Российский джаз достаточно широко представлен на нашем сайте, но 95% поступающих линков – это музыка джазовых исполнителей из обеих российских столиц, Москвы и Санкт-Петербурга. Поэтому всегда особенно интересно услышать голоса так называемой «джазовой провинции». Беру это словосочетание в кавычки, потому что провинциальность в джазе определяется отнюдь не географией, а в Нижнем Новгороде, где работает ансамбль рarolibre, крепкие джазовые традиции были заложены еще с советских времен, а в позднейшие годы получили активное продолжение.
Один из примеров тому - рarolibre, который в будущем году отметит десятилетие своего существования. Все нынешние участники ансамбля работают вместе с самого начала, организовав в 2015 году рarolibre после ухода всех троих из игравшей арт-рок группы и записав дебютный альбом pleasure to see. Следующий альбом fujitive был выпущен уже в формате квартета с двумя клавишными, после чего на какое-то время рarolibre замолчал, возобновив работу уже в первоначальном составе классического джазового фортепьянного трио в 2020 году. Три года спустя появился третий по счету альбом группы fast forward/rewind. Коллектив успешно выступал на ряде фестивалей, в том числе на московском фестивале 2022 года, организованном Фондом Бутмана в честь столетия российского джаза. Особо значимым мне представляется тот факт, что три года подряд, с 2022 по 2024-й, parolibre признается победителем Всероссийского конкурса молодёжных джазовых коллективов. Явно на подъеме, трио представило широкому кругу слушателей свою новую работу: kaleidoscope.
Программа из шести композиций звучит менее получаса: то ли небольшой альбом, то ли солидный ЕР. Суть, однако, не в этом: важнее не объем, а содержание. А с этим у parolibre все в порядке, начиная с очень точного названия проекта. Помните детскую игрушку калейдоскоп: смотришь в трубку, видишь красивый цветной узор, чуть повернул игрушку – и перед тобой уже совершенно новая и тоже красивая картинка. Так и с программой альбома. Каждый трек – новый «звуковой узор», но каждый со своей «изюминкой», «проходных» вещей, которые вставляют порой лишь для заполнения звукового пространства, тут просто не существует. Конкретно мне наиболее интересными показались стартовая пьеса (тут должен приоткрыть небольшой секрет: благодаря любезности группы в моем распоряжении оказалась программа с двумя вариантами названий – предварительным и окончательным. Этот трек сначала назывался light, но затем превратился в Y.M.W. На мой вкус, первый вариант был хорош: в музыке здесь действительно много солнца, света и вообще позитива), затем vebering с многократной сменой темпов, настроения и ритмических рисунков) и, конечно же «Голос» (первоначально Fjords 001) с гостями проекта в лице хора «Легкие». Возможно, группа справедливо отказалась от первоначального названия, «подталкивавшего» воображение к «северному джазу» взлелеянному во многом записями ЕСМ. Эта композиция своим торжественным строем кажется этаким джазовым хоралом. Думаю, своих фаворитов любому слушателю будет определить не сложно – тут есть из чего выбирать.
Саунд группы строится на сочетании мастерства фронтвумен, пианистки Ксении Балашович, с точной и креативной работой ритм-группы (басист Александр Веселов и ударник Михаил Зельманов). Стилистика? Сами музыканты в пресс-релизе говорят о своей музыке, что «… черпают вдохновение в японском нью-джазе, работах Рюити Сакамото, арт-роке и игровых саундтреках.» Могу судить только по своей первой встрече с parolibre, состоявшейся на данной программе. Здесь я услышал нечто иное: подчеркнутое отсутствие связи с джазовым мэйнстримом, определенная близость к академической музыке (построение композиций, мягкое, «благородное» туше Ксении), определенные переклички со смус-джазом (эмоциональность и драматизм музыки трио в отличие от лакированных «красивостей» смус-джаза позволяет, к счастью, говорить только о внешней схожести). В общем, добротный и многоплановый кроссовер, позволяющий в дальнейшем ждать от parolibre чего угодно, но при неизменной креативности.
Уже обложка этого альбома стилем своего оформления вызовет много положительных эмоций у тех, кто помнит времена расцвета психоделии. Ничуть не меньше вдохновляет и его содержимое. Pat Fulgoni Blues Experience – это чертовски привлекательная смесь ...
Хочется сравнить Пэта Мэтини с садовником-селекционером, который терпеливо и настойчиво работает над выведением новых сортов, скажем, яблок, которые отличаются от уже существующих размером, цветом, вкусом или, например, особой морозоустойчивостью. ...
Творческий путь нью-йоркского гитариста Питера Хэнда начинался с блюза. В колледже его кумирами были Би Би Кинг, Элберт Кинг, Отис Раш, Бадди Гай, Майк Блумфилд. Но постепенно вкусы Питера менялись. Он увлекся джазом и верен этой музыке по сей день. ...
Если оставить в стороне вечно бурлящий мир поп-музыки, то этот проект, возможно, станет самым значительным событием начавшегося совсем недавно 2024 года. 19 января состоялся релиз альбома Psalms Symphony, созданного Питером Джонатаном в содружестве ...
Время от времени ко мне попадают альбомы, созданные джазовыми исполнительницами, вокалистками или инструменталистками, на основе своих личных переживаний, связанных с рождением ребенка. Но впервые встречаюсь с альбомом, где автор представляет ...
Не в первый раз мультинструменталист, композитор и философ Юрий Виноградов предоставляет нашему сайту материалы новых релизов своего лейбла Contempora. Но, прослушав Astralis, я признался сам себе, что давно не испытывал такое трудно формулируемое ...
Куин Эстер – очень любопытная фигура на американской сцене. Я сознательно не пишу здесь «джазовой сцене», потому что сфера творческих интересов Куин Эстер шире. Она – певица, актриса, сочинитель собственных песен, сценарист, общественный деятель. На ...
Немало альбомов с участием американской пианистки и клавишницы Рэйчел Зет доводилось мне слушать, но всегда она при этом – и в джазе, и в рок-музыке – кому-то ассистировала. И вот, если мне не изменяет память, впервые довелось услышать Рэйчел Зет в ...
Ни размером шрифта, ни его дизайном британский саксофонист и композитор Роб Коуп не выдал своего лидерства в этом проекте: ровненько в столбик перечислены все четверо участников записи на обложке альбома Gemini, разве что имя Роба стоит в этом ...
С канадским гитаристом из Оттавы Родди Элиасом мы уже знакомили наших читателей в 2021 году. Тогда это был обзор альбома Not This Room, а Родди в этом проекте выступал, как композитор, гитарист и лидер специально под проект созданной группы Free ...
Аргентинского саксофониста Родриго Домингеса ранее мне доводилось слышать лишь однажды, на концертном альбоме импровизационной музыки, записанном в Буэнос-Айресе известным итальянским авангардным гитаристом Энцо Рокко с местными партнерами. Там ...
Совершенно новые и незнакомые для автора этих строк американские музыканты представлены в коллективе Room 31. Духовик Грег Синибальди и ударник Марлон Паттон впервые встретились в 2008 году, когда они оба играли в группе Kenosha Kid . Уже тогда они ...