nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Ethan Iverson - Technically Acceptable

Ethan Iverson - Technically Acceptable

После того, как Итан Айверсон, один из отцов-основателей широко известного в джазовых кругах The Bad Plus, «ушел из семьи» в 2017 году и подался на вольные хлеба, интенсивность его композиторской, исполнительской, а кстати, и журналистской деятельности (он пишет для The New Yorker, The Nation и National Public Radio), не только не упала, но, кажется, еще и возросла. И в каждом его новом проекте есть своя «изюминка», нечто, заставляющее любителей джаза удивленно качать головой: «Ну, Итан! Ну, выдумщик!»

Так было с его первым альбомом для Blue Note в 2022 годуEvery Note Is True (мне выпала честь освещать его на этих страницах), где в титульной композиции он соорудил хор из сорока пяти виртуальных голосов, включая собственный, припас он сюрпризы для слушателей и в новой своей работе Technically Acceptable. Сразу надо сказать, что своей структуре программу этого альбома можно разделить на четыре разные, и по составу участников, и по контенту части.

Сначала Айверсон предлагает нам блок из семи своих композиций, исполненных новым вариантом его фортепьянного трио. В этом формате он писал и Every Note Is True, но если там его партнерами были такие гиганты, как Гренадьер и ДеДжонетт, то сейчас в глазах куда более молодых Томаса Моргана и Куша Абадея все умеющим и все знающим гигантом выглядит он сам. Пьесы здесь все невелики по объему, но очень разнообразны. Тут и привет «третьему течению» Гюнтера Шуллера (Conundrum, Who Are You, Really?), и эффектный блюз (Victory is Assured), и откровенный хард-боп (титульная Technically Acceptable), и поклон джазу из Чикаго (The Chicago Style), причем Итан явно имеет ввиду не 20-е годы прошлого века, а знаменитую кузницу авангарда ААСМ. Пестрая эклектика, которую отличал и Every Note Is True? У Айверсона есть свое объяснение: «Мне интересно попытаться обыграть эти почти архаичные формы в модернистском ключе. Когда я играю 12-тактовый блюз с Томасом и Кушем, это совсем не похоже на 1944 год. Похоже на 2023 год. Но в то же время это серьезный эксперимент. В этом я обращаюсь к опыту кого-то вроде Жаки Биарда, который мог играть самую современную творческую музыку с Эриком Долфи или играть под аккомпанемент блюзового певца и в обоих случаях чувствовать себя совершенно комфортно.»

Ну, а потом, нас ждет следующий блок, следующее трио, уже с Саймоном Уилсоном и Винни Спераццой. Всего два трека, №8 и № 10. Последний из них – это еще одна пьеса самого Айверсона, The Feeling Is Mutual, а №8 – это неожиданный (для меня во всяком случае) кавер: Killing Me Softly With His Song, старый ритм-энд-блюзовый хит 70-х годов в исполнении Роберты Флэк, который Итан интерпретирует с огромной нежностью, прямо-таки излучаемой фортепьяно под его пальцами. Ну, а между этими треками – еще один кавер, который я выделяю в отдельный блок из одной композиции: 'Round Midnight, знаменитый стандарт, известный в тысячах вариантов, исследованный теми, кто шел за Монком, вдоль и поперек, но, ручаюсь, такой версии еще никто и никогда не слышал. Айверсон сыграл 'Round Midnight в дуэте с Робом Швиммером, в принципе тоже пианистом, но здесь играющем на…теремине. Под звуки фортепьяно теремин, диковинное изобретение Льва Термена, натурально поет! Хрустальный 'Round Midnight: это мог придумать только Айверсон!

Впрочем, чем не удивителен и последний блок программы. Здесь Итан играет соло свою фортепьянную сонату в трех частях. Первая, Allegro Moderato, строго академична – красивая камерная музыка, во второй, Andante, царит блюз, а заключительная Rondo переливается всеми джазовыми красками, здесь Айверсон дает волю своему темпераменту. Как вы понимаете, о техничности исполнения тут вспоминать просто неприлично.

Вот такой любопытный альбом с несколько странным названием. Мне вообще показалось, что, названия работ Айверсона на Blue Note выглядят, как рекламные слоганы. Судите сами: «Каждая нота – точная», а теперь – «Технически приемлемо». Но у Айверсона и этому есть объяснение: «Если оценивать собственную работу, то, можно сказать, я еще в пути, и путь не окончен. Мой первый альбом назывался School Work; возможно, лет через десять я создам альбом Flawless Masterpiece. Ну, а на данный момент я «Технически приемлем». Ой, лукавит Итан! Этакое «уничижение паки гордости». Мне кажется, солидные масштабы таланта и его фантастическая креативность очевидны и самому Итану Айверсону. Ему сейчас 51 год – самый расцвет для джазового музыканта. Но в одном с ним можно безусловно согласиться: путь не окончен!

© & (p) 2024 Blue Note Records

13 tks / 50 mins

(Ethan Iverson - p; Thomas Morgan, Simón Wilson – b; Kush Abadey, Vinnie Sperrazza – dr; Rob Schwimmer – theremin;)

Линк предоставлен Jazzist

Леонид АУСКЕРН

(первая публикация - Jazzist Club, https://jazzist.ru/ethan-iverson-technically-acceptable/)



стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
США
музыкальный стиль
современный джаз





Ещё из раздела издано в 2024 г.

  • стиль: джаз
Неожиданная и приятная новость! Я уже успел позабыть про петербургский коллектив Dead Frank, и был немало удивлен, когда через поисковик сайта обнаружил обзоры целых десяти альбомов этой группы! Первый из них относится к 2015 году, а последний – к ...
  • стиль: джаз
Ну, вот и подоспели свежие новости от Мэттью Голомбиски, а это почти всегда означает – новинки аргентинского джаза в каталоге ears&eyes Records. Впрочем, на сей раз не обошлось и без другой латиноамериканской страны – Колумбии. Дело в том, что лидер ...
  • стиль: джаз
Пожалуй, Disaster Pony – один из самых оригинальных канадских коллективов, которые представляет нам Эрнесто Сервини. Инициатором его создания был саксофонист и композитор из Торонто Гордон Хайленд, лидер группы Living Fossil, долгое время работавший ...
  • стиль: этно
Если верить Википедии, то, согласно переписи 2022 года, в Шотландии 136161 человек говорит на гэльском языке. Почти исключительно ареал носителей этого языка из группы кельтских – Горная Шотландия и Гебридские острова. Сегодня язык этот относится в ...
  • стиль: джаз
После сентиментально-идиллических «эльфийских» обложек предыдущих альбомов ветерана нью-йоркской даунтаун-мюзик, виолончелиста Эрика Фридлендера, и название, и обложка его новой работы Dirty Boxing выглядят неожиданно супер-брутальными. Сам Эрик, ...
  • стиль: джаз
Не в первый раз Эрнесто Сервини появляется на наших страницах не только, как человек, регулярно представляющий читателям jazzquad . ru новинки канадского джаза, но и как действующий исполнитель, композитор и бэнд-лидер, что неудивительно, так как он ...
  • стиль: джаз
Не первый раз встречаясь с работами британской певицы и композитора Эсбе, уже знаешь, что она порой любит устраивать своим слушателям путешествия в пространстве и во времени. Так было с альбомом 2020 года Saqqara, отправлявшим нас в древний Египет, ...
  • стиль: джаз
Третий альбом Евы Новоа на 577 Records и второй на нашем сайте. С этой каталонской пианисткой и композитором, с 2012 года живущей в США, мы знакомили наших читателей по альбому Novoa / Kamaguchi / Cleaver Trio - Vol. 1 (2023). В том тексте можно ...
  • стиль: джаз
Ансамбль Eyot образовался в сербской глубинке, в городе Ниш, в 2008 году. Это квартет, по составу которого трудно сказать, джазовый или роковый это коллектив. Кстати, и музыка Eyot (группа исполняет только собственные произведения) столь же ...
  • стиль: джаз
Off the seabed – дебютный альбом молодого французского трубача и композитора Фабьена Энгера. На родине Фабьен изучал, как академическую музыку, так и джаз в консерваториях Парижа, Меца и Страсбурга. Получив в 2022 году стипендию Фулбрайта, он ...
  • стиль: этно
Наверное, ритм был первым музыкальным элементом, с которым познакомилось человечество. Возможно, вначале это произошло случайно, но потом древний человек вполне осознанно стал отбивать ритм разными подручными средствами или просто рукой или ногой, ...
  • стиль: джаз
В разнообразной творческой деятельности белорусского мультиинструменталиста-импровизатора Виктора Семашко в последние годы основное место занял проект Fantastic Swimmers. Проект это во многом «безразмерный»: в зависимости от обстоятельств в нем ...
© 2012-2025 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com