Не в первый раз мультинструменталист, композитор и философ Юрий Виноградов предоставляет нашему сайту материалы новых релизов своего лейбла Contempora. Но, прослушав Astralis, я признался сам себе, что давно не испытывал такое трудно формулируемое чувство удивления, смешанного с восторгом, хотя музыки авангардного характера слушал много и очень разной. Astralis – новый альбом ансамбля Pustozwet. Этот коллектив основал в Петербурге в 2006 году мультиинструменталист (флейтист в первую очередь)и композитор Макс Позин. В разные годы состав ансамбля то сужался, то расширялся, одни программы Pustozwet носили чисто акустический, другие – электронно-акустический характер, но всегда отличались полным пренебрежением какими-то стилистическими границами. Характер «кирпичиков» из которых складывались композиции Pustozwet Позина и его коллег интересовал в последнюю очередь.
В этом эстетическом ключе выполнен и Astralis. Альбом записывался на нескольких площадках в Санкт-Петербурге, включая и такую необычную, как одна из станций городского метрополитена. Pustozwet в этом проекте работал в формате квартета. Макс Позин и Игнат Хлобыстин играют здесь на разных видах флейт, Макс оперирует также препарированной трубой и обычным спортивным свистком (вроде тех, которыми пользуется, например, футбольный арбитр), Софья Скобелева играет на флюгельгорне и прото-валторне корно-да-качча. Четвертый участник квартета, саксофонист Владимир Лучанский, нашим читателям знаком лучше: сайт обозревал ряд проектов с его участием. Автором всей музыки Astralis является Макс Позин.
В академический час с небольшим звучания альбома вошло шесть композиций. Холодноватая изощренность саунда вкупе со сложными структурными метаморфозами поначалу заставили подсознание искать какие-то близкие ему ассоциации, отыскались они почему-то в литературе, конкретнее – во «Властелине колец». Всегда уважал и ценил Толкина, но фанатом себя не считаю, а тут стартовая Sub Rosa живо напомнила странствия хоббитов в потенциально угрожающем древнем лесу до их встречи с Бомбадилом, а мрачный Hymn – о том, как суровые Мглистые горы вместе с магическими силами не дали отряду Хранителей перевалить через Карадрас. Затем, видимо, эстетический шок в подсознании улегся, вся литературщина испарилась, и все последующие эпизоды – самую длинную композицию альбома, пятнадцатиминутную Modern Minstrels, пятичастный Pentacle и так далее – с их переплетением голосов различных инструментов, парадоксальными переходами, постоянно меняющейся структурой и темпом музыки, мгновенно складывающимися и тут же рассыпающимися дуэтами и трио – воспринимались как картины на разных гранях медленно и величественно вращающегося во всех пространственных плоскостях правильного многогранника, типа какого-нибудь додекаэдра, глубоко запрятанным центром которого являются идеи автора этой музыки – Макса Позина.
Конечно, ничего общего с «обычным» джазом такая музыка не имеет, не слишком близка она и к свободной неидеоматической импровизации, больше общего тут с современным академическим авангардом. Но в любом случае музыка Pustozwet остается талантливой, интересной и необыкновенно притягательной.
Большая часть карьеры баритон-саксофониста Дэйва Шумахера связана с работой в больших составах. В 80-х годах он много гастролировал с оркестрои Лайонела Хэмптона, почти двадцать лет работал с оркестрои Харри Корника-младшего, в 90-к выступал в бэнде ...
Новый альбом такого мастера, как Дэвид Мюррей, всегда интересен. Обладатель многих наград и очень уважаемый в джазе музыкант, Мюррей всегда шел своим путем, подчас парадоксальным. В юности сильное влияние на молодого саксофониста оказали ...
«Второе пришествие» Dead Frank оказалось весьма стремительным. Только в конце октября возрожденный после существенного перерыва петербургский коллектив (в формате дуэта основателя группы Данилы Плащева и Марии Качаловой) в союзе с москвичем Сергеем ...
Неожиданная и приятная новость! Я уже успел позабыть про петербургский коллектив Dead Frank, и был немало удивлен, когда через поисковик сайта обнаружил обзоры целых десяти альбомов этой группы! Первый из них относится к 2015 году, а последний – к ...
Ну, вот и подоспели свежие новости от Мэттью Голомбиски, а это почти всегда означает – новинки аргентинского джаза в каталоге ears&eyes Records. Впрочем, на сей раз не обошлось и без другой латиноамериканской страны – Колумбии. Дело в том, что лидер ...
Пожалуй, Disaster Pony – один из самых оригинальных канадских коллективов, которые представляет нам Эрнесто Сервини. Инициатором его создания был саксофонист и композитор из Торонто Гордон Хайленд, лидер группы Living Fossil, долгое время работавший ...
Если верить Википедии, то, согласно переписи 2022 года, в Шотландии 136161 человек говорит на гэльском языке. Почти исключительно ареал носителей этого языка из группы кельтских – Горная Шотландия и Гебридские острова. Сегодня язык этот относится в ...
После сентиментально-идиллических «эльфийских» обложек предыдущих альбомов ветерана нью-йоркской даунтаун-мюзик, виолончелиста Эрика Фридлендера, и название, и обложка его новой работы Dirty Boxing выглядят неожиданно супер-брутальными. Сам Эрик, ...
Не в первый раз Эрнесто Сервини появляется на наших страницах не только, как человек, регулярно представляющий читателям jazzquad . ru новинки канадского джаза, но и как действующий исполнитель, композитор и бэнд-лидер, что неудивительно, так как он ...
Не первый раз встречаясь с работами британской певицы и композитора Эсбе, уже знаешь, что она порой любит устраивать своим слушателям путешествия в пространстве и во времени. Так было с альбомом 2020 года Saqqara, отправлявшим нас в древний Египет, ...
После того, как Итан Айверсон, один из отцов-основателей широко известного в джазовых кругах The Bad Plus , «ушел из семьи» в 2017 году и подался на вольные хлеба, интенсивность его композиторской, исполнительской, а кстати, и журналистской ...
Третий альбом Евы Новоа на 577 Records и второй на нашем сайте. С этой каталонской пианисткой и композитором, с 2012 года живущей в США, мы знакомили наших читателей по альбому Novoa / Kamaguchi / Cleaver Trio - Vol. 1 (2023). В том тексте можно ...