Хочется сравнить Пэта Мэтини с садовником-селекционером, который терпеливо и настойчиво работает над выведением новых сортов, скажем, яблок, которые отличаются от уже существующих размером, цветом, вкусом или, например, особой морозоустойчивостью. Такое, возможно, несколько экстравагантное сравнение, родилось у меня в связи с историей создания альбома MoonDial, рассказанной самим Пэтом на его сайте.
Еще в детстве, прошедшем в городке Саммит Ли в Миссури, его поразил сосед, показавший мальчику способ игры на баритоновой гитаре, когда две средние струны поднимают на октаву выше, а остальные струны настраивают на четверть или пятую часть тона ниже стандартного положения. Много позже, уже завоевав заслуженную известность, Мэтини записал два сольных альбома с использованием баритоновой гитары: One Quiet Night (2003) и основную часть альбома What’s It All About (2011). MoonDial – его третий альбом такого типа. Но в данном случае он играл на инструменте, специально изготовленном под заказ известным мастером из Канады Линдой Манцер. К ней Мэтини обращается не первый раз, в частности, именно Линда Манцер изготовила для Пэта уникальную 42-х струнную гитару с тремя грифами, получившую название Pikasso. Но это еще не все. На предыдущих «баритоновых» сольниках Мэтини играл на гитаре со стальными струнами, что теперь перестало его удовлетворять. Устраивающие маэстро нейлоновые струны, дающие звук уже решительно не похожий на звучание банджо, Пэт смог найти только у одной аргентинской фирмы. Новый инструмент с новыми струнами пришелся ему по душе. Как пишет сам Мэтини, «Мои пальцы вдруг получили совершенно новую палитру звуков». Отправляясь в большой концертный тур, Пэт взял с собой и новую гитару. Сначала он исполнял с ее помощью только одну пьесу, потом две, потом играл на баритоновом инструменте уже 20-25 минут. После 50 концертов в туре возник небольшой перерыв. Воспользовавшись им, Мэтини незамедлительно отправился в студию. Так родился MoonDial.
Программу альбома открыла титульная пьеса, всего же в альбом вошло 13 треков, если учитывать короткий финальный MoonDial (Epilogue). Мэтини часто включает в свои работы несколько каверов. Не стал исключением и новый альбом, где они составили фактически половину программы. Пэт постарался подобрать композиции с выраженным мелодическим началом, которые в его интерпретации соответствовали бы общему лирическому настроению альбома. Таковыми стали You're Everything Чика Кориа, Here, There And Everywhere Леннона и МакКартни, традиционная ирландская тема Londonderry Air / Danny Boy, Everything Happens To Me / Somewhere, построенная на одной из тем Леонарда Бернстайна из West Side Story и две ставших джазовыми стандартами темы из кинолент 50-х годов: My Love And I и Angel Eyes. Из собственных композиций Мэтини я бы выше других поставил MoonDial, из каверов - My Love And I. Но это личные впечатления. А бесспорной, на мой взгляд, является исключительно теплая, где-то даже расслабляющая атмосфера альбома, буквально ласкающее ухо звучание нового инструмента Мэтини. Уже на уровне подсознания, так сказать, вторым планом воспринимаешь тот факт, что за этой красотой стоит выдающееся мастерство гитариста и композитора. Кстати, оба предыдущих сольных альбома Пэта Мэтини с баритоновой гитарой получили Грэмми, правда, в категории нью эйдж. Что ж, джаза в традиционном понимании мало и в MoonDial. Тем не менее, этот альбом, на мой взгляд, также заслуживает как минимум номинации на Грэмми, возможно, в категории эмбиент.
Знаете, чем хорош традиционный джаз? Это, пожалуй, единственное направление в джазе, которое дарит своим слушателям ощущение праздника и даже – чуда. Это напоминает цирк, где все ярко, где все непохоже на повседневность и где у детей горят глаза в ...
Два года назад мне довелось на этих электронных страницах рассказывать об альбоме трио Торда Густавсена Opening (2022, ECM). Трио – в принципе любимый формат норвежского пианиста, но тот альбом знаменовал рождение нового состава трио, где к Торду и ...
Состав этого трио по инструментам столь же необычен, как какой-нибудь тропический цветок на заурядной городской клумбе в условной Йошкар-Оле: труба – вибрафон (маримба) – аккордеон. Когда музыканты Triad выгружали свои инструменты перед первым ...
Нью-йоркский австралиец из города Перт Трой Робертс, трехкратный номинант Грэмми, может быть очень разным: он может играть типичный мэйнстрим и музыку, близкую к фанку, как в серии его проектов Nu Jive, может играть только на своем любимом ...
Понятно, братья Такеры далеко не так известны в джазе, как, скажем, братья Брекеры, но у себя на Среднем Западе США, точнее в Индиане, а еще точнее в Индианаполисе, они – люди и популярные, и весьма уважаемые. Гитарист Джоэль Такер, закончивший в ...
Почти год назад на нашем сайте появился обзор альбома Archaisms I (2023, defkaz), созданного дуэтом двух ударников, Тайшона Сори и Адама Рудольфа в духе свободной импровизации: то была запись их совместного выступления в одном из нью-йоркских залов ...
Первая для нашего сайта встреча с польским джазовым квинтетом из Познани Unleashed Cooperation. Его лидером является саксофонист Кшиштоф Кушмерек, а саунд группы строится на сочетании выдвинутых на авансцену двух духовых (саксофоны Кушмерека и труба ...
На пианиста по имени Виджай Айер я «положил глаз» еще много лет назад, опубликовав в 2004 году на страницах "Jazz-Квадрата" большой материал об этом музыканте. Что привлекло внимание к Виджаю Айеру помимо очевидных успехов на ниве джаза? Во-первых, ...
Своим значимым местом на джазовой карте России старинный северный город Архангельск обязан двум своим землякам, двум Владимирам Петровичам. Но если Владимир Петрович Тарасов рано покинул Архангельск и перебрался в Вильнюс, где стал участником ...
Ни имен исполнителей, ни названия альбома на этой обложке нет. Поэтому предлагаю всем поклонникам авангардного джаза и свободной импровизационной музыки просто запомнить эту желто-белую картинку и постараться не пропустить альбом Central Park's ...
Признаюсь, мне понадобилось какое-то время, чтобы осознать: фраза на обложке альбома («Трое из нас – из Хьюстона, а Ройбен нет») – это и есть его название. Ну, Уолтер Смит Третий, ну, оригинал! Впрочем, чему тут удивляться: Техас, Штат Одинокой ...
Верный признак приближения Рождества – все более частое появление в редакционной почте информации об альбомах и синглах соответствующей тематики. И порой знакомишься с такими работами, пройти мимо которых просто грех, как в случае с американской ...