nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Norbert Stein - Pata Kandinsky

Norbert Stein - Pata Kandinsky

26-й по счету альбом в дискографии немецкого композитора, саксофониста и бэнд-лидера Норберта Штайна как обычно содержит в названии термин «Pata», постоянно используемый музыкантом для определения своего творчества. Не буду рассказывать в этом тексте историю этого понятия, потому что с творчеством Штайна мы знакомим наших читателей не в первый раз, и я отсылаю читателей к рецензиям на его предыдущие работы, которые легко найти на сайте. Но вот вторая часть названия, «Kandinsky», появилась на обложке нового альбома Норберта Штайна впервые, и, как мне кажется, удивительно точно соответствует духу музыки Штайна и его творческим устремлениям, причем не только в этой работе.

Pata Kandinsky радикально отличается от очень камерного, записанного в формате трио в 2022 году, предыдущего альбома Штайна Norbert Stein Pata Polaris – Heartland. Сейчас мы имеем дело с большой концептуальной работой – сюитой в шести частях, записанной во время концерта в Вуппертале в 2023 году на фестивале Multiphonics. Здесь автор доверил ее исполнение большому составу из двенадцати музыкантов, преимущественно духовиков, с участием также стандартной ритм-группы и музыканта-электронщика. Среди участников состава можно увидеть и новые лица, и давно работающих со Штайном коллег, включая его партнеров по предыдущему проекту, флейтиста Михаэля Хёйпеля и исполнителя на эуфониуме Николао Валиенси.

Итак, героем сюиты Норберта Штайна стал один из самых выдающихся художников и теоретиков искусства ХХ века Василий Кандинский (1866-1944), выходец из России, важнейшие работы которого связаны с Германией, где он жил и плодотворно работал вплоть до прихода Гитлера к власти (умер художник во Франции). Основатель экспрессионистской группы художников «Синий всадник», Кандинский – общепризнанный мастер не фигуративной живописи, справедливо считающийся отцом такого мощного направления в искусстве, как абстракционизм, теоретик знаменитой школы «Баухауса». Его идеи оказали сильнейшее воздействие не только на изобразительное искусство, но и на другие его виды, в первую очередь – на музыку. И здесь лежат корни, связывающие творчество Кандинского с музыкой Норберта Штайна.

Кандинский совершил настоящую революцию, доказав и на практике воплотив самостоятельную содержательность цветовых сочетаний и новых принципов композиционных построений. В музыке первой половины ХХ века подобные революционные эксперименты отражала атональная додекафония Шенберга. Характерно, что идеи и Кандинского, и Шенберга в штыки воспринимались тоталитарными системами века – и нацизмом, и коммунизмом. Штайн в своем творчестве, разумеется, далеко ушел от идей Шенберга, вобрав в свою музыку множество элементов последующих направлений. Он всегда был бесконечно далек от эстетики классического американского джаза, но и границы свободной импровизационной музыки ему уже давно стали тесны. Музыка Норберта Штайна – это яркий пример современной академической музыки с неизгладимым отпечатком индивидуальных идей композитора, Pata Kandinsky - прекрасный тому пример, который несомненно займет особое место в творчестве мастера.

Названия частей сюиты часто непосредственно отсылают нас к живописи Кандинского, а название второй ее части прямо цитирует главную теоретическую работу Кандинского - книгу «Точка и линия на плоскости» (1926), изданную в Мюнхене под редакцией лидеров Баухауза Вальтера Гропиуса и Ласло Мохоль-Надя. Сольные партии тенор-саксофона Штайна, игра в унисон его духовиков, прихотливые ритмические рисунки, электроника – все это мазки на большом и непростом полотне под названием Pata Kandinsky. А в последней части сюиты The Simple Song And The Infernal Sound слушателя ждет неожиданный и вроде бы нелогичный (а какая логика может быть в пата-музыке?) финал с подключением еще и человеческого голоса. Отразить масштаб и особенности идей Кандинского музыкальными средствами – задача сложнейшая. На мой взгляд, Норберту Штайну удалось ее решить, как всегда, оригинальным и присущим только ему способом.

© & (p) 2024 Pata Music

6 tks / 50 mins

(Norbert Stein – ts; Michael Heupel – fl, alto fl, bass fl, piccolo fl; Georg Wissel – as, cl; Nicolao Valiensi – euphonium; Annette Maye – cl, bass cl; Andreas Wagner – as, ss, cl, bass cl; Pacho Davila – ts; Rainer Weber – cl, bass cl; Joker Nies – electronics; Uwe Oberg – p; Florian Herzog – b; Jȍrg Fisher – dr;)

Диск предоставил Norbert Stein

Леонид АУСКЕРН



стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
Германия
музыкальный стиль
авангард, академическая музыка


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела издано в 2024 г.

  • стиль: джаз
Новый альбом такого мастера, как Дэвид Мюррей, всегда интересен. Обладатель многих наград и очень уважаемый в джазе музыкант, Мюррей всегда шел своим путем, подчас парадоксальным. В юности сильное влияние на молодого саксофониста оказали ...
  • стиль: джаз
Ну, вот и подоспели свежие новости от Мэттью Голомбиски, а это почти всегда означает – новинки аргентинского джаза в каталоге ears&eyes Records. Впрочем, на сей раз не обошлось и без другой латиноамериканской страны – Колумбии. Дело в том, что лидер ...
  • стиль: джаз
Пожалуй, Disaster Pony – один из самых оригинальных канадских коллективов, которые представляет нам Эрнесто Сервини. Инициатором его создания был саксофонист и композитор из Торонто Гордон Хайленд, лидер группы Living Fossil, долгое время работавший ...
  • стиль: этно
Если верить Википедии, то, согласно переписи 2022 года, в Шотландии 136161 человек говорит на гэльском языке. Почти исключительно ареал носителей этого языка из группы кельтских – Горная Шотландия и Гебридские острова. Сегодня язык этот относится в ...
  • стиль: джаз
После сентиментально-идиллических «эльфийских» обложек предыдущих альбомов ветерана нью-йоркской даунтаун-мюзик, виолончелиста Эрика Фридлендера, и название, и обложка его новой работы Dirty Boxing выглядят неожиданно супер-брутальными. Сам Эрик, ...
  • стиль: джаз
Не в первый раз Эрнесто Сервини появляется на наших страницах не только, как человек, регулярно представляющий читателям jazzquad . ru новинки канадского джаза, но и как действующий исполнитель, композитор и бэнд-лидер, что неудивительно, так как он ...
  • стиль: джаз
Не первый раз встречаясь с работами британской певицы и композитора Эсбе, уже знаешь, что она порой любит устраивать своим слушателям путешествия в пространстве и во времени. Так было с альбомом 2020 года Saqqara, отправлявшим нас в древний Египет, ...
  • стиль: джаз
После того, как Итан Айверсон, один из отцов-основателей широко известного в джазовых кругах The Bad Plus , «ушел из семьи» в 2017 году и подался на вольные хлеба, интенсивность его композиторской, исполнительской, а кстати, и журналистской ...
  • стиль: джаз
Ансамбль Eyot образовался в сербской глубинке, в городе Ниш, в 2008 году. Это квартет, по составу которого трудно сказать, джазовый или роковый это коллектив. Кстати, и музыка Eyot (группа исполняет только собственные произведения) столь же ...
  • стиль: этно
Гао Хонг, видимо, самый известный в мире и самый лучший мастер игры на традиционном китайском струнном инструменте пипа, специфичной 4-хструнной лютне. Наши читатели неоднократно могли встречаться на сайте с рецензиями ее самых разных альбомов. Гао ...
  • стиль: джаз
Живущий в Нидерландах итальянский саксофонист и композитор Джузеппе Доронцо немного знаком нашим читателям по обзорам двух альбомов интернационального ансамбля AVA Trio с его участием. А сейчас Джузеппе представляет Futuro Ancestrale, альбом своего ...
  • стиль: джаз
В 2018 году редко кто в джазовой прессе не обратил внимание на альбом китайского пианиста и композитора Лю Донфена China Caribe . То была действительно весьма необычная работа. Писал о ней и наш сайт, и в том материале есть подробности творческой ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com