, но навсегда славным. Blues on Seven – это взаправдашний, беспримесный блюз, правда, исполненный на таких инструментах, которые ни Дельта, ни Пидмонт не видывали. Тем не менее, если представить тех старых темнокожих отцов блюза, слабо разбиравшихся или вообще не знавших нотной грамоты, думаю, услышав Blues on Seven, они признали бы Аркадия своим парнем. Edelweiss – совсем другая история и совсем другая традиция. Под звуки, естественно, альпийского горна сразу представляешь картинки швейцарских, австрийских, баварских Альп: ухоженные коровы с колокольчиками, вкусное пиво от пышногрудых подавальщиц, замечательные сыры и зеленые высокогорные луга, где цветет эдельвейс. В этой самой короткой пьесе альбома удивительно сочетаются и академическая строгость, и танцевальная жизнерадостность. А вот в композиции Cobra Шилклопер разворачивает перед слушателем яркий образчик нового джаза во всем великолепии диалогов своих инструментов. Музыка здесь очень образна, и мне почему-то показалось, что она послужила бы отличным саундтреком к анимационному фильму, который еще ждет своего создателя. Кинематографические ассоциации не покинули меня и в контрастной по отношению к предыдущему треку композиции Chorale. После игривой Cobra музыка Шилклопера с изящной торжественностью улетает в горние выси, улетает в космос, и если бы Тарковский снимал сегодня свой «Солярис», эта пьеса могла бы составить конкуренцию переложению баховской фа-минорной прелюдии. Следующие две пьесы опять отсылают нас к джазовой истории – но только своими названиями. Take Seven сразу вызывает ассоциации с Take Five Пола Дезмонда в исполнении брубековского квартета. Наверное, и Take Five годится для изображения неких танцевальных па, но Take Seven – это откровенный и безудержный танец, причем в середине композиции мне вдруг послышалось что-то в духе хасидского ниггуна, и я представил себе старенького ребе в штраймле и длинном черном халате, приплясывающего в окружении своего двора. Впрочем, по мере развития пьесы ребе растаял в пространстве, и все закончилось вполне светским финалом. Название Four Brothers я воспринял, как отсылку ко «Второму стаду» Вуди Хермана с четверкой блистательных саксофонистов: Стен Гетц - Зут Симс - Серж Чалофф - Херби Стюарт. Но при всем уважении и к Вуди, и к его саксофонистам, один Шилклопер показался мне и современнее (что естественно), и гораздо ближе и интереснее. Ну, вот мы и добрались до бонусного трека под названием Tales for Alexandra, где Аркадий пригласил поучаствовать в его записи классический струнный квартет. При его деликатной поддержке, в самой объемной композиции альбома (почти семь минут звучания) Шилклопер действительно рассказывает музыкальную сказку, судя по всему – героическую, но с хорошим концом.

Мне остается попросить прощения у Аркадия за свои фантазии и трактовки, возможно, кардинально отличающиеся от тех мыслей, которые вкладывал в музыку ее автор. Уверен, впрочем, что у каждого, кому повезет услышать New Hornology, они будут свои, стоит только разбудить воображение, а музыка Шилклопера будит его лучше любого стимулятора, а вдобавок – она пока не запрещенное вещество.

© & (p) 2024 Jazzist Records

8 tks / 33 mins

(Аркадий Шилклопер — валторна, альпийский горн, кулохорн; Станислав Малышев, Инна Зильберман — скрипка (8); Ксения Жулева — альт (8); Ольга Калинова — виолончель (8);)

Линк предоставил Лев Боровков

Леонид АУСКЕРН



стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
Россия
музыкальный стиль
современный джаз





Ещё из раздела издано в 2024 г.

  • стиль: джаз
Состав этого трио по инструментам столь же необычен, как какой-нибудь тропический цветок на заурядной городской клумбе в условной Йошкар-Оле: труба – вибрафон (маримба) – аккордеон. Когда музыканты Triad выгружали свои инструменты перед первым ...
  • стиль: джаз
Нью-йоркский австралиец из города Перт Трой Робертс, трехкратный номинант Грэмми, может быть очень разным: он может играть типичный мэйнстрим и музыку, близкую к фанку, как в серии его проектов Nu Jive, может играть только на своем любимом ...
  • стиль: джаз
Понятно, братья Такеры далеко не так известны в джазе, как, скажем, братья Брекеры, но у себя на Среднем Западе США, точнее в Индиане, а еще точнее в Индианаполисе, они – люди и популярные, и весьма уважаемые. Гитарист Джоэль Такер, закончивший в ...
  • стиль: джаз
Почти год назад на нашем сайте появился обзор альбома Archaisms I (2023, defkaz), созданного дуэтом двух ударников, Тайшона Сори и Адама Рудольфа в духе свободной импровизации: то была запись их совместного выступления в одном из нью-йоркских залов ...
  • стиль: джаз
Первая для нашего сайта встреча с польским джазовым квинтетом из Познани Unleashed Cooperation. Его лидером является саксофонист Кшиштоф Кушмерек, а саунд группы строится на сочетании выдвинутых на авансцену двух духовых (саксофоны Кушмерека и труба ...
  • стиль: джаз
На пианиста по имени Виджай Айер я «положил глаз» еще много лет назад, опубликовав в 2004 году на страницах "Jazz-Квадрата" большой материал об этом музыканте. Что привлекло внимание к Виджаю Айеру помимо очевидных успехов на ниве джаза? Во-первых, ...
  • стиль: джаз
Своим значимым местом на джазовой карте России старинный северный город Архангельск обязан двум своим землякам, двум Владимирам Петровичам. Но если Владимир Петрович Тарасов рано покинул Архангельск и перебрался в Вильнюс, где стал участником ...
  • стиль: джаз
Ни имен исполнителей, ни названия альбома на этой обложке нет. Поэтому предлагаю всем поклонникам авангардного джаза и свободной импровизационной музыки просто запомнить эту желто-белую картинку и постараться не пропустить альбом Central Park's ...
  • стиль: джаз
Признаюсь, мне понадобилось какое-то время, чтобы осознать: фраза на обложке альбома («Трое из нас – из Хьюстона, а Ройбен нет») – это и есть его название. Ну, Уолтер Смит Третий, ну, оригинал! Впрочем, чему тут удивляться: Техас, Штат Одинокой ...
  • стиль: этно
Верный признак приближения Рождества – все более частое появление в редакционной почте информации об альбомах и синглах соответствующей тематики. И порой знакомишься с такими работами, пройти мимо которых просто грех, как в случае с американской ...
  • стиль: джаз
За творчеством живущего в Германии российского саксофониста и композитора Ярослава Лихачева наш сайт наблюдает с его первого альбома Crumbling (2020), записанного в формате квартета. С этой же командой музыкантов (пианист Яннис Анфт, басист Конрад ...
  • стиль: джаз
Американо-израильское трио с эффектным названием Yes! Trio доказывает свою жизнеспособность. Через 5 лет после своего первого альбома Groove du Jour, в том же составе и на том же французском лейбле Jazz&People, оно выпустило 23 февраля свой второй ...
© 2012-2025 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com