Удивительно, как книги Харуки Мураками, в частности роман 1Q84, оказали влияние на творчество музыкантов в разных странах. Совсем недавно, в октябре, мне довелось писать об альбоме канадской виолончелистки Сахары фон Хаттенбергер 1Q84, созданном после знакомства с этим романом. Оказалось, что на другом конце планеты российский гитарист и композитор Алексей Шаповалов также оказался под глубоким впечатлением от 1Q84 и первый, дебютный альбом своей группы FILUM, назвал 2Q2Q – тоже в связи с этим произведением. Об этом, как и о многом другом, о своем пути в музыке, о работе над альбомом, ставшим итогом определенного этапа в его творчестве, Алексей рассказывает сам в большом и очень откровенном (если хотите – исповедальном) тексте, размещенном вот здесь: https://vk.com/wall182188176_2397.
Собственно говоря, для тех, кто хочет больше узнать об истории появления 2Q2Q этого более, чем достаточно. А для остальных позволю себе только конспективно сообщить, что Алексей Шаповалов живет в Москве, по образованию он архитектор, но сейчас полностью посвятил себя музыке. Играть начинал в рок-группе, тогда же начал сочинять музыку, увлекался джазом и музыкой фьюжн . С 2015 года начал собирать свой коллектив, параллельно рождались новые авторские пьесы. Процесс создания группы был весьма долгим, через нее прошло много музыкантов. Но в результате все же родился полноценный (около часа звучания) альбом из двенадцати треков, а все музыканты, принявшие участие на разных стадиях в работе над 2Q2Q, перечислены ниже.
Сам Алексей рассматривает этот альбом, как концептуальный и, как он пишет в коротком пресс-релизе, «Альбом повествует о жизни внутри десятилетия непрекращающихся глобальных кризисов, в которое загнала нашу цивилизацию мистическая ошибка вселенной — мы оказались в параллельном "неправильном" временном измерении, с чуждыми нам ценностями и непрогнозируемым будущим.» Понятно, что и пандемия, и чудовищный военный конфликт, оказали серьезное влияние на музыку, рождавшуюся, в том числе, под аккомпанемент сначала локдауна, а потом сводок с фронта.
Программу альбома Алексей выстроил так, что прологом и двумя интерлюдиями (Filum I - Filum III) он как бы делит треки на несколько блоков, а в целом альбом напоминает, при всей условности такого определения, связанную общим замыслом сюиту. В музыке Шаповалова есть отзвуки различных влияний: скажем, в лиричной пьесе Waltzin' In The Rain мне послышалось нечто барочное, а старт Last Rainbow напомнил о фри-джазе. Но в дальнейшем и в этой пьесе, и в других треках наиболее мощным мне показалось влияние музыки фьюжн времен ее расцвета, 70-х годов прошлого века. К сожалению, позже фьюжн выродился в самоповторы, демонстрацию технических возможностей исполнителей, и лишь в новом веке, под ярлычком «нео фьюжн» началось постепенное возрождение лучших традиций, к чему, как видим, приложил руку и Алексей Шаповалов с коллегами. Во всяком случае, в его музыке есть душа, есть и мысль. Понятно, новое слово в музыке Алексей этой работой не сказал, это вообще дано немногим, но он сказал СВОЕ слово, сказал искренне, креативно и на очень приличном уровне. Дебют явно удался, альбом наверняка найдет своего слушателя, а FILUM Алексея Шаповалова можно лишь пожелать дальнейшего движения вперед, к новым высотам.
Альбом Ады Роватти The Hidden World of Piloo вызвал у меня сложную гамму эмоций. Почему? Об этом чуть позже, а начать лучше с фактической стороны вопроса. Итак, - Ада Роватти, саксофонистка и композитор (сама себя она считает в первую очередь именно ...
Канадская певица Эме-Жо Бенуа живет и работает в Калгари, крупнейшем городе провинции Альберта. Это опытный мастер, имеющая на своем счету несколько альбомов с разными коллективами, а личную дискографию Бенуа открыла в 2020 году альбомом Borjoner. ...
Басист из Монреаля Ален Бедар – один из самых опытных и известных на общенациональном уровне джазовых музыкантов Канады, а уж в своей родной франкоязычной провинции Квебек, где он начинал карьеру еще в 80-х годах, - тем более. Много лет основным ...
Французский саксофонист и композитор Алекс Маделин записывал свой дебютный альбом Unexpected Direction в Нью-Йорке, мировой столице джаза, где он живет и работает уже много лет. Алекс родился в нормандском городе Кан, музыкой начал заниматься в ...
У концерта, конечно, есть масса преимуществ перед чисто студийной записью: трансляция энергетики со сцены в зал, подпитывающей и слушателей, и исполнителей, ощущение Чуда Музыки, рождающейся на твоих глазах… Но есть и крупный недостаток: концерт ...
Понятие «бразильский джаз» столь же расплывчато и неопределенно, как и, скажем, джаз польский, французский или датский. Кроме географии тут ничего не объединяет музыкантов, придерживающихся самых различных направлений. В Штатах и Европе больше всего ...
Азербайджанская джазовая пианистка и композитор Амина Фигарова хорошо известна на мировой джазовой сцене. Она – из вундеркиндов, начала играть на фортепьяно, когда ей было только два годика. В 1982 году она поступила в Бакинскую консерваторию, а ...
Глубокое погружение в мир, для многих малоизвестный и притягательный своей экзотикой для людей, воспитанных западной культурой, мир традиционной музыки Ирана. Проводником в этом погружении для слушателей альбома Ajdad – Ancestors. Echoes of Persia ...
Андреа Суперстайн, канадская вокалистка и композитор из Ванкувера, смотрит на нас, смотрит на мир с обложки своего альбома Oh Mother. Смотрит другими глазами. Другими, потому что она недавно стала матерью, а такое событие чаще всего кардинально ...
Энди Эзрин – пианист универсальный. Играть он начал рано: первое профессиональное выступление состоялось, когда юному пианисту было всего 12 лет. Он рос в годы расцвета фьюжн, и впитал в своей музыке идеи крупнейших мастеров этого стиля – от Джорджа ...
Если бы я делал не обзор альбома, а писал развернутую статью о творчестве австралийской басистки и композитора Анны Баттерс, то назвал бы ее «Пять принципов Анны Баттерс». Впрочем, привести эти постулаты стоит и в этом обзоре, потому что, приступая ...
Очень легко впасть в апологетику, комментируя новую работу Аркадия Шилклопера New Hornology. Впрочем, автора этих строк можно извинить: с Аркадием Шилклопером у «Jazz-Квадрата» связано слишком многое. Самый первый номер журнала вышел в свое время ...