nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Ethan Iverson - Technically Acceptable

Ethan Iverson - Technically Acceptable

После того, как Итан Айверсон, один из отцов-основателей широко известного в джазовых кругах The Bad Plus, «ушел из семьи» в 2017 году и подался на вольные хлеба, интенсивность его композиторской, исполнительской, а кстати, и журналистской деятельности (он пишет для The New Yorker, The Nation и National Public Radio), не только не упала, но, кажется, еще и возросла. И в каждом его новом проекте есть своя «изюминка», нечто, заставляющее любителей джаза удивленно качать головой: «Ну, Итан! Ну, выдумщик!»

Так было с его первым альбомом для Blue Note в 2022 годуEvery Note Is True (мне выпала честь освещать его на этих страницах), где в титульной композиции он соорудил хор из сорока пяти виртуальных голосов, включая собственный, припас он сюрпризы для слушателей и в новой своей работе Technically Acceptable. Сразу надо сказать, что своей структуре программу этого альбома можно разделить на четыре разные, и по составу участников, и по контенту части.

Сначала Айверсон предлагает нам блок из семи своих композиций, исполненных новым вариантом его фортепьянного трио. В этом формате он писал и Every Note Is True, но если там его партнерами были такие гиганты, как Гренадьер и ДеДжонетт, то сейчас в глазах куда более молодых Томаса Моргана и Куша Абадея все умеющим и все знающим гигантом выглядит он сам. Пьесы здесь все невелики по объему, но очень разнообразны. Тут и привет «третьему течению» Гюнтера Шуллера (Conundrum, Who Are You, Really?), и эффектный блюз (Victory is Assured), и откровенный хард-боп (титульная Technically Acceptable), и поклон джазу из Чикаго (The Chicago Style), причем Итан явно имеет ввиду не 20-е годы прошлого века, а знаменитую кузницу авангарда ААСМ. Пестрая эклектика, которую отличал и Every Note Is True? У Айверсона есть свое объяснение: «Мне интересно попытаться обыграть эти почти архаичные формы в модернистском ключе. Когда я играю 12-тактовый блюз с Томасом и Кушем, это совсем не похоже на 1944 год. Похоже на 2023 год. Но в то же время это серьезный эксперимент. В этом я обращаюсь к опыту кого-то вроде Жаки Биарда, который мог играть самую современную творческую музыку с Эриком Долфи или играть под аккомпанемент блюзового певца и в обоих случаях чувствовать себя совершенно комфортно.»

Ну, а потом, нас ждет следующий блок, следующее трио, уже с Саймоном Уилсоном и Винни Спераццой. Всего два трека, №8 и № 10. Последний из них – это еще одна пьеса самого Айверсона, The Feeling Is Mutual, а №8 – это неожиданный (для меня во всяком случае) кавер: Killing Me Softly With His Song, старый ритм-энд-блюзовый хит 70-х годов в исполнении Роберты Флэк, который Итан интерпретирует с огромной нежностью, прямо-таки излучаемой фортепьяно под его пальцами. Ну, а между этими треками – еще один кавер, который я выделяю в отдельный блок из одной композиции: 'Round Midnight, знаменитый стандарт, известный в тысячах вариантов, исследованный теми, кто шел за Монком, вдоль и поперек, но, ручаюсь, такой версии еще никто и никогда не слышал. Айверсон сыграл 'Round Midnight в дуэте с Робом Швиммером, в принципе тоже пианистом, но здесь играющем на…теремине. Под звуки фортепьяно теремин, диковинное изобретение Льва Термена, натурально поет! Хрустальный 'Round Midnight: это мог придумать только Айверсон!

Впрочем, чем не удивителен и последний блок программы. Здесь Итан играет соло свою фортепьянную сонату в трех частях. Первая, Allegro Moderato, строго академична – красивая камерная музыка, во второй, Andante, царит блюз, а заключительная Rondo переливается всеми джазовыми красками, здесь Айверсон дает волю своему темпераменту. Как вы понимаете, о техничности исполнения тут вспоминать просто неприлично.

Вот такой любопытный альбом с несколько странным названием. Мне вообще показалось, что, названия работ Айверсона на Blue Note выглядят, как рекламные слоганы. Судите сами: «Каждая нота – точная», а теперь – «Технически приемлемо». Но у Айверсона и этому есть объяснение: «Если оценивать собственную работу, то, можно сказать, я еще в пути, и путь не окончен. Мой первый альбом назывался School Work; возможно, лет через десять я создам альбом Flawless Masterpiece. Ну, а на данный момент я «Технически приемлем». Ой, лукавит Итан! Этакое «уничижение паки гордости». Мне кажется, солидные масштабы таланта и его фантастическая креативность очевидны и самому Итану Айверсону. Ему сейчас 51 год – самый расцвет для джазового музыканта. Но в одном с ним можно безусловно согласиться: путь не окончен!

© & (p) 2024 Blue Note Records

13 tks / 50 mins

(Ethan Iverson - p; Thomas Morgan, Simón Wilson – b; Kush Abadey, Vinnie Sperrazza – dr; Rob Schwimmer – theremin;)

Линк предоставлен Jazzist

Леонид АУСКЕРН

(первая публикация - Jazzist Club, https://jazzist.ru/ethan-iverson-technically-acceptable/)



стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
США
музыкальный стиль
современный джаз


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела издано в 2024 г.

  • стиль: джаз
Знаете, чем хорош традиционный джаз? Это, пожалуй, единственное направление в джазе, которое дарит своим слушателям ощущение праздника и даже – чуда. Это напоминает цирк, где все ярко, где все непохоже на повседневность и где у детей горят глаза в ...
  • стиль: джаз
Два года назад мне довелось на этих электронных страницах рассказывать об альбоме трио Торда Густавсена Opening (2022, ECM). Трио – в принципе любимый формат норвежского пианиста, но тот альбом знаменовал рождение нового состава трио, где к Торду и ...
  • стиль: джаз
Состав этого трио по инструментам столь же необычен, как какой-нибудь тропический цветок на заурядной городской клумбе в условной Йошкар-Оле: труба – вибрафон (маримба) – аккордеон. Когда музыканты Triad выгружали свои инструменты перед первым ...
  • стиль: джаз
Нью-йоркский австралиец из города Перт Трой Робертс, трехкратный номинант Грэмми, может быть очень разным: он может играть типичный мэйнстрим и музыку, близкую к фанку, как в серии его проектов Nu Jive, может играть только на своем любимом ...
  • стиль: джаз
Понятно, братья Такеры далеко не так известны в джазе, как, скажем, братья Брекеры, но у себя на Среднем Западе США, точнее в Индиане, а еще точнее в Индианаполисе, они – люди и популярные, и весьма уважаемые. Гитарист Джоэль Такер, закончивший в ...
  • стиль: джаз
Почти год назад на нашем сайте появился обзор альбома Archaisms I (2023, defkaz), созданного дуэтом двух ударников, Тайшона Сори и Адама Рудольфа в духе свободной импровизации: то была запись их совместного выступления в одном из нью-йоркских залов ...
  • стиль: джаз
Первая для нашего сайта встреча с польским джазовым квинтетом из Познани Unleashed Cooperation. Его лидером является саксофонист Кшиштоф Кушмерек, а саунд группы строится на сочетании выдвинутых на авансцену двух духовых (саксофоны Кушмерека и труба ...
  • стиль: джаз
На пианиста по имени Виджай Айер я «положил глаз» еще много лет назад, опубликовав в 2004 году на страницах "Jazz-Квадрата" большой материал об этом музыканте. Что привлекло внимание к Виджаю Айеру помимо очевидных успехов на ниве джаза? Во-первых, ...
  • стиль: джаз
Своим значимым местом на джазовой карте России старинный северный город Архангельск обязан двум своим землякам, двум Владимирам Петровичам. Но если Владимир Петрович Тарасов рано покинул Архангельск и перебрался в Вильнюс, где стал участником ...
  • стиль: джаз
Ни имен исполнителей, ни названия альбома на этой обложке нет. Поэтому предлагаю всем поклонникам авангардного джаза и свободной импровизационной музыки просто запомнить эту желто-белую картинку и постараться не пропустить альбом Central Park's ...
  • стиль: джаз
Признаюсь, мне понадобилось какое-то время, чтобы осознать: фраза на обложке альбома («Трое из нас – из Хьюстона, а Ройбен нет») – это и есть его название. Ну, Уолтер Смит Третий, ну, оригинал! Впрочем, чему тут удивляться: Техас, Штат Одинокой ...
  • стиль: этно
Верный признак приближения Рождества – все более частое появление в редакционной почте информации об альбомах и синглах соответствующей тематики. И порой знакомишься с такими работами, пройти мимо которых просто грех, как в случае с американской ...
© 2012-2025 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com