После того, как Итан Айверсон, один из отцов-основателей широко известного в джазовых кругах The Bad Plus, «ушел из семьи» в 2017 году и подался на вольные хлеба, интенсивность его композиторской, исполнительской, а кстати, и журналистской деятельности (он пишет для The New Yorker, The Nation и National Public Radio), не только не упала, но, кажется, еще и возросла. И в каждом его новом проекте есть своя «изюминка», нечто, заставляющее любителей джаза удивленно качать головой: «Ну, Итан! Ну, выдумщик!»
Так было с его первым альбомом для Blue Note в 2022 годуEvery Note Is True (мне выпала честь освещать его на этих страницах), где в титульной композиции он соорудил хор из сорока пяти виртуальных голосов, включая собственный, припас он сюрпризы для слушателей и в новой своей работе Technically Acceptable. Сразу надо сказать, что своей структуре программу этого альбома можно разделить на четыре разные, и по составу участников, и по контенту части.
Сначала Айверсон предлагает нам блок из семи своих композиций, исполненных новым вариантом его фортепьянного трио. В этом формате он писал и Every Note Is True, но если там его партнерами были такие гиганты, как Гренадьер и ДеДжонетт, то сейчас в глазах куда более молодых Томаса Моргана и Куша Абадея все умеющим и все знающим гигантом выглядит он сам. Пьесы здесь все невелики по объему, но очень разнообразны. Тут и привет «третьему течению» Гюнтера Шуллера (Conundrum, Who Are You, Really?), и эффектный блюз (Victory is Assured), и откровенный хард-боп (титульная Technically Acceptable), и поклон джазу из Чикаго (The Chicago Style), причем Итан явно имеет ввиду не 20-е годы прошлого века, а знаменитую кузницу авангарда ААСМ. Пестрая эклектика, которую отличал и Every Note Is True? У Айверсона есть свое объяснение: «Мне интересно попытаться обыграть эти почти архаичные формы в модернистском ключе. Когда я играю 12-тактовый блюз с Томасом и Кушем, это совсем не похоже на 1944 год. Похоже на 2023 год. Но в то же время это серьезный эксперимент. В этом я обращаюсь к опыту кого-то вроде Жаки Биарда, который мог играть самую современную творческую музыку с Эриком Долфи или играть под аккомпанемент блюзового певца и в обоих случаях чувствовать себя совершенно комфортно.»
Ну, а потом, нас ждет следующий блок, следующее трио, уже с Саймоном Уилсоном и Винни Спераццой. Всего два трека, №8 и № 10. Последний из них – это еще одна пьеса самого Айверсона, The Feeling Is Mutual, а №8 – это неожиданный (для меня во всяком случае) кавер: Killing Me Softly With His Song, старый ритм-энд-блюзовый хит 70-х годов в исполнении Роберты Флэк, который Итан интерпретирует с огромной нежностью, прямо-таки излучаемой фортепьяно под его пальцами. Ну, а между этими треками – еще один кавер, который я выделяю в отдельный блок из одной композиции: 'Round Midnight, знаменитый стандарт, известный в тысячах вариантов, исследованный теми, кто шел за Монком, вдоль и поперек, но, ручаюсь, такой версии еще никто и никогда не слышал. Айверсон сыграл 'Round Midnight в дуэте с Робом Швиммером, в принципе тоже пианистом, но здесь играющем на…теремине. Под звуки фортепьяно теремин, диковинное изобретение Льва Термена, натурально поет! Хрустальный 'Round Midnight: это мог придумать только Айверсон!
Впрочем, чем не удивителен и последний блок программы. Здесь Итан играет соло свою фортепьянную сонату в трех частях. Первая, Allegro Moderato, строго академична – красивая камерная музыка, во второй, Andante, царит блюз, а заключительная Rondo переливается всеми джазовыми красками, здесь Айверсон дает волю своему темпераменту. Как вы понимаете, о техничности исполнения тут вспоминать просто неприлично.
Вот такой любопытный альбом с несколько странным названием. Мне вообще показалось, что, названия работ Айверсона на Blue Note выглядят, как рекламные слоганы. Судите сами: «Каждая нота – точная», а теперь – «Технически приемлемо». Но у Айверсона и этому есть объяснение: «Если оценивать собственную работу, то, можно сказать, я еще в пути, и путь не окончен. Мой первый альбом назывался School Work; возможно, лет через десять я создам альбом Flawless Masterpiece. Ну, а на данный момент я «Технически приемлем». Ой, лукавит Итан! Этакое «уничижение паки гордости». Мне кажется, солидные масштабы таланта и его фантастическая креативность очевидны и самому Итану Айверсону. Ему сейчас 51 год – самый расцвет для джазового музыканта. Но в одном с ним можно безусловно согласиться: путь не окончен!
Хотя все участники этого проекта живут и работают в Торонто, сам он носит характер глобальный – и относительно программы альбома, и относительно этнических корней исполнителей. Особенно затейливо переплетены этнические корни у его главной ...
Последовательно и упорно американский пианист Тейлор Эйгсти прокладывает себе путь в джазовую элиту. По рождению он – калифорниец, играть на фортепьяно начал в четыре года и занимается этим с успехом до сих пор. Полный список всех тех, с кем он ...
Любители авангардного джаза наверняка хорошо знают лейбл Джона Зорна Tzadik и одну из его популярнейших серий «Радикальная еврейская культура». Новый релиз 577 Records , похоже, бросает Зорну конкурентный вызов, особенно в случае, если здесь будут ...
Когда-то давно свою книгу об истории джаза Руди Блеш назвал Shining Trumpets («Сияющие трубы»). Именно блистательную мощь духовых он сделал символом джаза. Для многих людей они остаются таким символом и по сей день. Судя по пресс-релизу к выпуску ...
Джейми Баум, одна из лучших флейтисток современного джаза и талантливый композитор, в особых представлениях не нуждается. Ее музыка представляет собой весьма привлекательный коктейль из джаза, академической музыки (Джейми в свое время ...
Пять лет спустя нашей первой встречи с французским квартетом The Soul Jazz Rebels, случившейся в связи с выходом его второго, одноименного, альбома, могу засвидетельствовать, что квартет сохранил свое лицо – неизменный и достаточно оригинальный (без ...
Знаете, чем хорош традиционный джаз? Это, пожалуй, единственное направление в джазе, которое дарит своим слушателям ощущение праздника и даже – чуда. Это напоминает цирк, где все ярко, где все непохоже на повседневность и где у детей горят глаза в ...
Два года назад мне довелось на этих электронных страницах рассказывать об альбоме трио Торда Густавсена Opening (2022, ECM). Трио – в принципе любимый формат норвежского пианиста, но тот альбом знаменовал рождение нового состава трио, где к Торду и ...
Состав этого трио по инструментам столь же необычен, как какой-нибудь тропический цветок на заурядной городской клумбе в условной Йошкар-Оле: труба – вибрафон (маримба) – аккордеон. Когда музыканты Triad выгружали свои инструменты перед первым ...
Нью-йоркский австралиец из города Перт Трой Робертс, трехкратный номинант Грэмми, может быть очень разным: он может играть типичный мэйнстрим и музыку, близкую к фанку, как в серии его проектов Nu Jive, может играть только на своем любимом ...
Понятно, братья Такеры далеко не так известны в джазе, как, скажем, братья Брекеры, но у себя на Среднем Западе США, точнее в Индиане, а еще точнее в Индианаполисе, они – люди и популярные, и весьма уважаемые. Гитарист Джоэль Такер, закончивший в ...
Почти год назад на нашем сайте появился обзор альбома Archaisms I (2023, defkaz), созданного дуэтом двух ударников, Тайшона Сори и Адама Рудольфа в духе свободной импровизации: то была запись их совместного выступления в одном из нью-йоркских залов ...