На джазовой сцене аргентинского города Ла-Плата появился новый персонаж: это секстет музыкантов под названием H.u.M.o. Среди его организаторов – наш старый партнер, саксофонист и композитор Матиас Формика, часто знакомивший нас с релизами своего лейбла Numeral. H.u.M.o. появился в конце 2021 года. Формика, корнетист Лукас Альбаррасин и альт-саксофонист Хуан Игнасио Мачиоли после распада группы, игравшей музыку Орнетта Коулмена, решили продолжить сотрудничество, а когда к ним присоединилась в начале 2024 года ритм-группа в лице гитариста Лиссандро Маджори, контрабасиста Рамиро Бустаманте и ударника Лукаса Мингрино, и появился новый ансамбль. Если Формика знаком нашим читателям, то с прочими музыкантами секстета мы встречаемся впервые. Не утомляя читателя подробностями их творческой биографии, скажу только, что это опытные профессиональные музыканты с консерваторским образованием, игравшие в разных коллективах, есть у них и другие проекты. Сейчас группа готовит свой первый большой альбом, а в качестве пилотного релиза новая фирма Формики под названием dForma выпустила одноименный EP, который мы и представляем сегодня.
Надо сказать, ЕР получился не маленьким: общий объем звучания четырех треков – 35 минут, даже некоторые альбомы имеют меньший объем. В программу его вошли две авторские композиции участников ансамбля: Se ríe, compró sesos Формики и No como lo pensaba Альбаррасина, а также две интерпретации сочинений прославленных американских мастеров авангардного джаза: The Hard Blues Джулиуса Хемфилла, основателя World Saxophone Quartet и This is it виртуоза сопрано-саксофона Стива Лэйси. И в собственных пьесах, и в версиях классиков Формика и его коллеги верны себе: они играют импровизационную музыку, замешанную на солидной джазовой основе и с использованием авангардных приемов современной академической музыки.
В Se ríe, compró sesos каждый инструмент ведет свою независимую линию, построенную на додекафонных сериях (привет Шенбергу!). Музыка выглядит атональной, но тончайшие связи между линиями глубоко спрятаны и почти незаметны. В No como lo pensaba впечатляют диалог контрабаса и духовой секции, а также импровизации гитары, ударных и корнета. This is it построена на модальной основе, с коллективной импровизацией духовых, причем Формика в этой пьесе откладывает свой баритон-саксофон и играет на бас-кларнете, а также интересной работой ритм-группы. Наконец, венчает программу The Hard Blues – на мой вкус, лучшая вещь альбома. Здесь секстет показывает, как выглядит образцовый, несомненно авангардный, но при этом абсолютно узнаваемый блюз. Браво, H.u.M.o!
Грядущий дебютный альбом музыканты готовят исключительно на своем материале. Судя по ЕР, будет интересно.
Знаете, чем хорош традиционный джаз? Это, пожалуй, единственное направление в джазе, которое дарит своим слушателям ощущение праздника и даже – чуда. Это напоминает цирк, где все ярко, где все непохоже на повседневность и где у детей горят глаза в ...
Два года назад мне довелось на этих электронных страницах рассказывать об альбоме трио Торда Густавсена Opening (2022, ECM). Трио – в принципе любимый формат норвежского пианиста, но тот альбом знаменовал рождение нового состава трио, где к Торду и ...
Состав этого трио по инструментам столь же необычен, как какой-нибудь тропический цветок на заурядной городской клумбе в условной Йошкар-Оле: труба – вибрафон (маримба) – аккордеон. Когда музыканты Triad выгружали свои инструменты перед первым ...
Нью-йоркский австралиец из города Перт Трой Робертс, трехкратный номинант Грэмми, может быть очень разным: он может играть типичный мэйнстрим и музыку, близкую к фанку, как в серии его проектов Nu Jive, может играть только на своем любимом ...
Понятно, братья Такеры далеко не так известны в джазе, как, скажем, братья Брекеры, но у себя на Среднем Западе США, точнее в Индиане, а еще точнее в Индианаполисе, они – люди и популярные, и весьма уважаемые. Гитарист Джоэль Такер, закончивший в ...
Почти год назад на нашем сайте появился обзор альбома Archaisms I (2023, defkaz), созданного дуэтом двух ударников, Тайшона Сори и Адама Рудольфа в духе свободной импровизации: то была запись их совместного выступления в одном из нью-йоркских залов ...
Первая для нашего сайта встреча с польским джазовым квинтетом из Познани Unleashed Cooperation. Его лидером является саксофонист Кшиштоф Кушмерек, а саунд группы строится на сочетании выдвинутых на авансцену двух духовых (саксофоны Кушмерека и труба ...
На пианиста по имени Виджай Айер я «положил глаз» еще много лет назад, опубликовав в 2004 году на страницах "Jazz-Квадрата" большой материал об этом музыканте. Что привлекло внимание к Виджаю Айеру помимо очевидных успехов на ниве джаза? Во-первых, ...
Своим значимым местом на джазовой карте России старинный северный город Архангельск обязан двум своим землякам, двум Владимирам Петровичам. Но если Владимир Петрович Тарасов рано покинул Архангельск и перебрался в Вильнюс, где стал участником ...
Ни имен исполнителей, ни названия альбома на этой обложке нет. Поэтому предлагаю всем поклонникам авангардного джаза и свободной импровизационной музыки просто запомнить эту желто-белую картинку и постараться не пропустить альбом Central Park's ...
Признаюсь, мне понадобилось какое-то время, чтобы осознать: фраза на обложке альбома («Трое из нас – из Хьюстона, а Ройбен нет») – это и есть его название. Ну, Уолтер Смит Третий, ну, оригинал! Впрочем, чему тут удивляться: Техас, Штат Одинокой ...
Верный признак приближения Рождества – все более частое появление в редакционной почте информации об альбомах и синглах соответствующей тематики. И порой знакомишься с такими работами, пройти мимо которых просто грех, как в случае с американской ...