В отличие от блюзовой диатонической губной гармоники, хроматический вариант этого инструмента дает исполнителю больше возможностей, но и играть на хроматической гармонике существенно сложнее. В джазе, как правило, используют именно хроматическую гармонику. Не часто: это какой-то «не родной» для музыки афро-американского происхождения инструмент. Не случайно, большинство мастеров этого инструмента – европейцы, хотя многие живут и работают в США. И вообще круг исполнителей на хроматической губной гармонике всегда был весьма и весьма узок. Долгое время безоговорочным королем этого инструмента в джазе считался блистательный бельгиец Тутс Тилеманс. После его смерти, уже не столь безоговорочно, владельцем титула можно считать немца голландского происхождения Хендрика Меркенса, который давно работает в США. Среди других ярких мастеров хроматической губной гармоники можно вспомнить американо-швейцарца Грегуара Маре, итальянца Бруно Де Филиппи, россиянина Максима Филиппова и французского музыканта Ивонника Прене, одного из героев этого текста.
Ивонник родился в Париже, до того, как окончательно остановиться на хроматической губной гармонике, он играл на гитаре и на диатонической губной гармонике. Уже в 17 лет он начал профессионально выступать в парижских клубах. Активная практическая игра не помешала Прене получить солидное образование – в Сорбонне и целом ряде американских вузов. Уже много лет Ивонник Прене работает преимущественно в Штатах. Список его партнеров столь же длинен, сколь и разнообразен: тут и Питер Бернстайн, и Вик Юрис, и Айра Коулмен, и Мино Чинелу, и Дана Холл, и Гилад Гексельман, и многие другие. Под новый проект Прене пригласил к сотрудничеству известного и весьма востребованного джазового пианиста Джеффри Кизера, преподавателя Джульярда, в разные годы партнера Арта Блэйки, Арта Фармера, Крисчена МакБрайда и автора большого числа собственных проектов.
И выбор формата нового проекта, и выбор партнера, и, наконец, тематика задуманного альбома показались мне очень продуманными. Губная гармоника – инструмент «негромкий», ей противопоказаны большие составы, если, конечно, речь не идет о выступлении гармошечника в качестве приглашенного солиста, ее стихия – составы камерные, и дуэт в этом смысле – формат идеальный. Кизер – очень опытный профессионал, прекрасно знакомый, в числе прочего, и с латиноамериканской, бразильской в данном случае, музыкой. Альбом Jobim’s World – это глубокое погружение в мир бразильской музыки, музыки Жобима и его последователей, и здесь голос хроматической губной гармоники очень уместен. В голосе этого латиноевропейского, по преимуществу, инструмента хорошо ощутимы грусть и щемящее чувство печали, что, как нельзя лучше сближает его с трудно определяемой (та же проблема, что и с понятием «свинг») характерной бразильской «саудаде», чувством томления и светлой грусти, неизменно присутствующей и в музыке шоро, и в босса-нове, главным представителем которой был и остается Антонио Карлос Жобим, и в народной музыке фаду, распространенной по другую сторону Атлантики, в бывшей бразильской метрополии Португалии.
Прене и Кизер не побоялись включить в программу самые знаменитые, давно превратившиеся в джазовые стандарты и известные, наверное, в сотнях интерпретации пьесы Жобима: Triste, The Girl from Ipanema, Desafinado. Одни из их версий понравились мне больше (Triste), другие меньше (The Girl from Ipanema), но это субъективное впечатление, в целом же Прене и Кизер пополнили список версий этих эвергринов своими необычными вариантами. Но альбом называется не Jobim, а Jobim’s World, его тематика шире стандартного трибьюта. И поэтому в программе мы видим композицию Пиксингиньи и Ласерды Proezas De Solon – очень интересную композицию, где гармоника Прене достойно поддерживает быстрый темп, заданный фортепьяно Кизера, а также балладу карибского автора Анри Сальвадора Dans mon île. Наконец, третья группа треков этого небольшого по объему альбома – это собственные сочинения Ивонника Прене, созданные на основе музыки Жобима. Так, Vagues à Lames, где слышны блюзовые нотки, он написал под впечатлением от Waves, а Too Many Notes уже названием отсылает к очень известной композиции Жобима One Note Samba. Мир Жобима в интерпретации Прене и Кизера заиграл новыми красками, за что Ивонника и Джеффри можно только поблагодарить, а заодно оценить сколь креативным может быть звучание хроматической губной гармоники от одного из лучших в мире мастеров этого инструмента.
Впервые я услышал японскую пианистку Мамико Ватанабе десять лет назад в альбоме саксофониста Би Джей Дженсена Ronin, The Masterless Samurai (2014), потом, совсем недавно был альбом Санти Дебриано Ashanti (2022). В обоих случаях ее игра запомнилась и ...
Вот и состоялась новая встреча с интереснейшей итальянской фолк-певицей из Апулии Марией Мазоттой. В отличие от уже знакомого нашим читателям альбома Amoreamaro (2020), новый альбом Onde она записала в формате трио. Партнерами Марии стали земляки (в ...
2024-й год MoonJune Records открывает новым альбом живущего и работающего в Англии американского гитариста Марка Уингфилда. Записан он был в хорошо известной поклонникам лейбла каталонской студии La Casa Murada не менее известным звукоинженером ...
Уверен на 99% , что практически все читатели сайта, равно как и я сам, ранее никогда не слышали музыку Микаэла Мани, да вряд ли слышали и само это имя. Не удивительно. На широкий европейский джазовый рынок Мани вышел только в этом году, в конце ...
Сезария Эвора! Рискну утверждать, что тысячи людей во всем мире узнали про существование государства под названием Кабо-Верде, только благодаря этой замечательной певице. Эвора стала не только послом культуры своей островной страны у берегов Африки, ...
В 2024 году исполняется сто лет со дня рождения одного из самых выдающихся тромбонистов в истории джаза – Джей Джей Джонсона (1924-2001). Ник Финцер, яркий современный тромбонист и владелец лейбла Outside in Music, решил почтить эту памятную дату ...
Басист и композитор из Нью-Йорка Никос Хаджицакос подчеркнул преемственность в своем творчестве, назвав свой новый, второй по счету, альбом так же, как и первый, добавив к названию только порядковый номер: Tiny Big Band 2. Наш сайт публиковал обзор ...
26-й по счету альбом в дискографии немецкого композитора, саксофониста и бэнд-лидера Норберта Штайна как обычно содержит в названии термин «Pata», постоянно используемый музыкантом для определения своего творчества. Не буду рассказывать в этом ...
Малая Азия и Анатолия – синонимы. Название «Малая Азия» используется преимущественно, когда речь идет о древней и средневековой истории и множестве населявших ее народов. Название «Анатолия» более современно, это практически вся срединная часть ...
Понятие «джазовая традиция» на глазах меняет свое содержание. Еще сравнительно недавно ведущие исследователи джаза, а вслед за ними и джазовые журналисты относили к современному джазу боп и все последующие джазовые стилистические новации, называя ...
2024-й год. 2 марта в Санкт-Петербурге, а на следующий день в Москве питерский ансамбль «Отава Ё» проводит презентацию своего нового альбома. Специализирующийся на этнической музыке со всего мира британский лейбл ARC Music выпускает альбом Loud and ...
Уже обложка этого альбома стилем своего оформления вызовет много положительных эмоций у тех, кто помнит времена расцвета психоделии. Ничуть не меньше вдохновляет и его содержимое. Pat Fulgoni Blues Experience – это чертовски привлекательная смесь ...