Сорокатрехлетний уроженец Хайфы Коби Арад – один из представителей многочисленной израильской джазовой диаспоры в США. Он живет и работает в Нью-Йорке с 2007 года. В отличие от большинства своих соотечественников, быстро растворяющихся в космополитичной среде Большого Яблока, этот пианист и композитор стремится подчеркнуть свою еврейскую идентичность. Арад входит в сообщество еврейских артистов «Арт Киббуц», играл в нью-йоркском Бейт-Хабаде, а также увлечен учением Каббалы, мистического направления иудаизма. Это, так сказать, идеологическая сторона его творчества, с практической же стороны он является последователем «третьего течения». Основоположником этого направления, где джаз соединен с академической музыкой, был знаменитый музыкант, теоретик и композитор Гюнтер Шуллер. Коби Арад является доктором философии, первым из музыкантов защитил диссертацию по теме «третьего течения» и современной импровизации в Консерватории Новой Англии в Бостоне. Личная дискография Арада насчитывает более двадцати альбомов, он сотрудничал с такими мастерами, как Рой Эйерс, Джек ДеДжонетт и Стиви Уандер. Высокую оценку его творчеству давал и Чик Кориа. Его альбомы Innovations, Neun Kleine Stucke Fur Elektronische Orchester, Ancient Novice и Inner Hymns были тепло встречены музыкальной критикой.
Свою новую работу Warping Арад записал в формате трио с участием известного басиста Лонни Плаксико и ударника Реймонда МакНафта. Сам он играет здесь в основном на фортепьяно и, в нескольких треках, на клавишных. В двенадцати авторских треках Warping средствами джазовой импровизации, при структурной академичности композиций в соответствии с канонами «третьего течения» Коби Арад стремится отразить четыре уровня восприятия священной книги иудеев Торы согласно учению Каббалы. Это Пшат – прямое восприятие текста, Ремез – аллегорическое восприятие текста, Драш – метафоричное восприятие и, наконец, высший уровень, Сод – тайное знание, спрятанное не только в тексте, но и во взаиморасположении всех букв и знаков Торы. В музыке Warping, как считает Арад, мистические, тайные элементы спрятаны в паузах между нотами.
Но даже если оставить в стороне мистику, композиции Warping оставляют сильное впечатление безукоризненной логикой построения тем, эффектными гармониями и, разумеется, мастерством исполнения. Наверное, Гюнтер Шуллер остался бы доволен этой работой.
Если бы я делал не обзор альбома, а писал развернутую статью о творчестве австралийской басистки и композитора Анны Баттерс, то назвал бы ее «Пять принципов Анны Баттерс». Впрочем, привести эти постулаты стоит и в этом обзоре, потому что, приступая ...
Очень легко впасть в апологетику, комментируя новую работу Аркадия Шилклопера New Hornology. Впрочем, автора этих строк можно извинить: с Аркадием Шилклопером у «Jazz-Квадрата» связано слишком многое. Самый первый номер журнала вышел в свое время ...
Два берлинца, гитарист Арне Янсен и саксофонист Уве Штайнмец, решили объединиться в трио со шведским басистом Андерсом Йормином в 2016 году. Первое выступление интернационального трио состоялось в том же году в Кафедральном соборе Гетеборга во время ...
Новый релиз уже пару лет базирующегося в Тель-Авиве лейбла Rainy Days Records может удивить непосвященного. В самом деле: лейбл позиционирует свою деятельность, как продвижение новых совместных работ российских джазовых музыкантов с их зарубежными ...
Кто из нас не любовался ясной ночью звездным небом, пытаясь угадать контуры знакомых созвездий? Кто из нас не читал прекрасные древнегреческие мифы, многие персонажи которых и дали имена разным созвездиям? Как же интересна должна быть музыка, ...
Замысловатый ник AurallauA принадлежит вокалистке и автору песен собственного сочинения Лауре Чу Винз. Живет и работает она в Питтсбурге и уже в течение семнадцати лет активно выступает и в родном городе, и в федеральном округе Колумбия со столицей ...
Совсем недавно, в начале этого года, мы смаковали Futuro Ancestrale, дебютный альбом нового коллектива живущего в Нидерландах итальянского баритон-саксофониста и композитора Джузеппе Доронцо, записанный им в содружестве с Энди Муром и Фрэнком ...
Благодаря релизам бруклинского лейбла 577 Records, мы уже дважды могли услышать «в деле» живущую в США японскую саксофонистку Аюми Ишито. В альбоме Open Question Vol.1 (2022) она более, чем достойно вела диалог с многоопытным Дэниэлом Картером в ...
Для британского ансамбля с сочным названием Bag Of Bones (возможно, по книге Стивена Кинга) альбом No One Gets Saved является дебютным. Но участники ансамбля (это квартет) – отнюдь не новички на лондонской джазовой сцене. Все они принадлежат к ...
Не доводилось встречать любопытной, на мой взгляд, статистики: исполнители на каких инструментах чаще других становятся лидерами джазовых комбо? По ощущениям и наблюдениям за мощным потоком разнообразной джазовой продукции мне кажется, что басистов ...
Вот и первая ласточка нового 2024 года! Альбом Ú ltimo Sosiego (что-то типа «Последний мир» в переводе с испанского) увидит свет в самом начале января будущего года на авангардном лейбле из Бруклина 577 Records. Его создатели – чилийский дуэт ...
… И конечно же я «купился» на название этого альбома, точнее, на имя его создателя. Получив соответствующий линк, я сразу решил, что речь идет о выдающемся джазовом пианисте Билле Эвансе, что Who I Am – это некий сборник его известнейших пьес (а ...