Понятие «бразильский джаз» столь же расплывчато и неопределенно, как и, скажем, джаз польский, французский или датский. Кроме географии тут ничего не объединяет музыкантов, придерживающихся самых различных направлений. В Штатах и Европе больше всего знают и любят смесь джаза, самбы и босса-новы, освященную именами таких классиков, как Жобим и Жильберту. Сегодня, на мой вкус, ведущим «хранителем» этого стиля является пианист и композитор Антониу Адольфо. Есть группа музыкантов, предпочитающих «чистый» джаз без явных этнических признаков, порой близкий к академической традиции в бразильском варианте – тут «путеводная звезда» не Жобим, а, скорее, Вила-Лобос. Представителей же радикального авангарда в Бразилии не так много, они большей частью перебираются в соседнюю Аргентину, Штаты или Европу.
Но героя сегодняшнего релиза, пианиста, клавишника и композитора Амаро Фрейташа, ни к одной из этих групп не причислишь. Он не забывает про афробразильское музыкальное наследие, что для Бразилии уже давно стало общим местом, но акцент делает на другом: сердце ведет музыканта в леса Амазонии, к тонкостям культуры и быта местных индейских племен, которые он очень необычно сочетает с авангардным джазом. Большинство его последних альбомов носит названия из местных наречий, не исключение и последний Y'Y (произносится, как ийе, ийе), что на языке одного из племен означает «вода» или «река». Кстати, и оформление обложки, на мой взгляд, сверхоригинально, я еще такого не видел: Фрейташ запечатлен здесь погруженным в воду.
Сам Амаро родом с северо-востока страны: Ресифе, штат Пернамбуко. Здесь он учился в местной консерватории, здесь впервые услышал музыку Чика Кориа, перевернувшего его взгляды в направлении джаза, здесь создал свое первое трио. Но затем последовал перелет на 4600 километров к западу, в Манаус, столицу штата Амазонас в самой гуще бескрайнего моря тропических лесов, рек, озер. Волнующими впечатлениями музыкант напитался здесь вволю, и новый альбом он характеризует, как «дань уважения лесу, именно Амазонскому Лесу и рекам Северной Бразилии: это обращение к жизни, чувству, уважению и заботе о природе, осознавая ее, как нашего прародителя.» Mapinguari (Encantado da Mata) и Uiara (Encantada da Agua), открывающие альбом, порождены амазонскими легендами о магических существах, хозяевах здешних лесов и вод. Близок к ним тематически и титульный трек Y'Y. Mar de Cirandeiras – поклон родному штату, джазовое воплощение популярного здесь танца, а Gloriosa – конкретное посвящение матери музыканта. Наконец, финальная Encantados – это афробразильская музыкальная стихия.
Если Вам, как и мне, трудно определить стилистику музыки Фрейташа, то сам он давно уже нашел для нее политизированное обозначение: деколонизированный джаз. Что же касается техники игры Фрейташа, то он и тут предпочитает образные примеры: «Моя левая рука в Африке, а правая – в Европе». А играет он действительно своеобразно. Амаро любит сложные метрические рисунки, частенько использует препарированный инструмент, при этом – никаких металлических элементов, только дерево, кость, например, костяшки домино и так далее. Его пассажи оставляют ощущение текучести, зыбкости музыкальной фактуры ведь, вспомним название, именно вода – один из главных героев альбома. Ну и, конечно, партнеров себе на этот проект Фрейташ подобрал на славу.- в двух треках с ним на флейте играет модный лондонский музыкант Шабака Хатчингс (и играет отменно), в одном – восходящая звезда джаза на арфе Брэнди Янгер, в нескольких треках – известные мастера фри-джаза из Чикаго Хамид Дрейк и Джефф Паркер, а в еще одном – басистка с кубинскими корнями Аньель Сомельян.
Вот такая команда, вот такой джаз: непривычный, полный экзотических красок и магии, живущей в лесах Амазонии, как говорят ученые, легких нашей небольшой, в сущности, планеты.
Киран Ахлувалия – канадская вокалистка индийского происхождения. Родилась она в Индии, но девочке было всего девять лет, когда ее семья перебралась в Канаду. Она не сразу выбрала музыку в качестве дела своей жизни, но явно не ошиблась на этом пути. ...
Если для русских Пушкин – «это наше все», то для португальцев «наше все» - это Луишде Камо́энс (в португальском произношении - Луи́ж Важ де Камо́йнш, но будем придерживаться устоявшейся транскрипции), выдающийся поэт XVI века, главный гений ...
Сегодня у нас в гостях джаз из Филадельфии. Альбом Leave The Gate Open выпущен местным лейблом Imani Records, принадлежащем местному пианисту и продюсеру Оррину Эвансу, а создатель его, пианист, композитор и педагог с латино-ирландским именем Люк ...
У иранской культуры непростые отношения с режимом аятолл. Это касается и киноискусства, и литературы и, конечно, музыки. Строгая регламентация всего, от внешнего вида до непосредственно творчества, в особенности жестко бьет по женщинам. Сразу же ...
Впервые я услышал японскую пианистку Мамико Ватанабе десять лет назад в альбоме саксофониста Би Джей Дженсена Ronin, The Masterless Samurai (2014), потом, совсем недавно был альбом Санти Дебриано Ashanti (2022). В обоих случаях ее игра запомнилась и ...
Вот и состоялась новая встреча с интереснейшей итальянской фолк-певицей из Апулии Марией Мазоттой. В отличие от уже знакомого нашим читателям альбома Amoreamaro (2020), новый альбом Onde она записала в формате трио. Партнерами Марии стали земляки (в ...
2024-й год MoonJune Records открывает новым альбом живущего и работающего в Англии американского гитариста Марка Уингфилда. Записан он был в хорошо известной поклонникам лейбла каталонской студии La Casa Murada не менее известным звукоинженером ...
Сезария Эвора! Рискну утверждать, что тысячи людей во всем мире узнали про существование государства под названием Кабо-Верде, только благодаря этой замечательной певице. Эвора стала не только послом культуры своей островной страны у берегов Африки, ...
В 2024 году исполняется сто лет со дня рождения одного из самых выдающихся тромбонистов в истории джаза – Джей Джей Джонсона (1924-2001). Ник Финцер, яркий современный тромбонист и владелец лейбла Outside in Music, решил почтить эту памятную дату ...
Басист и композитор из Нью-Йорка Никос Хаджицакос подчеркнул преемственность в своем творчестве, назвав свой новый, второй по счету, альбом так же, как и первый, добавив к названию только порядковый номер: Tiny Big Band 2. Наш сайт публиковал обзор ...
26-й по счету альбом в дискографии немецкого композитора, саксофониста и бэнд-лидера Норберта Штайна как обычно содержит в названии термин «Pata», постоянно используемый музыкантом для определения своего творчества. Не буду рассказывать в этом ...
Малая Азия и Анатолия – синонимы. Название «Малая Азия» используется преимущественно, когда речь идет о древней и средневековой истории и множестве населявших ее народов. Название «Анатолия» более современно, это практически вся срединная часть ...