Канадская виолончелистка с необычным именем Сахара фон Хаттенбергер родом из Ванкувера, Британская Колумбия. Она получила классическое образование в SchulichSchoolofMusicв Университете МакГилла в Монреале. В 2019-2020 годах Сахара сразу после окончания учебы отправилась в Японию, где много гастролировала по стране и выступала в качестве солистки. Любовь к этой стране она, похоже, сохранила навсегда. Уже по возвращении в Канаду она организовала DuoKogarashi, ансамбль который продвигает работы японских и канадских композиторов, да и в принципе Сахара много делает для укрепления культурных связей между странами. Участвует она и в работе Chamber Orchestra of New York, а живет "на два дома" - между Монреалем и Нью-Йорком.
Свой дебютный альбом, который издает Odd Sound, Сахара фон Хаттенбергер сразу сделала в формате 2СD, что довольно смело для дебюта. Первую (и большую) часть альбома составляет «Сюита для виолончели и джазового фортепьянного трио» в шести частях, сочиненная французским композитором Клодом Боллингом (1930-2020). Творчество этого мастера, равно любившего джаз и академическую музыку, очень близко канадской виолончелистке, а его сюита относится к числу ее любимых сочинений. В альбоме она представлена в интерпретации Сахары с участием пианистки Джоанны Канг, басиста Адриана Ведади и ударника Джима Доксаса. Сюита Боллинга была написана в 1984 году и отражает чувства и тревоги, владевшие французским композитором в то время. В наши дни в версии Сахары фон Хаттенбергер она звучит вполне современно, отражая и мастерство Сахары и ее коллег, и чувства, которые волнуют музыкантов сегодня. На мой вкус, академическая традиция превалирует в этой версии, но и джазовые интонации вполне ощутимы.
Вторая часть альбома кажется более джазовой. С этой частью связано и название альбома, цитирующее название одного из известных фантастических произведений японского писателя Харуки Мураками. Его героиня живет все в том же 1984 году, но одновременно путешествует в параллельной реальности под названием 1Q84. В этой части Сахара и то же фортепьянное трио исполняют пьесы современных авторов – Малкольма Сэйлора (Night Path), Реми Ле Бёфа (Air Chrysalis и Running Up That Hill – в основе этой композиции лежит музыка знаменитой Кейт Буш) и Джеффри Фонга (Rondo Squilibrato). Музыка очень эмоциональная, богатая неожиданными поворотами ведущей темы и дающая возможность демонстрации своего незаурядного мастерства и креативности всем исполнителям и, конечно же, в первую очередь – очень талантливой и самобытной фонографической дебютантке – Сахаре фон Хаттенбергер.
Знаете, чем хорош традиционный джаз? Это, пожалуй, единственное направление в джазе, которое дарит своим слушателям ощущение праздника и даже – чуда. Это напоминает цирк, где все ярко, где все непохоже на повседневность и где у детей горят глаза в ...
Два года назад мне довелось на этих электронных страницах рассказывать об альбоме трио Торда Густавсена Opening (2022, ECM). Трио – в принципе любимый формат норвежского пианиста, но тот альбом знаменовал рождение нового состава трио, где к Торду и ...
Состав этого трио по инструментам столь же необычен, как какой-нибудь тропический цветок на заурядной городской клумбе в условной Йошкар-Оле: труба – вибрафон (маримба) – аккордеон. Когда музыканты Triad выгружали свои инструменты перед первым ...
Нью-йоркский австралиец из города Перт Трой Робертс, трехкратный номинант Грэмми, может быть очень разным: он может играть типичный мэйнстрим и музыку, близкую к фанку, как в серии его проектов Nu Jive, может играть только на своем любимом ...
Понятно, братья Такеры далеко не так известны в джазе, как, скажем, братья Брекеры, но у себя на Среднем Западе США, точнее в Индиане, а еще точнее в Индианаполисе, они – люди и популярные, и весьма уважаемые. Гитарист Джоэль Такер, закончивший в ...
Почти год назад на нашем сайте появился обзор альбома Archaisms I (2023, defkaz), созданного дуэтом двух ударников, Тайшона Сори и Адама Рудольфа в духе свободной импровизации: то была запись их совместного выступления в одном из нью-йоркских залов ...
Первая для нашего сайта встреча с польским джазовым квинтетом из Познани Unleashed Cooperation. Его лидером является саксофонист Кшиштоф Кушмерек, а саунд группы строится на сочетании выдвинутых на авансцену двух духовых (саксофоны Кушмерека и труба ...
На пианиста по имени Виджай Айер я «положил глаз» еще много лет назад, опубликовав в 2004 году на страницах "Jazz-Квадрата" большой материал об этом музыканте. Что привлекло внимание к Виджаю Айеру помимо очевидных успехов на ниве джаза? Во-первых, ...
Своим значимым местом на джазовой карте России старинный северный город Архангельск обязан двум своим землякам, двум Владимирам Петровичам. Но если Владимир Петрович Тарасов рано покинул Архангельск и перебрался в Вильнюс, где стал участником ...
Ни имен исполнителей, ни названия альбома на этой обложке нет. Поэтому предлагаю всем поклонникам авангардного джаза и свободной импровизационной музыки просто запомнить эту желто-белую картинку и постараться не пропустить альбом Central Park's ...
Признаюсь, мне понадобилось какое-то время, чтобы осознать: фраза на обложке альбома («Трое из нас – из Хьюстона, а Ройбен нет») – это и есть его название. Ну, Уолтер Смит Третий, ну, оригинал! Впрочем, чему тут удивляться: Техас, Штат Одинокой ...
Верный признак приближения Рождества – все более частое появление в редакционной почте информации об альбомах и синглах соответствующей тематики. И порой знакомишься с такими работами, пройти мимо которых просто грех, как в случае с американской ...