Не в первый раз мультинструменталист, композитор и философ Юрий Виноградов предоставляет нашему сайту материалы новых релизов своего лейбла Contempora. Но, прослушав Astralis, я признался сам себе, что давно не испытывал такое трудно формулируемое чувство удивления, смешанного с восторгом, хотя музыки авангардного характера слушал много и очень разной. Astralis – новый альбом ансамбля Pustozwet. Этот коллектив основал в Петербурге в 2006 году мультиинструменталист (флейтист в первую очередь)и композитор Макс Позин. В разные годы состав ансамбля то сужался, то расширялся, одни программы Pustozwet носили чисто акустический, другие – электронно-акустический характер, но всегда отличались полным пренебрежением какими-то стилистическими границами. Характер «кирпичиков» из которых складывались композиции Pustozwet Позина и его коллег интересовал в последнюю очередь.
В этом эстетическом ключе выполнен и Astralis. Альбом записывался на нескольких площадках в Санкт-Петербурге, включая и такую необычную, как одна из станций городского метрополитена. Pustozwet в этом проекте работал в формате квартета. Макс Позин и Игнат Хлобыстин играют здесь на разных видах флейт, Макс оперирует также препарированной трубой и обычным спортивным свистком (вроде тех, которыми пользуется, например, футбольный арбитр), Софья Скобелева играет на флюгельгорне и прото-валторне корно-да-качча. Четвертый участник квартета, саксофонист Владимир Лучанский, нашим читателям знаком лучше: сайт обозревал ряд проектов с его участием. Автором всей музыки Astralis является Макс Позин.
В академический час с небольшим звучания альбома вошло шесть композиций. Холодноватая изощренность саунда вкупе со сложными структурными метаморфозами поначалу заставили подсознание искать какие-то близкие ему ассоциации, отыскались они почему-то в литературе, конкретнее – во «Властелине колец». Всегда уважал и ценил Толкина, но фанатом себя не считаю, а тут стартовая Sub Rosa живо напомнила странствия хоббитов в потенциально угрожающем древнем лесу до их встречи с Бомбадилом, а мрачный Hymn – о том, как суровые Мглистые горы вместе с магическими силами не дали отряду Хранителей перевалить через Карадрас. Затем, видимо, эстетический шок в подсознании улегся, вся литературщина испарилась, и все последующие эпизоды – самую длинную композицию альбома, пятнадцатиминутную Modern Minstrels, пятичастный Pentacle и так далее – с их переплетением голосов различных инструментов, парадоксальными переходами, постоянно меняющейся структурой и темпом музыки, мгновенно складывающимися и тут же рассыпающимися дуэтами и трио – воспринимались как картины на разных гранях медленно и величественно вращающегося во всех пространственных плоскостях правильного многогранника, типа какого-нибудь додекаэдра, глубоко запрятанным центром которого являются идеи автора этой музыки – Макса Позина.
Конечно, ничего общего с «обычным» джазом такая музыка не имеет, не слишком близка она и к свободной неидеоматической импровизации, больше общего тут с современным академическим авангардом. Но в любом случае музыка Pustozwet остается талантливой, интересной и необыкновенно притягательной.
Аргентинского саксофониста Родриго Домингеса ранее мне доводилось слышать лишь однажды, на концертном альбоме импровизационной музыки, записанном в Буэнос-Айресе известным итальянским авангардным гитаристом Энцо Рокко с местными партнерами. Там ...
Совершенно новые и незнакомые для автора этих строк американские музыканты представлены в коллективе Room 31. Духовик Грег Синибальди и ударник Марлон Паттон впервые встретились в 2008 году, когда они оба играли в группе Kenosha Kid . Уже тогда они ...
Вслед за студийным Quia Nesciunt Quid Faciunt (2023) петербургская группа Roz Vitalis представила свои поклонникам новый концертный альбом, только на сей раз не на итальянском, а на российском лейбле. Это запись концерта, который группа дала в ...
Расселл Бреннон – региональный ветеран канадской музыки. Его карьере уже более шестидесяти лет. Гитарист и композитор Бреннон живет в городе Дартмуте, Новая Шотландия. Начинал он в конце 50-х под влиянием музыки Чета Аткинса, The Ventures , Ховарда ...
Канадская виолончелистка с необычным именем Сахара фон Хаттенбергер родом из Ванкувера, Британская Колумбия. Она получила классическое образование в SchulichSchoolofMusicв Университете МакГилла в Монреале. В 2019-2020 годах Сахара сразу после ...
В джазе состав из десяти человек – это нечто промежуточное: то ли большое комбо, то ли маленький биг-бэнд. Для такого формата даже придумано специальное определение: mid-size band. Но это большей частью касае6тся джазового мэйнстрима. А поглядите на ...
Сатоко Фудзии – музыкант по-своему уникальный. Уроженка Токио, эта пианистка и композитор имеет дипломы двух таких престижных заведений, как колледж Беркли и Консерватория Новой Англии. Среди ее педагогов были весьма известные люди, как, скажем, ...
В начале апреля 2019 года в Саарбрюккене, столице самой западной немецкой земли, проходил фестиваль авангардного джаза под названием FreeJazzSaar 2019. Одним из хедлайнеров мероприятия был заявлен знаменитый американский музыкант Чарльз Гейл. ...
Что и говорить, имена на обложке этого альбома весьма громкие. Правда, возможно в наших краях пианиста Эдварда Саймона знают похуже, чем басиста Скотта Колли, работавшего с Кармен МакРей, Джимом Холлом, Эндрю Хиллом, Хэнкоком, Скофилдом и Крисом ...
Думаю, этот альбом основательно разрушит сложившиеся стереотипы о том, как должна звучать бразильская самба. Во-первых, самба никому ничего не должна, это свободная музыка свободных людей из Бразилии, а во-вторых, трио Серджиу Краковского в ...
Если Вам знакомы и нравятся фильмы Эмира Кустурицы, музыка Горана Бреговича и ансамбля того же Кустурицы No Smoking Orchestra , то вам наверняка будет интересен лондонский ансамбль shunTA! и его дебютный альбом At The Kafana. Вы погрузитесь в ту же ...
На иврите словосочетание Siach HaSadeh имеет двойное значение: это и «полевые растения», и «медитация в полях». Еврейские толкователи писания учили, что каждое растение поет свою уникальную песню, а вместе эти песни, сливаясь, создают священную ...