На тубе играли еще во времена архаичного джаза, но на первых ролях этот инструмент никогда не был, а с развитием таких направлений, как свинг, а затем боп, и вовсе ушел в тень: духовой бас уступил место басу струнному, контрабасу. Туба появлялась эпизодически в больших составах «прогрессивного» джаза, но только фри-джаз и последующие этапы развития джазового авангарда привели к пересмотру отношения к этому инструменту. Тубисты высокого класса все равно остаются, так сказать, «штучным товаром». Можно вспомнить Дона Баттерфилда, Дэйва Бержерона, больше запомнившегося в качестве тромбониста Blood, Sweat & Tears, а самым выдающимся мастером игры на тубе в джазе я бы назвал покинувшего нас пару лет назад Ховарда Джонсона. Есть интересные тубисты и на европейской сцене: яркий француз Мишель Годар, итальянец ДжанКарло Скьяффини (тоже большей частью все же тромбонист) и – выдвинувшийся в элитную группу мастеров этого инструмента уже в новом веке норвежец Даниэль Херскедаль (р.1982), причем для него туба – это основной инструмент.
Херскедаль изучал джаз в консерватории Тронхейма, а технику игры на тубе шлифовал в консерватории Копенгагена. У Даниэля собралась уже солидная дискография. Работает он преимущественно со своими скандинавскими коллегами, но европейское имя, безусловно, уже приобрел. Последние свои альбомы Херскедаль издает на энергичном британском лейбле Edition Records, а новейший альбом A Single Sunbeam выпустил его импринт E2 Music. Для поклонников творчества Херскедаля это приятный подарок, а для тех, кому этот музыкант еще незнаком – отличный способ за 37 минут почувствовать, «чем дышит» его музыка.
Осмелюсь сказать, что дышит она не только (а для кого-то – даже не столько) джазом. Никакой связи с афроамериканской джазовой традицией, очевидной у американского авангардиста Ховарда Джонсона, у Даниэля Херскедаля незаметно, а вот с традицией современной академической музыки у выпускника двух европейских консерваторий общего куда больше. Но есть и еще один, весьма важный в музыке Даниэля компонент – это фольклор. Не зря еще в студенческие годы он, наряду с джазом, изучал йойк – традиционную вокальную музыку саамов, жителей скандинавского Севера, музыку, носящую во многом сакрально-ритуальный характер. Композитор Херскедаль (на A Single Sunbeam звучит только его авторская музыка) в своих недлинных пьесах на редкость искусно соединил в единое целое и новый джаз, и современный академизм, и саамский йойк.
Реализовать эти идеи при записи альбома A Single Sunbeam ему помогали молодая вокалистка, саамка по происхождению, Марья Мортенссон, скрипач Ола Квернберг (для нового альбома Херскедалю показалось более уместным ввести в состав скрипку вместо фортепьяно, присутствовавшего, например, в его недавнем проекте Voyage (2019), а также уже работавший с ним ранее ударник Хельге Андреас Норбаккен. Все карты раскрываются уже в стартовой композиции To Render In Paint – торжественное, гимноподобное звучание, потусторонний голос Марьи: кажется, что присутствуешь на некоей религиозной церемонии, но отнюдь не в христианском храме. Правда, судя по следующим пьесам, церемония заканчивается, и ты просто оказываешься один на один со скандинавским Севером: потрясающе красивым и холодно-жестоким. Низкий голос тубы напоминает ледяной ветер, а голос женщины, редкие всхлипы скрипки и неумолимый ритм ударных нашептывают, что и жизнь, и красота возможны и в этих местах, только очень уж особый характер они здесь приобретают. Лучшими (для себя) композициями альбома я назвал бы Light A Candle и титульную A Single Sunbeam: именно они вызвали у автора этих строк вышеописанные эмоции. А в целом музыка Даниэля очень медитативна, спокойна, все эмоции спрятаны глубоко-глубоко – и это приводит к парадоксальному, как может показаться выводу: сплав различных стилистик в альбоме норвежского композитора и тубиста можно, с известной долей условности, определить одним термином: эмбиент, полярный эмбиент от Даниэля Херскедаля и его коллег.
Во многих регионах Южного полушария, а особенно в Австралии произрастает трава рода спинифекс. Ее отличает удивительная жизнестойкость и способность выживать на самых неблагоприятных почвах – на камне и в песках. Ансамбль Spinifex, работающий в ...
Пятеро немолодых джентльменов и столь же немолодая леди на обложке представляемого нами альбома We See – это секстет тромбониста Стива Дэвиса (крайний слева на фотографии), записавший его 1 октября 2024 года на концерте в нью-йоркском клубе Smoke. ...
Хотя все участники этого проекта живут и работают в Торонто, сам он носит характер глобальный – и относительно программы альбома, и относительно этнических корней исполнителей. Особенно затейливо переплетены этнические корни у его главной ...
Последовательно и упорно американский пианист Тейлор Эйгсти прокладывает себе путь в джазовую элиту. По рождению он – калифорниец, играть на фортепьяно начал в четыре года и занимается этим с успехом до сих пор. Полный список всех тех, с кем он ...
Любители авангардного джаза наверняка хорошо знают лейбл Джона Зорна Tzadik и одну из его популярнейших серий «Радикальная еврейская культура». Новый релиз 577 Records , похоже, бросает Зорну конкурентный вызов, особенно в случае, если здесь будут ...
Когда-то давно свою книгу об истории джаза Руди Блеш назвал Shining Trumpets («Сияющие трубы»). Именно блистательную мощь духовых он сделал символом джаза. Для многих людей они остаются таким символом и по сей день. Судя по пресс-релизу к выпуску ...
Джейми Баум, одна из лучших флейтисток современного джаза и талантливый композитор, в особых представлениях не нуждается. Ее музыка представляет собой весьма привлекательный коктейль из джаза, академической музыки (Джейми в свое время ...
Пять лет спустя нашей первой встречи с французским квартетом The Soul Jazz Rebels, случившейся в связи с выходом его второго, одноименного, альбома, могу засвидетельствовать, что квартет сохранил свое лицо – неизменный и достаточно оригинальный (без ...
Знаете, чем хорош традиционный джаз? Это, пожалуй, единственное направление в джазе, которое дарит своим слушателям ощущение праздника и даже – чуда. Это напоминает цирк, где все ярко, где все непохоже на повседневность и где у детей горят глаза в ...
Два года назад мне довелось на этих электронных страницах рассказывать об альбоме трио Торда Густавсена Opening (2022, ECM). Трио – в принципе любимый формат норвежского пианиста, но тот альбом знаменовал рождение нового состава трио, где к Торду и ...
Состав этого трио по инструментам столь же необычен, как какой-нибудь тропический цветок на заурядной городской клумбе в условной Йошкар-Оле: труба – вибрафон (маримба) – аккордеон. Когда музыканты Triad выгружали свои инструменты перед первым ...
Нью-йоркский австралиец из города Перт Трой Робертс, трехкратный номинант Грэмми, может быть очень разным: он может играть типичный мэйнстрим и музыку, близкую к фанку, как в серии его проектов Nu Jive, может играть только на своем любимом ...