В джазе состав из десяти человек – это нечто промежуточное: то ли большое комбо, то ли маленький биг-бэнд. Для такого формата даже придумано специальное определение: mid-size band. Но это большей частью касае6тся джазового мэйнстрима. А поглядите на состав Šalter Ensemble? Да, есть труба, саксофон, но еще и скрипка, аккордеон, колесная лира, вокал и очень много электроники. С традицией, да и с джазом в целом в классическом понимании этот коллектив ничего общего не имеет. Здесь царят свободная импровизация и современный академизм с очень гибким динамическим равновесием между электроникой и акустикой, музыкой заранее сочиненной и импровизацией. Ансамбль интернационален. В нем представлены словенские, швейцарские и австрийские музыканты, а также известный петербургский авангардный исполнитель и композитор Илья Белоруков. Он же принял непосредственное участие в подготовке к изданию альбома 3 dela.
Это не первый альбом организованного в 2017 году по инициативе швейцарского аккордеониста Йонаса Кохера ансамбля. В 2021 году Šalter Ensemble уже выпускал проект под столь же лаконичным словенским названием Štiri dela. Состав коллектива тогда был несколько другим, но вот принцип оформления обложки и в новой работе остался тем же, лишь с изменением фона. 3 dela – это действительно три композиции, сочиненные участниками Šalter Ensemble. Первые две пьесы были записаны осенью 2023 года на концерте в филармонии Любляны в Словении, а третья – это также концертная запись, сделанная несколько раньше, в мае 2023 года в швейцарском городе Биле.
Для проекта, участники которого лишь время от времени собираются из разных стран для совместных выступлений, импровизационная свобода и взаимопонимание партнеров, музыкальное «чувство локтя» приобретают особое значение. Это – общий знаменатель всех трех, очень разных композиций. В пьесе словенского басиста и электронщика Томажа Грома My Wish Your Command тон задает механическое, я бы сказал, назойливое звучание ударных, к которому подстраиваются и вступают в свободной диалог другие инструменты. Цитирую автора по очень глубоким и обстоятельным liner notes Приможа Трдана, отслеживающего в своей статье роль композитора с XIX века и до наших дней: «Комбинации и манипуляции звуковых элементов отражают сложность взаимодействия отношений между человеком и обществом и побуждают задуматься, как отдельные инициативы сталкиваются с внешним давлением и как можно сохранить свою автономию и целостность в этом диалоге». Совсем по-иному выстраивают свою пьесу Interstices / Interferences швейцарцы Йонас Кохер и Гауденц Бадрутт. Динамики здесь существенно меньше, авторы исследуют в первую очередь соотношение сонористических эффектов (включая человеческий голос ) и тишины, случайными световыми сигналами показывая партнерам, когда необходимо останавливать звучание их инструментов. Наконец, композитор и пианистка из австрийского Граца Элизабет Харник в композиции šum II делает стержнем своей работы текст поэмы Mushrooms американки Сильвии Платт в исполнении Ирены Томажин. Безусловно, сложная, достаточно герметичная музыка Šalter Ensemble рассчитана на весьма подготовленного слушателя, разделяющего с ее создателями идеи экспериментального звучания. 3 dela изначально не рассчитана на широкую аудиторию, но без таких авангардно-эстетских проектов музыкальная сцена выглядела бы значительно беднее.
(Gaudenz Badrutt – electronics; Estelle Beiner – vi; Ilia Belorukov – sax; Tomaž Grom - b, electronics; Elisabeth Harnik – p, objects; Josef Klammer - augmented perc; Jonas Kocher – acc; Samo Kutin - hurdy gurdy; Alfred Lang – tp; Irena Z. Tomažin – voice;)
Совсем недавно, в начале этого года, мы смаковали Futuro Ancestrale, дебютный альбом нового коллектива живущего в Нидерландах итальянского баритон-саксофониста и композитора Джузеппе Доронцо, записанный им в содружестве с Энди Муром и Фрэнком ...
Благодаря релизам бруклинского лейбла 577 Records, мы уже дважды могли услышать «в деле» живущую в США японскую саксофонистку Аюми Ишито. В альбоме Open Question Vol.1 (2022) она более, чем достойно вела диалог с многоопытным Дэниэлом Картером в ...
Для британского ансамбля с сочным названием Bag Of Bones (возможно, по книге Стивена Кинга) альбом No One Gets Saved является дебютным. Но участники ансамбля (это квартет) – отнюдь не новички на лондонской джазовой сцене. Все они принадлежат к ...
Вот и первая ласточка нового 2024 года! Альбом Ú ltimo Sosiego (что-то типа «Последний мир» в переводе с испанского) увидит свет в самом начале января будущего года на авангардном лейбле из Бруклина 577 Records. Его создатели – чилийский дуэт ...
… И конечно же я «купился» на название этого альбома, точнее, на имя его создателя. Получив соответствующий линк, я сразу решил, что речь идет о выдающемся джазовом пианисте Билле Эвансе, что Who I Am – это некий сборник его известнейших пьес (а ...
Имя Билла Фризелла (так и хочется сказать: на обложке альбома, но в данном случае на обложке нет никакого текста) – это всегда своеобразный маркер качественной и креативной музыки, а в альбоме Breaking The Shell с ним работают еще и весьма ...
Новая работа канадского флейтиста Билла МакБирни, старого и доброго знакомого нашего сайта, имеет особый смысл. Он выражен уже в названии нового альбома: Reflections (for Paul Horn). Но Билл добавляет еще и специальное посвящение: «Этот альбом ...
Одного взгляда на обложку альбома с портретом Билли Прайса достаточно, чтобы понять, что имеешь дело не с гламурной тинейджерской поп-звездой. С обложки на нас глядит человек, явно повидавший жизнь с разных сторон – наверное, таким и должен быть ...
Продолжаем следить за стремительно развивающейся карьерой бывшего вундеркинда, а теперь уже просто очень талантливого молодого джазового пианиста, 18-летнего на данный момент Брендона Голдберга. Три года назад мы публиковали обзор его предыдущего, ...
«Слияние» - так можно перевести на русский название альбома канадца Бретта Хансена. Похоже, в этой дебютной для него работе слились воедино весь профессиональный опыт гитариста и композитора из Эдмонтона, Альберта, все его умение работать в качестве ...
Мальтийские джазмены – редкие гости на нашем сайте, поэтому альбом саксофониста и композитора Карло Муската вызывает естественный интерес. Первые шаги в музыке и первое признание Карло получил на родине, в 2012 году с успехом выступил на мальтийском ...
15 марта, прямо к 86-му дню рождения Чарльза Ллойда, вышел его новый альбом The Sky Will Still Be There Tomorrow. Это уже одиннадцатый подряд альбом знаменитого саксофониста, флейтиста и композитора под логотипом Blue Note: с 2015 года, по ...