nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Ethan Iverson - Technically Acceptable

Ethan Iverson - Technically Acceptable

После того, как Итан Айверсон, один из отцов-основателей широко известного в джазовых кругах The Bad Plus, «ушел из семьи» в 2017 году и подался на вольные хлеба, интенсивность его композиторской, исполнительской, а кстати, и журналистской деятельности (он пишет для The New Yorker, The Nation и National Public Radio), не только не упала, но, кажется, еще и возросла. И в каждом его новом проекте есть своя «изюминка», нечто, заставляющее любителей джаза удивленно качать головой: «Ну, Итан! Ну, выдумщик!»

Так было с его первым альбомом для Blue Note в 2022 годуEvery Note Is True (мне выпала честь освещать его на этих страницах), где в титульной композиции он соорудил хор из сорока пяти виртуальных голосов, включая собственный, припас он сюрпризы для слушателей и в новой своей работе Technically Acceptable. Сразу надо сказать, что своей структуре программу этого альбома можно разделить на четыре разные, и по составу участников, и по контенту части.

Сначала Айверсон предлагает нам блок из семи своих композиций, исполненных новым вариантом его фортепьянного трио. В этом формате он писал и Every Note Is True, но если там его партнерами были такие гиганты, как Гренадьер и ДеДжонетт, то сейчас в глазах куда более молодых Томаса Моргана и Куша Абадея все умеющим и все знающим гигантом выглядит он сам. Пьесы здесь все невелики по объему, но очень разнообразны. Тут и привет «третьему течению» Гюнтера Шуллера (Conundrum, Who Are You, Really?), и эффектный блюз (Victory is Assured), и откровенный хард-боп (титульная Technically Acceptable), и поклон джазу из Чикаго (The Chicago Style), причем Итан явно имеет ввиду не 20-е годы прошлого века, а знаменитую кузницу авангарда ААСМ. Пестрая эклектика, которую отличал и Every Note Is True? У Айверсона есть свое объяснение: «Мне интересно попытаться обыграть эти почти архаичные формы в модернистском ключе. Когда я играю 12-тактовый блюз с Томасом и Кушем, это совсем не похоже на 1944 год. Похоже на 2023 год. Но в то же время это серьезный эксперимент. В этом я обращаюсь к опыту кого-то вроде Жаки Биарда, который мог играть самую современную творческую музыку с Эриком Долфи или играть под аккомпанемент блюзового певца и в обоих случаях чувствовать себя совершенно комфортно.»

Ну, а потом, нас ждет следующий блок, следующее трио, уже с Саймоном Уилсоном и Винни Спераццой. Всего два трека, №8 и № 10. Последний из них – это еще одна пьеса самого Айверсона, The Feeling Is Mutual, а №8 – это неожиданный (для меня во всяком случае) кавер: Killing Me Softly With His Song, старый ритм-энд-блюзовый хит 70-х годов в исполнении Роберты Флэк, который Итан интерпретирует с огромной нежностью, прямо-таки излучаемой фортепьяно под его пальцами. Ну, а между этими треками – еще один кавер, который я выделяю в отдельный блок из одной композиции: 'Round Midnight, знаменитый стандарт, известный в тысячах вариантов, исследованный теми, кто шел за Монком, вдоль и поперек, но, ручаюсь, такой версии еще никто и никогда не слышал. Айверсон сыграл 'Round Midnight в дуэте с Робом Швиммером, в принципе тоже пианистом, но здесь играющем на…теремине. Под звуки фортепьяно теремин, диковинное изобретение Льва Термена, натурально поет! Хрустальный 'Round Midnight: это мог придумать только Айверсон!

Впрочем, чем не удивителен и последний блок программы. Здесь Итан играет соло свою фортепьянную сонату в трех частях. Первая, Allegro Moderato, строго академична – красивая камерная музыка, во второй, Andante, царит блюз, а заключительная Rondo переливается всеми джазовыми красками, здесь Айверсон дает волю своему темпераменту. Как вы понимаете, о техничности исполнения тут вспоминать просто неприлично.

Вот такой любопытный альбом с несколько странным названием. Мне вообще показалось, что, названия работ Айверсона на Blue Note выглядят, как рекламные слоганы. Судите сами: «Каждая нота – точная», а теперь – «Технически приемлемо». Но у Айверсона и этому есть объяснение: «Если оценивать собственную работу, то, можно сказать, я еще в пути, и путь не окончен. Мой первый альбом назывался School Work; возможно, лет через десять я создам альбом Flawless Masterpiece. Ну, а на данный момент я «Технически приемлем». Ой, лукавит Итан! Этакое «уничижение паки гордости». Мне кажется, солидные масштабы таланта и его фантастическая креативность очевидны и самому Итану Айверсону. Ему сейчас 51 год – самый расцвет для джазового музыканта. Но в одном с ним можно безусловно согласиться: путь не окончен!

© & (p) 2024 Blue Note Records

13 tks / 50 mins

(Ethan Iverson - p; Thomas Morgan, Simón Wilson – b; Kush Abadey, Vinnie Sperrazza – dr; Rob Schwimmer – theremin;)

Линк предоставлен Jazzist

Леонид АУСКЕРН

(первая публикация - Jazzist Club, https://jazzist.ru/ethan-iverson-technically-acceptable/)



стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
США
музыкальный стиль
современный джаз





Ещё из раздела издано в 2024 г.

  • стиль: джаз
Новый релиз уже пару лет базирующегося в Тель-Авиве лейбла Rainy Days Records может удивить непосвященного. В самом деле: лейбл позиционирует свою деятельность, как продвижение новых совместных работ российских джазовых музыкантов с их зарубежными ...
  • стиль: джаз
Кто из нас не любовался ясной ночью звездным небом, пытаясь угадать контуры знакомых созвездий? Кто из нас не читал прекрасные древнегреческие мифы, многие персонажи которых и дали имена разным созвездиям? Как же интересна должна быть музыка, ...
  • стиль: джаз
Замысловатый ник AurallauA принадлежит вокалистке и автору песен собственного сочинения Лауре Чу Винз. Живет и работает она в Питтсбурге и уже в течение семнадцати лет активно выступает и в родном городе, и в федеральном округе Колумбия со столицей ...
  • стиль: джаз
Совсем недавно, в начале этого года, мы смаковали Futuro Ancestrale, дебютный альбом нового коллектива живущего в Нидерландах итальянского баритон-саксофониста и композитора Джузеппе Доронцо, записанный им в содружестве с Энди Муром и Фрэнком ...
  • стиль: джаз
Благодаря релизам бруклинского лейбла 577 Records, мы уже дважды могли услышать «в деле» живущую в США японскую саксофонистку Аюми Ишито. В альбоме Open Question Vol.1 (2022) она более, чем достойно вела диалог с многоопытным Дэниэлом Картером в ...
  • стиль: джаз
Для британского ансамбля с сочным названием Bag Of Bones (возможно, по книге Стивена Кинга) альбом No One Gets Saved является дебютным. Но участники ансамбля (это квартет) – отнюдь не новички на лондонской джазовой сцене. Все они принадлежат к ...
  • стиль: джаз
Не доводилось встречать любопытной, на мой взгляд, статистики: исполнители на каких инструментах чаще других становятся лидерами джазовых комбо? По ощущениям и наблюдениям за мощным потоком разнообразной джазовой продукции мне кажется, что басистов ...
  • стиль: джаз
Вот и первая ласточка нового 2024 года! Альбом Ú ltimo Sosiego (что-то типа «Последний мир» в переводе с испанского) увидит свет в самом начале января будущего года на авангардном лейбле из Бруклина 577 Records. Его создатели – чилийский дуэт ...
  • стиль: джаз
… И конечно же я «купился» на название этого альбома, точнее, на имя его создателя. Получив соответствующий линк, я сразу решил, что речь идет о выдающемся джазовом пианисте Билле Эвансе, что Who I Am – это некий сборник его известнейших пьес (а ...
  • стиль: джаз
Имя Билла Фризелла (так и хочется сказать: на обложке альбома, но в данном случае на обложке нет никакого текста) – это всегда своеобразный маркер качественной и креативной музыки, а в альбоме Breaking The Shell с ним работают еще и весьма ...
  • стиль: джаз
Новая работа канадского флейтиста Билла МакБирни, старого и доброго знакомого нашего сайта, имеет особый смысл. Он выражен уже в названии нового альбома: Reflections (for Paul Horn). Но Билл добавляет еще и специальное посвящение: «Этот альбом ...
  • стиль: блюз
Одного взгляда на обложку альбома с портретом Билли Прайса достаточно, чтобы понять, что имеешь дело не с гламурной тинейджерской поп-звездой. С обложки на нас глядит человек, явно повидавший жизнь с разных сторон – наверное, таким и должен быть ...
© 2012-2025 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com