Мне показалось, что в самой идее проекта Milton + esperanza изначально присутствовала определенная интрига. Судите сами. С одной стороны – бразильский певец, гитарист и композитор Милтон Насименту, человек работавший со многими джазовыми (Херби Хэнкок, Уэйн Шортер, Пэт Мэтини) и не джазовыми (Пол Саймон, Питер Гэбриел, Duran Duran) музыкантами мирового класса, но при этом, в первую очередь – мегазвезда бразильской поп-музыки, которую часто именуют специальным термином MPB (Música popular brasileira), патриарх (он родился в 1942 году) этого направления. С другой стороны – годящаяся ему во внучки американская басистка, певица и композитор Эсперанца Сполдинг, большая поклонница бразильской музыки, специально ездившая в Бразилию изучать португальский язык и поющая на нем наравне с английским, с юных лет восхищавшаяся голосом Насименту, познакомившаяся и подружившаяся с ним полтора десятка лет назад (благодаря Херби Хэнкоку) и пригласившая его в качестве гостя еще в 2010 году в свой альбом Chamber Music Society, но при этом, в первую очередь – звезда (тут от приставки «мега» все же воздержусь) именно джаза с восемью альбомами в личной дискографии, каждый из которых становился событием, пятикратный лауреат Грэмми и одиннадцатикратный номинант на эту премию.
Совместный альбом двух таких ярких музыкантов – это, безусловно, событие, а интрига, на мой взгляд, состояла в том, джаз или MPB станет основой этой коллаборации, на чьем «поле» пройдет встреча или это будет «нейтральная полоса» с элементами обоих жанров в результате? Осторожность (или объективность) требуют склониться к последнему варианту, но вот субъективно мне показалось, что стилистически Milton + esperanza в большей степени явился продуктом, более близким к MPB. При этом блеска и в его программе, и в составе участников проекта хватает. Основным аккомпанирующим дуэту вокалистов ансамблем стало испытанное рабочее комбо Эсперанцы (один американский аргентинец Лео Дженовезе за роялем чего стоит), но его усилила еще и целая группа бразильских гитаристов и перкуссионистов. Отдельная песня (почти каламбур получился) – это звездные гости проекта: легендарный Пол Саймон, Дайана Ривз, вездесущий Шабака Хатчингс, целый ряд других исполнителей и, наконец, вдова Уэйна Шортера Кэролайн, гостящая на финальном треке альбома When You Dream.
Этот трек, девятиминутная версия композиции Уэйна Шортера When You Dream из альбома Atlantis (1985), стал своеобразной данью памяти выдающегося музыканта, который был кумиром и учителем для Эсперанцы Сполдинг и с которым и она, и Насименту удостаивались чести вместе работать. Вошли в программу и еще два громких кавера. Один – это знаменитая композиция Леннона и МакКартни A Day In The Life, другой - Earth Song Майкла Джексона. В первом случае Милтон и Эсперанца поют в унисон, переходя затем на диалог: и инструментовка, и вокальная партия интересны, но мне, ретрограду, все же больше нравится оригинальная версия. Что же касается композиции Джексона, то новую версию украсила своим присутствием Дайана Ривз, и получилось, на мой вкус, более органично. Но не каверами едиными. Классические песни Насименту и новые композиции Сполдинг (в «бразильских» аранжировках) – важнейшие элементы программы альбома. Outubro Милтона восходит еще к его альбому 1969 года Courage, несколько позже, в 1972 году он сочинил Cais, лиричную песню, которую дуэт Насименту и Сполдинг превратил, на мой вкус, в одну из вершин альбома. Из композиций Сполдинг выделю Wings for the Thought Bird, где ее голос в верхнем диапазоне приобретает просто ангельское звучание. Большего я ожидал от Um Vento Passou с участием Пола Саймона, но это уже вкусовая оценка. По структуре большие композиции в альбоме разбавлены короткими интерлюдиями, да и начинается он с короткого вступления the music was there в разговорном жанре, где Милтон преимущественно говорит, а Эсперанца преимущественно смеется. Если же оценивать альбом в целом, то, как уже было сказано выше, Эсперанца сыграла здесь на поле своего партнера (в том числе в прямом смысле: записывался альбом в его родном Рио-де-Жанейро), а в качестве одного из главных его достоинств я бы назвал и мягкую, теплую атмосферу программы, и столь же позитивное «послевкусие».
(Esperanza Spalding – b, voc; Milton Nascimento – g, voc; Matthew Stevens – g; Justin Tyson, Eric Doob – dr; Leo Genovese – p; Corey D. King – voc, synths; with Orquestra Ouro Preto, Kainã Do Jêje, Ronaldinho Silva, Lula Galvão, Paul Simon, Dianne Reeves, Lianne La Havas, Maria Gadú, Tim Bernardes, Carolina Shorter, Elena Pinderhughes, Shabaka Hutchings, Guinga;)
Толчком к появлению этого альбома послужила … живопись, а точнее общая любовь известнейшей авангардной пианистки Мэрилин Криспелл и также весьма известного в этих же кругах басиста Дэймона Смита к творчеству американского художника, мастера ...
Сразу скажем, что тенор-саксофонист из Флориды Джефф Руперт никогда в рядах джазовой элиты, как инструменталист или композитор, не состоял. Крепкий профессионал, Руперт много играл в ансамбле Сэма Риверса, выступал с Мейнардом Фергюссоном, Бенни ...
Барабанщик и композитор Джерри Калаф – один из ветеранов американского джаза. Он уже долгое время живет в Лос-Анджелесе, совершая при этом многочисленные гастрольные туры по всему миру – от Южной Америки до Африки, бывал он и в России. Калаф выходил ...
Басист Джо Фонда (р.1954), однофамилец известной кинематографической семьи, - опытный джазмен, почти всегда работавший в сфере авангарда. К сожалению, до сих пор он был представлен на нашем сайте лишь однажды, в качестве участника ансамбля немецкого ...
Два американских джазовых гитариста, оба родом из Нью-Хэйвена, Коннектикут, оба исповедуют преимущественно джаз свободной формы – звезды просто обязаны были сойтись так, чтобы Джо Моррис и Боб Горри записали совместный альбом в дуэте. Оба эти имени ...
Известные американские джазмены, саксофонист Джоэль Фрам и басист Дэн Лумис, помимо собственных проектов, продолжительное время сотрудничали с канадским ударником Эрнесто Сервини, играя в его квартете, затем преобразованном в секстет под названием ...
Саммиты с участием нескольких гитаристов высокого класса – не редкость в джазе. Первое, что вспоминается по этому поводу – блистательное трио Эл Ди Меола – Пако де Люсия – Джон МакЛафлин с его концертным альбомом Friday Night in San Francisco(1981) ...
Новый альбом ансамбля JT Conception – отличный повод почувствовать, чем сегодня дышит новая волна эстонского инструментального джаза. Душа и организатор этого коллектива – молодой, но уже прекрасно зарекомендовавший себя басист, аранжировщик и ...
Рискуя вызвать недовольство знатоков индийской музыки, все же напомню тем, кто не в курсе, что классическая индийская музыка делится на две большие и весьма отличные друг от друга традиции – североиндийскую (хиндустанскую) и южноиндийскую ...
Очередная экскурсия в джазовый мир Чикаго, где на сей раз нам предстоит познакомиться с барабанщиком и композитором Кабиром Далавари, благодаря второму в его карьере альбому в качестве лидера Last Call. Далавари, чье имя выдает южноазиатские корни ...
Канадская вокалистка из Торонто Калья Раму еще в возрасте 12 лет была вовлечена в джазовую жизнь, выступала с местными биг-бэндами, получила степень бакалавра в HumberCollege. Свой первый альбом LivinginaDreamс оригинальным репертуаром она выпустила ...
«Эхо Востока» - очень удачное название для этого альбома. Дело в том, что с Востоком связаны и все участницы этого проекта, и весь его контент. Душа проекта – композитор, педагог и пианистка Анджелина Белл. Она родилась в Малайзии, в 1987 году ...