Giuseppe Doronzo / Andy Moor / Frank Rosaly - Futuro Ancestrale
11.02.2024
Живущий в Нидерландах итальянский саксофонист и композитор Джузеппе Доронцо немного знаком нашим читателям по обзорам двух альбомов интернационального ансамбля AVA Trio с его участием. А сейчас Джузеппе представляет Futuro Ancestrale, альбом своего нового трио, изданный португальским лейблом из Лиссабона Clean Feed Records. Это концертная запись, сделанная в июне 2022 года в известнейшем амстердамском джазовом клубе Бимхейс. Вместе с Доронцо в тот день на сцену вышли Энди Мур и Фрэнк Росали.
Интрига тут кроется уже в самом составе: на сцене оказались вместе люди трех разных поколений. Самый старший в этом трио – английский гитарист Энди Мур (р.1962), также живущий с 1990 года в Нидерландах. Начинал он в 80-е годы в составе пост-панковой шотландской группы Dog Faced Hermans, потом играл в голландской группе The Ex, интернациональном нео-клезмерском составе Kletka Red, а в последние годы больше работает в сфере джазового авангарда, например, в квартете Lean Left с Кеном Вандермарком и Палом Нильсен-Лавом. Ударник Фрэнк Росали (р.1974) – американец с пуэрториканскими корнями, родившийся в Аризоне, а потом работавший и в Лос-Анджелесе, и в Чикаго, а с 2016 года тоже живущий в Амстердаме. Фрэнк играет как джаз, так и рок, но больше тяготеет к импровизационной музыке. Наконец, сам Джузеппе Доронцо (р.1987), уроженец Южной Италии и самый молодой в составе. Он играет на баритон-саксофоне, сочиняет музыку, в том числе для кино и участвует во многих коллаборационных проектах. Доронцо неравнодушен к музыке неевропейских музыкальных культур, вот и в этом проекте помимо баритон-саксофона он играет и на традиционной иранской волынке.
Программа альбома довольно компактна, но в нее вместились четыре композиции: две длинные, за десять минут звучания, сочиненные Доронцо, и две покороче, плод коллективного творчества музыкантов трио, надо думать, коллективной импровизации. Мне больше пришлись по душе объемные пьесы Доронцо, особенно Hopscotch («Игра в классики»), с явной отсылкой в названии к знаменитой книге аргентинского писателя (и большого поклонника джаза) Хулио Кортасара. Подобно головоломной нелинейной структуре книги Кортасара, музыка и структура этой композиции также непредсказуема, она напоминает величественное здание, облик которого ежесекундно трансформируется в нечто иное, но не менее впечатляющее. Особенно эффектно, на мой вкус, выглядели унисонные партии Доронцо и Мура. По-своему хороша и финальная Digging the Sand, композиция в целом более спокойная, с эффектной игрой баритон-саксофона и чем-то вроде шаманского заклинания на старте (пресс-релиз упоминает традиционную музыку Эфиопии и Лесото) – возможно, африканские мотивы проявились именно здесь. Зато с мотивами иранскими проще: в очень бурной композиции Magma звучание традиционной иранской волынки причудливо смешивается с изломанной ритмикой ударных и острыми гитарными пассажами. Примерно также выглядит и стартовый трек Neptune, с заменой волынки на более привычный Доронцо баритон-саксофон и с энергичными гитарными репликами Мура. Хочется думать, что эта коллаборация трех ярких музыкантов получит продолжение, благо все они сейчас работают в одном городе.
Знаете, чем хорош традиционный джаз? Это, пожалуй, единственное направление в джазе, которое дарит своим слушателям ощущение праздника и даже – чуда. Это напоминает цирк, где все ярко, где все непохоже на повседневность и где у детей горят глаза в ...
Два года назад мне довелось на этих электронных страницах рассказывать об альбоме трио Торда Густавсена Opening (2022, ECM). Трио – в принципе любимый формат норвежского пианиста, но тот альбом знаменовал рождение нового состава трио, где к Торду и ...
Состав этого трио по инструментам столь же необычен, как какой-нибудь тропический цветок на заурядной городской клумбе в условной Йошкар-Оле: труба – вибрафон (маримба) – аккордеон. Когда музыканты Triad выгружали свои инструменты перед первым ...
Нью-йоркский австралиец из города Перт Трой Робертс, трехкратный номинант Грэмми, может быть очень разным: он может играть типичный мэйнстрим и музыку, близкую к фанку, как в серии его проектов Nu Jive, может играть только на своем любимом ...
Понятно, братья Такеры далеко не так известны в джазе, как, скажем, братья Брекеры, но у себя на Среднем Западе США, точнее в Индиане, а еще точнее в Индианаполисе, они – люди и популярные, и весьма уважаемые. Гитарист Джоэль Такер, закончивший в ...
Почти год назад на нашем сайте появился обзор альбома Archaisms I (2023, defkaz), созданного дуэтом двух ударников, Тайшона Сори и Адама Рудольфа в духе свободной импровизации: то была запись их совместного выступления в одном из нью-йоркских залов ...
Первая для нашего сайта встреча с польским джазовым квинтетом из Познани Unleashed Cooperation. Его лидером является саксофонист Кшиштоф Кушмерек, а саунд группы строится на сочетании выдвинутых на авансцену двух духовых (саксофоны Кушмерека и труба ...
На пианиста по имени Виджай Айер я «положил глаз» еще много лет назад, опубликовав в 2004 году на страницах "Jazz-Квадрата" большой материал об этом музыканте. Что привлекло внимание к Виджаю Айеру помимо очевидных успехов на ниве джаза? Во-первых, ...
Своим значимым местом на джазовой карте России старинный северный город Архангельск обязан двум своим землякам, двум Владимирам Петровичам. Но если Владимир Петрович Тарасов рано покинул Архангельск и перебрался в Вильнюс, где стал участником ...
Ни имен исполнителей, ни названия альбома на этой обложке нет. Поэтому предлагаю всем поклонникам авангардного джаза и свободной импровизационной музыки просто запомнить эту желто-белую картинку и постараться не пропустить альбом Central Park's ...
Признаюсь, мне понадобилось какое-то время, чтобы осознать: фраза на обложке альбома («Трое из нас – из Хьюстона, а Ройбен нет») – это и есть его название. Ну, Уолтер Смит Третий, ну, оригинал! Впрочем, чему тут удивляться: Техас, Штат Одинокой ...
Верный признак приближения Рождества – все более частое появление в редакционной почте информации об альбомах и синглах соответствующей тематики. И порой знакомишься с такими работами, пройти мимо которых просто грех, как в случае с американской ...