Alexey Kruglov / duso / Alexander Bitiutskikh - We, the Undersigned
18.02.2024
У концерта, конечно, есть масса преимуществ перед чисто студийной записью: трансляция энергетики со сцены в зал, подпитывающей и слушателей, и исполнителей, ощущение Чуда Музыки, рождающейся на твоих глазах… Но есть и крупный недостаток: концерт заканчивается, тонет в аплодисментах последний звук и … все? Да, если параллельно не велась запись концерта. Потому-то время от времени пополняются дискографии даже давно покинувших этот мир музыкантов: Колтрейна и Паркера, Сесила Тейлора и Майлса Дэвиса, Брубека и Дольфи: обнаруживаются похороненные в каких-то архивах концертные записи, реставрируются старые затертые любительские пленки и так далее. Концертная запись – это возможность продлить и возродить то самое, давно прошедшее прекрасное мгновение…
Сколько людей собралось 20 ноября 2019 года в книжном клубе «Петровский» в Воронеже на концерт, где местные адепты свободной импровизационной музыки, трио duso (Денис Успенский – тенор-сакс и электроника, Олег Даутов – гитара и электроника, Олег Сальков – бас-гитара) и барабанщик Александр Битюцких, принимали одного из первых лиц российской авангардной сцены, московского саксофониста Алексея Круглова? Не знаю вместимости зала этого, увы, закрытого сегодня (если Сеть не врет) независимого очага культуры, но, скорее всего, там могло оказаться не более двух-трех сотен счастливцев. И вот, пять лет спустя, небольшой московский лейбл музыканта и философа Юрия Виноградова Contempora выпускает (продюсеры – Юрий Виноградов и Алексей Круглов при поддержке Андрея Попова) делает этот концерт достоянием гораздо более широкой аудитории, выпустив альбом We, the Undersigned.
Что сказать по существу самой музыки? Не знаю, намечали ли предварительно музыканты хотя бы направления своих импровизаций, но чуть более часа они демонстрировали абсолютно свободное музицирование, со своими динамическими приливами и отливами, со сложным многомерным взаимодействием духовых, струнных, электроники и мелодекламации. Алексей Круглов еще с первых своих работ последовательно экспериментирует с сочетанием музыки и поэтического слова, причем, одному из очень немногих, ему удается достигать в этом убедительных результатов. Мне доводилось писать в разные годы о разных его работах, но до сих пор помню его второй альбом «Люблю», литературно-музыкальную композицию тогда 22-хлетнего музыканта на стихи Маяковского и яркое впечатление, которое оставила эта работа. В Воронеже всему действу добавляли экспрессии вмонтированные в музыкальную ткань цитаты из русских авангардных поэтов начала (Велимир Хлебников, Илья Зданевич) и конца (Дмитрий Александрович Пригов) ХХ века , а также классика русской поэзии Александра Пушкина. И если, авангардисты рисковали остаться не узнанными, то громогласные реплики Алексея о «дяде самых честных правил» и «нерукотворном памятнике» мог «прочесть» даже человек с очень средним образованием. Хочу уделить несколько добрых слов воронежским партнерам Круглова. На мой слух, им удалось довольно быстро найти общий язык с московским гостем, избежать каких-то нестыковок и, если для почитателей более традиционных джазовых направлений фри-джаз – это хаос, то в тот вечер в Воронеже хаос был на редкость хорошо организованным. Под этим огромным импровизационным полотном все пятеро музыкантов с чувством хорошо сделанной работы могут поставить свои подписи. Собственно, так и произошло, о чем говорит название альбома «Мы, нижеподписавшиеся».
Но и это еще не все. Видимо, музыканты действительно очень хорошо чувствовали себя в тот вечер, потому что на бис «банкет» был продолжен еще на четверть часа с не меньшей энергией, с бОльшим ритмическим структурированием и неизменным взаимопониманием. И здесь нашлось место декламации, причем Круглов с уморительной серьезностью читал под музыку какой-то из своих старых контрактов – даже этот канцелярит смог вписаться в воистину не знающий границ музыкальный космос «нижеподписавшихся».
Если верить Википедии, то, согласно переписи 2022 года, в Шотландии 136161 человек говорит на гэльском языке. Почти исключительно ареал носителей этого языка из группы кельтских – Горная Шотландия и Гебридские острова. Сегодня язык этот относится в ...
После сентиментально-идиллических «эльфийских» обложек предыдущих альбомов ветерана нью-йоркской даунтаун-мюзик, виолончелиста Эрика Фридлендера, и название, и обложка его новой работы Dirty Boxing выглядят неожиданно супер-брутальными. Сам Эрик, ...
Не в первый раз Эрнесто Сервини появляется на наших страницах не только, как человек, регулярно представляющий читателям jazzquad . ru новинки канадского джаза, но и как действующий исполнитель, композитор и бэнд-лидер, что неудивительно, так как он ...
Не первый раз встречаясь с работами британской певицы и композитора Эсбе, уже знаешь, что она порой любит устраивать своим слушателям путешествия в пространстве и во времени. Так было с альбомом 2020 года Saqqara, отправлявшим нас в древний Египет, ...
После того, как Итан Айверсон, один из отцов-основателей широко известного в джазовых кругах The Bad Plus , «ушел из семьи» в 2017 году и подался на вольные хлеба, интенсивность его композиторской, исполнительской, а кстати, и журналистской ...
Третий альбом Евы Новоа на 577 Records и второй на нашем сайте. С этой каталонской пианисткой и композитором, с 2012 года живущей в США, мы знакомили наших читателей по альбому Novoa / Kamaguchi / Cleaver Trio - Vol. 1 (2023). В том тексте можно ...
Ансамбль Eyot образовался в сербской глубинке, в городе Ниш, в 2008 году. Это квартет, по составу которого трудно сказать, джазовый или роковый это коллектив. Кстати, и музыка Eyot (группа исполняет только собственные произведения) столь же ...
Off the seabed – дебютный альбом молодого французского трубача и композитора Фабьена Энгера. На родине Фабьен изучал, как академическую музыку, так и джаз в консерваториях Парижа, Меца и Страсбурга. Получив в 2022 году стипендию Фулбрайта, он ...
Наверное, ритм был первым музыкальным элементом, с которым познакомилось человечество. Возможно, вначале это произошло случайно, но потом древний человек вполне осознанно стал отбивать ритм разными подручными средствами или просто рукой или ногой, ...
В разнообразной творческой деятельности белорусского мультиинструменталиста-импровизатора Виктора Семашко в последние годы основное место занял проект Fantastic Swimmers. Проект это во многом «безразмерный»: в зависимости от обстоятельств в нем ...
Иран и Испания, волшебная музыка фламенко и великая средневековая персидская поэзия… Казалось бы, это бесконечно далекие друг от друга понятия. Но – только на первый взгляд. Можно вспомнить, например, что по мнению ряда ученых, в период расцвета ...
Аргентинский басист Фернандо Уэрго до сих пор был мне знаком по альбомам его супруги, флейтистки Юлии Мусаэлян, москвички, окончившей Гнесинку, продолжившей учебу в США и выстроившей там успешную карьеру. Судьба уроженца Кордобы складывалась по ...