В джазе состав из десяти человек – это нечто промежуточное: то ли большое комбо, то ли маленький биг-бэнд. Для такого формата даже придумано специальное определение: mid-size band. Но это большей частью касае6тся джазового мэйнстрима. А поглядите на состав Šalter Ensemble? Да, есть труба, саксофон, но еще и скрипка, аккордеон, колесная лира, вокал и очень много электроники. С традицией, да и с джазом в целом в классическом понимании этот коллектив ничего общего не имеет. Здесь царят свободная импровизация и современный академизм с очень гибким динамическим равновесием между электроникой и акустикой, музыкой заранее сочиненной и импровизацией. Ансамбль интернационален. В нем представлены словенские, швейцарские и австрийские музыканты, а также известный петербургский авангардный исполнитель и композитор Илья Белоруков. Он же принял непосредственное участие в подготовке к изданию альбома 3 dela.
Это не первый альбом организованного в 2017 году по инициативе швейцарского аккордеониста Йонаса Кохера ансамбля. В 2021 году Šalter Ensemble уже выпускал проект под столь же лаконичным словенским названием Štiri dela. Состав коллектива тогда был несколько другим, но вот принцип оформления обложки и в новой работе остался тем же, лишь с изменением фона. 3 dela – это действительно три композиции, сочиненные участниками Šalter Ensemble. Первые две пьесы были записаны осенью 2023 года на концерте в филармонии Любляны в Словении, а третья – это также концертная запись, сделанная несколько раньше, в мае 2023 года в швейцарском городе Биле.
Для проекта, участники которого лишь время от времени собираются из разных стран для совместных выступлений, импровизационная свобода и взаимопонимание партнеров, музыкальное «чувство локтя» приобретают особое значение. Это – общий знаменатель всех трех, очень разных композиций. В пьесе словенского басиста и электронщика Томажа Грома My Wish Your Command тон задает механическое, я бы сказал, назойливое звучание ударных, к которому подстраиваются и вступают в свободной диалог другие инструменты. Цитирую автора по очень глубоким и обстоятельным liner notes Приможа Трдана, отслеживающего в своей статье роль композитора с XIX века и до наших дней: «Комбинации и манипуляции звуковых элементов отражают сложность взаимодействия отношений между человеком и обществом и побуждают задуматься, как отдельные инициативы сталкиваются с внешним давлением и как можно сохранить свою автономию и целостность в этом диалоге». Совсем по-иному выстраивают свою пьесу Interstices / Interferences швейцарцы Йонас Кохер и Гауденц Бадрутт. Динамики здесь существенно меньше, авторы исследуют в первую очередь соотношение сонористических эффектов (включая человеческий голос ) и тишины, случайными световыми сигналами показывая партнерам, когда необходимо останавливать звучание их инструментов. Наконец, композитор и пианистка из австрийского Граца Элизабет Харник в композиции šum II делает стержнем своей работы текст поэмы Mushrooms американки Сильвии Платт в исполнении Ирены Томажин. Безусловно, сложная, достаточно герметичная музыка Šalter Ensemble рассчитана на весьма подготовленного слушателя, разделяющего с ее создателями идеи экспериментального звучания. 3 dela изначально не рассчитана на широкую аудиторию, но без таких авангардно-эстетских проектов музыкальная сцена выглядела бы значительно беднее.
(Gaudenz Badrutt – electronics; Estelle Beiner – vi; Ilia Belorukov – sax; Tomaž Grom - b, electronics; Elisabeth Harnik – p, objects; Josef Klammer - augmented perc; Jonas Kocher – acc; Samo Kutin - hurdy gurdy; Alfred Lang – tp; Irena Z. Tomažin – voice;)
Андреа Суперстайн, канадская вокалистка и композитор из Ванкувера, смотрит на нас, смотрит на мир с обложки своего альбома Oh Mother. Смотрит другими глазами. Другими, потому что она недавно стала матерью, а такое событие чаще всего кардинально ...
Энди Эзрин – пианист универсальный. Играть он начал рано: первое профессиональное выступление состоялось, когда юному пианисту было всего 12 лет. Он рос в годы расцвета фьюжн, и впитал в своей музыке идеи крупнейших мастеров этого стиля – от Джорджа ...
Если бы я делал не обзор альбома, а писал развернутую статью о творчестве австралийской басистки и композитора Анны Баттерс, то назвал бы ее «Пять принципов Анны Баттерс». Впрочем, привести эти постулаты стоит и в этом обзоре, потому что, приступая ...
Очень легко впасть в апологетику, комментируя новую работу Аркадия Шилклопера New Hornology. Впрочем, автора этих строк можно извинить: с Аркадием Шилклопером у «Jazz-Квадрата» связано слишком многое. Самый первый номер журнала вышел в свое время ...
Два берлинца, гитарист Арне Янсен и саксофонист Уве Штайнмец, решили объединиться в трио со шведским басистом Андерсом Йормином в 2016 году. Первое выступление интернационального трио состоялось в том же году в Кафедральном соборе Гетеборга во время ...
Новый релиз уже пару лет базирующегося в Тель-Авиве лейбла Rainy Days Records может удивить непосвященного. В самом деле: лейбл позиционирует свою деятельность, как продвижение новых совместных работ российских джазовых музыкантов с их зарубежными ...
Кто из нас не любовался ясной ночью звездным небом, пытаясь угадать контуры знакомых созвездий? Кто из нас не читал прекрасные древнегреческие мифы, многие персонажи которых и дали имена разным созвездиям? Как же интересна должна быть музыка, ...
Замысловатый ник AurallauA принадлежит вокалистке и автору песен собственного сочинения Лауре Чу Винз. Живет и работает она в Питтсбурге и уже в течение семнадцати лет активно выступает и в родном городе, и в федеральном округе Колумбия со столицей ...
Совсем недавно, в начале этого года, мы смаковали Futuro Ancestrale, дебютный альбом нового коллектива живущего в Нидерландах итальянского баритон-саксофониста и композитора Джузеппе Доронцо, записанный им в содружестве с Энди Муром и Фрэнком ...
Благодаря релизам бруклинского лейбла 577 Records, мы уже дважды могли услышать «в деле» живущую в США японскую саксофонистку Аюми Ишито. В альбоме Open Question Vol.1 (2022) она более, чем достойно вела диалог с многоопытным Дэниэлом Картером в ...
Для британского ансамбля с сочным названием Bag Of Bones (возможно, по книге Стивена Кинга) альбом No One Gets Saved является дебютным. Но участники ансамбля (это квартет) – отнюдь не новички на лондонской джазовой сцене. Все они принадлежат к ...
Не доводилось встречать любопытной, на мой взгляд, статистики: исполнители на каких инструментах чаще других становятся лидерами джазовых комбо? По ощущениям и наблюдениям за мощным потоком разнообразной джазовой продукции мне кажется, что басистов ...