Не в первый раз мультинструменталист, композитор и философ Юрий Виноградов предоставляет нашему сайту материалы новых релизов своего лейбла Contempora. Но, прослушав Astralis, я признался сам себе, что давно не испытывал такое трудно формулируемое чувство удивления, смешанного с восторгом, хотя музыки авангардного характера слушал много и очень разной. Astralis – новый альбом ансамбля Pustozwet. Этот коллектив основал в Петербурге в 2006 году мультиинструменталист (флейтист в первую очередь)и композитор Макс Позин. В разные годы состав ансамбля то сужался, то расширялся, одни программы Pustozwet носили чисто акустический, другие – электронно-акустический характер, но всегда отличались полным пренебрежением какими-то стилистическими границами. Характер «кирпичиков» из которых складывались композиции Pustozwet Позина и его коллег интересовал в последнюю очередь.
В этом эстетическом ключе выполнен и Astralis. Альбом записывался на нескольких площадках в Санкт-Петербурге, включая и такую необычную, как одна из станций городского метрополитена. Pustozwet в этом проекте работал в формате квартета. Макс Позин и Игнат Хлобыстин играют здесь на разных видах флейт, Макс оперирует также препарированной трубой и обычным спортивным свистком (вроде тех, которыми пользуется, например, футбольный арбитр), Софья Скобелева играет на флюгельгорне и прото-валторне корно-да-качча. Четвертый участник квартета, саксофонист Владимир Лучанский, нашим читателям знаком лучше: сайт обозревал ряд проектов с его участием. Автором всей музыки Astralis является Макс Позин.
В академический час с небольшим звучания альбома вошло шесть композиций. Холодноватая изощренность саунда вкупе со сложными структурными метаморфозами поначалу заставили подсознание искать какие-то близкие ему ассоциации, отыскались они почему-то в литературе, конкретнее – во «Властелине колец». Всегда уважал и ценил Толкина, но фанатом себя не считаю, а тут стартовая Sub Rosa живо напомнила странствия хоббитов в потенциально угрожающем древнем лесу до их встречи с Бомбадилом, а мрачный Hymn – о том, как суровые Мглистые горы вместе с магическими силами не дали отряду Хранителей перевалить через Карадрас. Затем, видимо, эстетический шок в подсознании улегся, вся литературщина испарилась, и все последующие эпизоды – самую длинную композицию альбома, пятнадцатиминутную Modern Minstrels, пятичастный Pentacle и так далее – с их переплетением голосов различных инструментов, парадоксальными переходами, постоянно меняющейся структурой и темпом музыки, мгновенно складывающимися и тут же рассыпающимися дуэтами и трио – воспринимались как картины на разных гранях медленно и величественно вращающегося во всех пространственных плоскостях правильного многогранника, типа какого-нибудь додекаэдра, глубоко запрятанным центром которого являются идеи автора этой музыки – Макса Позина.
Конечно, ничего общего с «обычным» джазом такая музыка не имеет, не слишком близка она и к свободной неидеоматической импровизации, больше общего тут с современным академическим авангардом. Но в любом случае музыка Pustozwet остается талантливой, интересной и необыкновенно притягательной.
На пианиста по имени Виджай Айер я «положил глаз» еще много лет назад, опубликовав в 2004 году на страницах "Jazz-Квадрата" большой материал об этом музыканте. Что привлекло внимание к Виджаю Айеру помимо очевидных успехов на ниве джаза? Во-первых, ...
Своим значимым местом на джазовой карте России старинный северный город Архангельск обязан двум своим землякам, двум Владимирам Петровичам. Но если Владимир Петрович Тарасов рано покинул Архангельск и перебрался в Вильнюс, где стал участником ...
Ни имен исполнителей, ни названия альбома на этой обложке нет. Поэтому предлагаю всем поклонникам авангардного джаза и свободной импровизационной музыки просто запомнить эту желто-белую картинку и постараться не пропустить альбом Central Park's ...
Признаюсь, мне понадобилось какое-то время, чтобы осознать: фраза на обложке альбома («Трое из нас – из Хьюстона, а Ройбен нет») – это и есть его название. Ну, Уолтер Смит Третий, ну, оригинал! Впрочем, чему тут удивляться: Техас, Штат Одинокой ...
Верный признак приближения Рождества – все более частое появление в редакционной почте информации об альбомах и синглах соответствующей тематики. И порой знакомишься с такими работами, пройти мимо которых просто грех, как в случае с американской ...
За творчеством живущего в Германии российского саксофониста и композитора Ярослава Лихачева наш сайт наблюдает с его первого альбома Crumbling (2020), записанного в формате квартета. С этой же командой музыкантов (пианист Яннис Анфт, басист Конрад ...
Американо-израильское трио с эффектным названием Yes! Trio доказывает свою жизнеспособность. Через 5 лет после своего первого альбома Groove du Jour, в том же составе и на том же французском лейбле Jazz&People, оно выпустило 23 февраля свой второй ...
Со времен своего появления на нью-йоркской джазовой сцене уроженец Тель-Авива Йотам Зильберстайн успел зарекомендовать себя в качестве одного из сильнейших гитаристов современного джазового мэйнстрима и большого поклонника латинского джаза. ...
Пианистка и композитор Юни родилась в Южной Корее. Тогда ее имя наверняка звучало иначе, возможно, артистический ник включил в себя его часть. Девочка начала заниматься музыкой с пяти лет и с тех пор не расстается с нею. В Сеуле Юни получила ...
Новый альбом флейтистки и композитора Юлии Мусаэлян Strange Times рождался долго, целых четыре года. Значительная часть композиций была сочинена Юлией в дни тотального затворничества во время пандемии. Можно сказать, что название альбома отражает ...
Если отбросить чисто химические (смесь иных металлов с ртутью) и исторические (жертвы судебных процессов времен якобинского террора) определения, то сегодня амальгаму обычно понимают, как сочетание в одном целом самых разнородных элементов. Именно ...
Юрий Яремчук несколько моложе Ганелина, Резицкого, Чекасина, Тарасова, Вапирова, но принадлежит, по сути, к той же плеяде еще советских музыкантов фри-джаза. После распада СССР львовянин Яремчук превратился в украинского джазмена, стал ведущим ...