Уверен на 99% , что практически все читатели сайта, равно как и я сам, ранее никогда не слышали музыку Микаэла Мани, да вряд ли слышали и само это имя. Не удивительно. На широкий европейский джазовый рынок Мани вышел только в этом году, в конце марта, дебютировав альбомом Guitar Poetry на респектабельном немецком лейбле ACT Music. Впрочем, на своем родном острове, в стране гейзеров и вулканов с неудобопроизносимыми именами, этот молодой исландский музыкант, чье полное имя звучит, как Микаэль Мани Асмундссон, уже достаточно известен.
Родился Микаэл в 1995 году в семье меломана, владельца небольшого лейбла и музыкального магазина, обладателя огромной коллекции пластинок. С юных лет Микаэл начал играть на фортепьяно, а к 12-летию дядя подарил ему гитару. Этот подарок стал ключевым в дальнейшем музыкальном развитии Мани. Семью годами позже Микаэл отправился на учебу в Нидерланды и в 2018 году получил степень бакалавра в Консерватории Амстердама. В 2019 году Мани выпустил свой дебютный альбом Bobby, за которым последовало еще несколько дисков. На родине он стремительно выдвинулся в ряды лучших джазовых музыкантов Исландии. В 2017 году альбом Beint Heim, записанный дуэтом Marína & Mikael, удостоился номинации на Исландскую музыкальную премию, Nostalgia Machine был назван альбомом года ведущей газетой страны, а в 2023 году альбом Innermost, записанный в формате квинтета, был признан джазовым альбомом года и принес ему долгожданную премию. Музыка Мани широко транслируется по радио, причем не только местному, но и, например, на BBC.
И вот, в ноябре 2023 года в одной из студий Амстердама родился Guitar Poetry, полностью сольный альбом Микаэла Мани из одиннадцати треков, из которых только два были выполнены с наложением звука. Альбом прогремел. Такое авторитетное издание, как американский Downbeat дал ему четыре с половиной звезды из пяти и несколько высокопарно назвал его «импрессионистской жемчужиной». Чем так привлек суровых обычно критиков Downbeat этот проект? Чтобы попытаться понять систему музыкальных координат, в которой работает Мани, будет полезно прислушаться к его собственным высказываниям. Было бы логично, если бы молодой джазовый гитарист равнялся на такие образцы, как Джим Холл, Вес Монтгомери, даже Джордж Бенсон или на кого-то из европейцев. Но нет! У Мани совсем другие ориентиры: «Я люблю музыку Джони Митчелл и Боба Дилана. Думаю, именно тут основная причина, что мои композиции для гитары так легко напевать.» Guitar Poetry он называет смесью джаза, рока и импрессионизма. И, наконец, ключевая, на мой взгляд, цитата: «Guitar Poetry – это интимный альбом, возможно, мой самый личный. Мне хотелось его записать, потому что я сочинял композиции, чтобы справиться со своими эмоциями и отразить свое замешательство, счастье, печаль и разочарование в форме музыки».
Не забудем, что Микаэль Мани еще весьма молод. И все эмоции, связанные с любовно-лирическими переживаниями, для него особенно важны. А если учесть, что Микаэль от природы прекрасный мелодист (его музыка действительно очень певуча), то вся гамма его чувств очень точно отражается в музыкальном контексте. Особенно показательна в этом отношении стартовая пьеса She'll Arrive Between 10 & 11. Очень живо и наглядно ощущаешь весь спектр переживаний ожидающего встречи молодого человека – от спокойного размеренного развития («надежда и предвкушение»), до взрыва эмоций в середине пьесы («а вдруг не придет?») – пожалуй, единственного эпизода с явно роковыми интонациями и возвращения к уверенности в финале пьесы. Сюда же можно отнести такие пьесы, как более игривая Katie, Not Klara и минорные You Know How This Will End и Closing the Book. Мани не склонен к быстрым темпам, в этом он близок к «северному стилю», нет у него головокружительных импровизаций, практически не услышал я в его музыке влияний блюза или повсеместно модной латины. Его манера игры куда больше напоминает фолк-гитаристов, и в этом смысле понятно его отношение к музыке Митчелл и Дилана.
Исландия не перестает удивлять – от блистательной Бьорк и до футбольной сборной образца 2016. Молодого и разительно не похожего на своих коллег Микаэля Мани я бы тоже занес в этот список. Это имя стоит запомнить.
Два берлинца, гитарист Арне Янсен и саксофонист Уве Штайнмец, решили объединиться в трио со шведским басистом Андерсом Йормином в 2016 году. Первое выступление интернационального трио состоялось в том же году в Кафедральном соборе Гетеборга во время ...
Новый релиз уже пару лет базирующегося в Тель-Авиве лейбла Rainy Days Records может удивить непосвященного. В самом деле: лейбл позиционирует свою деятельность, как продвижение новых совместных работ российских джазовых музыкантов с их зарубежными ...
Кто из нас не любовался ясной ночью звездным небом, пытаясь угадать контуры знакомых созвездий? Кто из нас не читал прекрасные древнегреческие мифы, многие персонажи которых и дали имена разным созвездиям? Как же интересна должна быть музыка, ...
Замысловатый ник AurallauA принадлежит вокалистке и автору песен собственного сочинения Лауре Чу Винз. Живет и работает она в Питтсбурге и уже в течение семнадцати лет активно выступает и в родном городе, и в федеральном округе Колумбия со столицей ...
Совсем недавно, в начале этого года, мы смаковали Futuro Ancestrale, дебютный альбом нового коллектива живущего в Нидерландах итальянского баритон-саксофониста и композитора Джузеппе Доронцо, записанный им в содружестве с Энди Муром и Фрэнком ...
Благодаря релизам бруклинского лейбла 577 Records, мы уже дважды могли услышать «в деле» живущую в США японскую саксофонистку Аюми Ишито. В альбоме Open Question Vol.1 (2022) она более, чем достойно вела диалог с многоопытным Дэниэлом Картером в ...
Для британского ансамбля с сочным названием Bag Of Bones (возможно, по книге Стивена Кинга) альбом No One Gets Saved является дебютным. Но участники ансамбля (это квартет) – отнюдь не новички на лондонской джазовой сцене. Все они принадлежат к ...
Не доводилось встречать любопытной, на мой взгляд, статистики: исполнители на каких инструментах чаще других становятся лидерами джазовых комбо? По ощущениям и наблюдениям за мощным потоком разнообразной джазовой продукции мне кажется, что басистов ...
Вот и первая ласточка нового 2024 года! Альбом Ú ltimo Sosiego (что-то типа «Последний мир» в переводе с испанского) увидит свет в самом начале января будущего года на авангардном лейбле из Бруклина 577 Records. Его создатели – чилийский дуэт ...
… И конечно же я «купился» на название этого альбома, точнее, на имя его создателя. Получив соответствующий линк, я сразу решил, что речь идет о выдающемся джазовом пианисте Билле Эвансе, что Who I Am – это некий сборник его известнейших пьес (а ...
Имя Билла Фризелла (так и хочется сказать: на обложке альбома, но в данном случае на обложке нет никакого текста) – это всегда своеобразный маркер качественной и креативной музыки, а в альбоме Breaking The Shell с ним работают еще и весьма ...
Новая работа канадского флейтиста Билла МакБирни, старого и доброго знакомого нашего сайта, имеет особый смысл. Он выражен уже в названии нового альбома: Reflections (for Paul Horn). Но Билл добавляет еще и специальное посвящение: «Этот альбом ...