nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Norbert Stein - Pata Kandinsky

Norbert Stein - Pata Kandinsky

26-й по счету альбом в дискографии немецкого композитора, саксофониста и бэнд-лидера Норберта Штайна как обычно содержит в названии термин «Pata», постоянно используемый музыкантом для определения своего творчества. Не буду рассказывать в этом тексте историю этого понятия, потому что с творчеством Штайна мы знакомим наших читателей не в первый раз, и я отсылаю читателей к рецензиям на его предыдущие работы, которые легко найти на сайте. Но вот вторая часть названия, «Kandinsky», появилась на обложке нового альбома Норберта Штайна впервые, и, как мне кажется, удивительно точно соответствует духу музыки Штайна и его творческим устремлениям, причем не только в этой работе.

Pata Kandinsky радикально отличается от очень камерного, записанного в формате трио в 2022 году, предыдущего альбома Штайна Norbert Stein Pata Polaris – Heartland. Сейчас мы имеем дело с большой концептуальной работой – сюитой в шести частях, записанной во время концерта в Вуппертале в 2023 году на фестивале Multiphonics. Здесь автор доверил ее исполнение большому составу из двенадцати музыкантов, преимущественно духовиков, с участием также стандартной ритм-группы и музыканта-электронщика. Среди участников состава можно увидеть и новые лица, и давно работающих со Штайном коллег, включая его партнеров по предыдущему проекту, флейтиста Михаэля Хёйпеля и исполнителя на эуфониуме Николао Валиенси.

Итак, героем сюиты Норберта Штайна стал один из самых выдающихся художников и теоретиков искусства ХХ века Василий Кандинский (1866-1944), выходец из России, важнейшие работы которого связаны с Германией, где он жил и плодотворно работал вплоть до прихода Гитлера к власти (умер художник во Франции). Основатель экспрессионистской группы художников «Синий всадник», Кандинский – общепризнанный мастер не фигуративной живописи, справедливо считающийся отцом такого мощного направления в искусстве, как абстракционизм, теоретик знаменитой школы «Баухауса». Его идеи оказали сильнейшее воздействие не только на изобразительное искусство, но и на другие его виды, в первую очередь – на музыку. И здесь лежат корни, связывающие творчество Кандинского с музыкой Норберта Штайна.

Кандинский совершил настоящую революцию, доказав и на практике воплотив самостоятельную содержательность цветовых сочетаний и новых принципов композиционных построений. В музыке первой половины ХХ века подобные революционные эксперименты отражала атональная додекафония Шенберга. Характерно, что идеи и Кандинского, и Шенберга в штыки воспринимались тоталитарными системами века – и нацизмом, и коммунизмом. Штайн в своем творчестве, разумеется, далеко ушел от идей Шенберга, вобрав в свою музыку множество элементов последующих направлений. Он всегда был бесконечно далек от эстетики классического американского джаза, но и границы свободной импровизационной музыки ему уже давно стали тесны. Музыка Норберта Штайна – это яркий пример современной академической музыки с неизгладимым отпечатком индивидуальных идей композитора, Pata Kandinsky - прекрасный тому пример, который несомненно займет особое место в творчестве мастера.

Названия частей сюиты часто непосредственно отсылают нас к живописи Кандинского, а название второй ее части прямо цитирует главную теоретическую работу Кандинского - книгу «Точка и линия на плоскости» (1926), изданную в Мюнхене под редакцией лидеров Баухауза Вальтера Гропиуса и Ласло Мохоль-Надя. Сольные партии тенор-саксофона Штайна, игра в унисон его духовиков, прихотливые ритмические рисунки, электроника – все это мазки на большом и непростом полотне под названием Pata Kandinsky. А в последней части сюиты The Simple Song And The Infernal Sound слушателя ждет неожиданный и вроде бы нелогичный (а какая логика может быть в пата-музыке?) финал с подключением еще и человеческого голоса. Отразить масштаб и особенности идей Кандинского музыкальными средствами – задача сложнейшая. На мой взгляд, Норберту Штайну удалось ее решить, как всегда, оригинальным и присущим только ему способом.

© & (p) 2024 Pata Music

6 tks / 50 mins

(Norbert Stein – ts; Michael Heupel – fl, alto fl, bass fl, piccolo fl; Georg Wissel – as, cl; Nicolao Valiensi – euphonium; Annette Maye – cl, bass cl; Andreas Wagner – as, ss, cl, bass cl; Pacho Davila – ts; Rainer Weber – cl, bass cl; Joker Nies – electronics; Uwe Oberg – p; Florian Herzog – b; Jȍrg Fisher – dr;)

Диск предоставил Norbert Stein

Леонид АУСКЕРН



стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
Германия
музыкальный стиль
авангард, академическая музыка


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела издано в 2024 г.

  • стиль: этно
Гао Хонг, видимо, самый известный в мире и самый лучший мастер игры на традиционном китайском струнном инструменте пипа, специфичной 4-хструнной лютне. Наши читатели неоднократно могли встречаться на сайте с рецензиями ее самых разных альбомов. Гао ...
  • стиль: джаз
Живущий в Нидерландах итальянский саксофонист и композитор Джузеппе Доронцо немного знаком нашим читателям по обзорам двух альбомов интернационального ансамбля AVA Trio с его участием. А сейчас Джузеппе представляет Futuro Ancestrale, альбом своего ...
  • стиль: этно
Пианист и композитор Хокон Скогстад (р.1989) – совершенно особая фигура на норвежской музыкальной сцене. Хокон получил всестороннее классическое музыкальное образование. Он учился в Осло и в Нью-Йорке, получил степень доктора философии в сфере ...
  • стиль: джаз
Джаз заметно раздвинул свои географические границы, и уже никого не удивляет обилие играющих джаз музыкантов азиатского происхождения. Но вот мужчину-вокалиста из Азии с классическим джазовым репертуаром мне довелось услышать впервые. Это корейский ...
  • стиль: джаз
Инеке ван Доорн и Яспер ван’т Хоф … Два эти имени на одной обложке обещали много сюрпризов. Пианист и клавишник Яспер ван’т Хоф начинал, как участник одного из самых первых европейских коллективов, игравших джаз-рок: Association P.C., а в дальнейшем ...
  • стиль: джаз
21 мая 2022 года, небольшой берлинский клуб Au Topsi Pohl . Накануне сюда доставили роскошный концертный рояль B ö sendorfer , сразу занявший чуть ли не половину маленькой сцены. К выступлению трио, состоящего из трех очень известных европейских ...
  • стиль: блюз
Джей Пи Соарс (в своей артистической деятельности родившийся в 1969 году Джон Пол Соарс предпочитает использовать такой вариант) – универсальный музыкант. Да, конечно, главное дело его жизни – это блюз, но мало блюзменов, которые бы так легко, ...
  • стиль: джаз
Британский музыкант Джейсон Картер – очень неординарная личность. Картер – вечный странник, посетивший более ста стран мира, среди которых значатся Северная Корея, Афганистан и бывшие советские республики Средней Азии. Он выступал с симфоническими ...
  • стиль: джаз
Толчком к появлению этого альбома послужила … живопись, а точнее общая любовь известнейшей авангардной пианистки Мэрилин Криспелл и также весьма известного в этих же кругах басиста Дэймона Смита к творчеству американского художника, мастера ...
  • стиль: джаз
Новый альбом ансамбля JT Conception – отличный повод почувствовать, чем сегодня дышит новая волна эстонского инструментального джаза. Душа и организатор этого коллектива – молодой, но уже прекрасно зарекомендовавший себя басист, аранжировщик и ...
  • стиль: этно
Рискуя вызвать недовольство знатоков индийской музыки, все же напомню тем, кто не в курсе, что классическая индийская музыка делится на две большие и весьма отличные друг от друга традиции – североиндийскую (хиндустанскую) и южноиндийскую ...
  • стиль: джаз
Очередная экскурсия в джазовый мир Чикаго, где на сей раз нам предстоит познакомиться с барабанщиком и композитором Кабиром Далавари, благодаря второму в его карьере альбому в качестве лидера Last Call. Далавари, чье имя выдает южноазиатские корни ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com