«Партита - форма музыкального произведения … разновидность сюиты или концертная сюита — циклическая форма, состоящая из пяти и более частей» - такое определение дает Википедия. Именно партиту выбрали, как основную форму для своих импровизационных сочинений, Кевин Кастнинг и Карл Клементс. Более того, в названии альбома ими сделано многозначительное добавление: «Книга 1». Это значит, что впереди нас ждут новые партиты от дуэта этих двух интереснейших американских музыкантов.
На нашем сайте хранятся обзоры многих работ Кевина Кастнинга 2021 – 2024 годов, есть среди них и совместные работы с Карлом Клементсом: в формате трио с венгерским гитаристом Шандором Сабо (Convergence II, 2022) и в формате дуэта (Strand in Strands, 2022), а вообще эти музыканты давно и хорошо знают друг друга, достаточно сказать, что Partitas, Book 1 – это уже седьмой их совместный альбом. К двум сессиям, прошедшим прошлой зимой, Кевин и Карл подошли во всеоружии с точки зрения богатого инструментария. Не только прекрасный гитарист, учившийся в свое время частным образом у Пэта Мэтини, но и создатель целого семейства многострунных гитар, Кастнинг использовал в них пять различных инструментов из своего уникального арсенала. Клементс вооружился тремя наиболее распространенными саксофонами – от сопрано до тенора. Программу альбома из семи треков составили пятичастная Partita No. 1 и двухчастная Partita No. 2. В каждом треке дуэт использует различные комбинации гитар и саксофонов. Скажем, Partita No. 1 открывается диалогом тенор-саксофона и двойной контргитары (28 струн), потом сопрано-саксофон выступает в паре с субконтргитарой (17 струн), следующая часть – опять тенор-сакс, но уже с контргитарой (18 струн), альт-саксофон выступает дуэтом с контральтовой гитарой (30 струн) и в последнем треке этой Партиты сопрано-саксофон звучит вместе с двойной субконтргитарой (24 струны). Не понял, правда, почему авторы решили перемешать при расстановке в программе треки обоих партит, но, видимо, у них были свои резоны. Впрочем, это не мешает наслаждаться музыкой дуэта, а фанатам гитарного саунда смаковать различия в звучании разных гитар.
Взяв за основу форму партит в новом проекте, музыканты очевидно приблизили свою музыку к академической традиции, но не думаю, что в каждой из частей Кевин и Карл договаривались о чем-то большем, чем об общих принципах построения своих композиций. Мне кажется, в остальном здесь царит все же импровизационное начало. Впрочем, импровизаторами были в свое время и Бах, и Фрескобальди, часто применявшие партиты. Так что, соединение барочного прошлого и джазового настоящего в Partitas, Book 1 выглядит очень органичным, что и делает альбом одним из интереснейших в истории сотрудничества Кевина Кастнинга и Карла Клементса.
После того, как Итан Айверсон, один из отцов-основателей широко известного в джазовых кругах The Bad Plus , «ушел из семьи» в 2017 году и подался на вольные хлеба, интенсивность его композиторской, исполнительской, а кстати, и журналистской ...
Третий альбом Евы Новоа на 577 Records и второй на нашем сайте. С этой каталонской пианисткой и композитором, с 2012 года живущей в США, мы знакомили наших читателей по альбому Novoa / Kamaguchi / Cleaver Trio - Vol. 1 (2023). В том тексте можно ...
Ансамбль Eyot образовался в сербской глубинке, в городе Ниш, в 2008 году. Это квартет, по составу которого трудно сказать, джазовый или роковый это коллектив. Кстати, и музыка Eyot (группа исполняет только собственные произведения) столь же ...
Off the seabed – дебютный альбом молодого французского трубача и композитора Фабьена Энгера. На родине Фабьен изучал, как академическую музыку, так и джаз в консерваториях Парижа, Меца и Страсбурга. Получив в 2022 году стипендию Фулбрайта, он ...
Наверное, ритм был первым музыкальным элементом, с которым познакомилось человечество. Возможно, вначале это произошло случайно, но потом древний человек вполне осознанно стал отбивать ритм разными подручными средствами или просто рукой или ногой, ...
В разнообразной творческой деятельности белорусского мультиинструменталиста-импровизатора Виктора Семашко в последние годы основное место занял проект Fantastic Swimmers. Проект это во многом «безразмерный»: в зависимости от обстоятельств в нем ...
Иран и Испания, волшебная музыка фламенко и великая средневековая персидская поэзия… Казалось бы, это бесконечно далекие друг от друга понятия. Но – только на первый взгляд. Можно вспомнить, например, что по мнению ряда ученых, в период расцвета ...
Аргентинский басист Фернандо Уэрго до сих пор был мне знаком по альбомам его супруги, флейтистки Юлии Мусаэлян, москвички, окончившей Гнесинку, продолжившей учебу в США и выстроившей там успешную карьеру. Судьба уроженца Кордобы складывалась по ...
На джазовой карте Канады Оттава – далеко не самая яркая точка, в отличие, скажем, от таких признанных центров, как Торонто или Монреаль. Но и в столице страны работает немало интересных музыкантов, примером чему является деятельность такого ...
Удивительно, как книги Харуки Мураками, в частности роман 1Q84, оказали влияние на творчество музыкантов в разных странах. Совсем недавно, в октябре, мне довелось писать об альбоме канадской виолончелистки Сахары фон Хаттенбергер 1Q84, созданном ...
Гао Хонг, видимо, самый известный в мире и самый лучший мастер игры на традиционном китайском струнном инструменте пипа, специфичной 4-хструнной лютне. Наши читатели неоднократно могли встречаться на сайте с рецензиями ее самых разных альбомов. Гао ...
Новая встреча с гитаристом и композитором из аргентинского города Мар-дель-Плата Гастоном де ла Крузом. Впервые это имя появилось на наших страницах в 2022 году в связи с альбомом его квинтета Constelaciones. На этот раз представляем квартет Гастона ...