Понятие «бразильский джаз» столь же расплывчато и неопределенно, как и, скажем, джаз польский, французский или датский. Кроме географии тут ничего не объединяет музыкантов, придерживающихся самых различных направлений. В Штатах и Европе больше всего знают и любят смесь джаза, самбы и босса-новы, освященную именами таких классиков, как Жобим и Жильберту. Сегодня, на мой вкус, ведущим «хранителем» этого стиля является пианист и композитор Антониу Адольфо. Есть группа музыкантов, предпочитающих «чистый» джаз без явных этнических признаков, порой близкий к академической традиции в бразильском варианте – тут «путеводная звезда» не Жобим, а, скорее, Вила-Лобос. Представителей же радикального авангарда в Бразилии не так много, они большей частью перебираются в соседнюю Аргентину, Штаты или Европу.
Но героя сегодняшнего релиза, пианиста, клавишника и композитора Амаро Фрейташа, ни к одной из этих групп не причислишь. Он не забывает про афробразильское музыкальное наследие, что для Бразилии уже давно стало общим местом, но акцент делает на другом: сердце ведет музыканта в леса Амазонии, к тонкостям культуры и быта местных индейских племен, которые он очень необычно сочетает с авангардным джазом. Большинство его последних альбомов носит названия из местных наречий, не исключение и последний Y'Y (произносится, как ийе, ийе), что на языке одного из племен означает «вода» или «река». Кстати, и оформление обложки, на мой взгляд, сверхоригинально, я еще такого не видел: Фрейташ запечатлен здесь погруженным в воду.
Сам Амаро родом с северо-востока страны: Ресифе, штат Пернамбуко. Здесь он учился в местной консерватории, здесь впервые услышал музыку Чика Кориа, перевернувшего его взгляды в направлении джаза, здесь создал свое первое трио. Но затем последовал перелет на 4600 километров к западу, в Манаус, столицу штата Амазонас в самой гуще бескрайнего моря тропических лесов, рек, озер. Волнующими впечатлениями музыкант напитался здесь вволю, и новый альбом он характеризует, как «дань уважения лесу, именно Амазонскому Лесу и рекам Северной Бразилии: это обращение к жизни, чувству, уважению и заботе о природе, осознавая ее, как нашего прародителя.» Mapinguari (Encantado da Mata) и Uiara (Encantada da Agua), открывающие альбом, порождены амазонскими легендами о магических существах, хозяевах здешних лесов и вод. Близок к ним тематически и титульный трек Y'Y. Mar de Cirandeiras – поклон родному штату, джазовое воплощение популярного здесь танца, а Gloriosa – конкретное посвящение матери музыканта. Наконец, финальная Encantados – это афробразильская музыкальная стихия.
Если Вам, как и мне, трудно определить стилистику музыки Фрейташа, то сам он давно уже нашел для нее политизированное обозначение: деколонизированный джаз. Что же касается техники игры Фрейташа, то он и тут предпочитает образные примеры: «Моя левая рука в Африке, а правая – в Европе». А играет он действительно своеобразно. Амаро любит сложные метрические рисунки, частенько использует препарированный инструмент, при этом – никаких металлических элементов, только дерево, кость, например, костяшки домино и так далее. Его пассажи оставляют ощущение текучести, зыбкости музыкальной фактуры ведь, вспомним название, именно вода – один из главных героев альбома. Ну и, конечно, партнеров себе на этот проект Фрейташ подобрал на славу.- в двух треках с ним на флейте играет модный лондонский музыкант Шабака Хатчингс (и играет отменно), в одном – восходящая звезда джаза на арфе Брэнди Янгер, в нескольких треках – известные мастера фри-джаза из Чикаго Хамид Дрейк и Джефф Паркер, а в еще одном – басистка с кубинскими корнями Аньель Сомельян.
Вот такая команда, вот такой джаз: непривычный, полный экзотических красок и магии, живущей в лесах Амазонии, как говорят ученые, легких нашей небольшой, в сущности, планеты.
В 2018 году редко кто в джазовой прессе не обратил внимание на альбом китайского пианиста и композитора Лю Донфена China Caribe . То была действительно весьма необычная работа. Писал о ней и наш сайт, и в том материале есть подробности творческой ...
На джазовой сцене аргентинского города Ла-Плата появился новый персонаж: это секстет музыкантов под названием H.u.M.o. Среди его организаторов – наш старый партнер, саксофонист и композитор Матиас Формика, часто знакомивший нас с релизами своего ...
Пианист и композитор Хокон Скогстад (р.1989) – совершенно особая фигура на норвежской музыкальной сцене. Хокон получил всестороннее классическое музыкальное образование. Он учился в Осло и в Нью-Йорке, получил степень доктора философии в сфере ...
Джаз заметно раздвинул свои географические границы, и уже никого не удивляет обилие играющих джаз музыкантов азиатского происхождения. Но вот мужчину-вокалиста из Азии с классическим джазовым репертуаром мне довелось услышать впервые. Это корейский ...
В списке музыкантов на альбоме Things Will Pass Хе Сан Хонг значится, как перкуссионистка. Но для нее это не основное занятие. В первую очередь Хе Сан Сонг – композитор, аранжировщик и, как мы видим, бэнд-лидер. Родилась она в Сеуле, получила ...
Афро-бразильский акцент всегда был заметен в музыкальной культуре Бразилии и, в частности, в бразильском джазе. Он не был довлеющим, но всегда находились мастера, продвигавшие эту линию. Если обратиться к недалекому прошлому, то тут можно вспомнить, ...
1 ноября этого года московская группа illo.trio представила свой дебютный альбом. У него нет специального названия, на обложке – только название коллектива. Возможно, в этом есть определенная символика: музыканты подчеркивают отсутствие в этом ...
Инеке ван Доорн и Яспер ван’т Хоф … Два эти имени на одной обложке обещали много сюрпризов. Пианист и клавишник Яспер ван’т Хоф начинал, как участник одного из самых первых европейских коллективов, игравших джаз-рок: Association P.C., а в дальнейшем ...
21 мая 2022 года, небольшой берлинский клуб Au Topsi Pohl . Накануне сюда доставили роскошный концертный рояль B ö sendorfer , сразу занявший чуть ли не половину маленькой сцены. К выступлению трио, состоящего из трех очень известных европейских ...
Джей Пи Соарс (в своей артистической деятельности родившийся в 1969 году Джон Пол Соарс предпочитает использовать такой вариант) – универсальный музыкант. Да, конечно, главное дело его жизни – это блюз, но мало блюзменов, которые бы так легко, ...
Британский музыкант Джейсон Картер – очень неординарная личность. Картер – вечный странник, посетивший более ста стран мира, среди которых значатся Северная Корея, Афганистан и бывшие советские республики Средней Азии. Он выступал с симфоническими ...
Толчком к появлению этого альбома послужила … живопись, а точнее общая любовь известнейшей авангардной пианистки Мэрилин Криспелл и также весьма известного в этих же кругах басиста Дэймона Смита к творчеству американского художника, мастера ...