nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Norbert Stein - Pata Kandinsky

Norbert Stein - Pata Kandinsky

26-й по счету альбом в дискографии немецкого композитора, саксофониста и бэнд-лидера Норберта Штайна как обычно содержит в названии термин «Pata», постоянно используемый музыкантом для определения своего творчества. Не буду рассказывать в этом тексте историю этого понятия, потому что с творчеством Штайна мы знакомим наших читателей не в первый раз, и я отсылаю читателей к рецензиям на его предыдущие работы, которые легко найти на сайте. Но вот вторая часть названия, «Kandinsky», появилась на обложке нового альбома Норберта Штайна впервые, и, как мне кажется, удивительно точно соответствует духу музыки Штайна и его творческим устремлениям, причем не только в этой работе.

Pata Kandinsky радикально отличается от очень камерного, записанного в формате трио в 2022 году, предыдущего альбома Штайна Norbert Stein Pata Polaris – Heartland. Сейчас мы имеем дело с большой концептуальной работой – сюитой в шести частях, записанной во время концерта в Вуппертале в 2023 году на фестивале Multiphonics. Здесь автор доверил ее исполнение большому составу из двенадцати музыкантов, преимущественно духовиков, с участием также стандартной ритм-группы и музыканта-электронщика. Среди участников состава можно увидеть и новые лица, и давно работающих со Штайном коллег, включая его партнеров по предыдущему проекту, флейтиста Михаэля Хёйпеля и исполнителя на эуфониуме Николао Валиенси.

Итак, героем сюиты Норберта Штайна стал один из самых выдающихся художников и теоретиков искусства ХХ века Василий Кандинский (1866-1944), выходец из России, важнейшие работы которого связаны с Германией, где он жил и плодотворно работал вплоть до прихода Гитлера к власти (умер художник во Франции). Основатель экспрессионистской группы художников «Синий всадник», Кандинский – общепризнанный мастер не фигуративной живописи, справедливо считающийся отцом такого мощного направления в искусстве, как абстракционизм, теоретик знаменитой школы «Баухауса». Его идеи оказали сильнейшее воздействие не только на изобразительное искусство, но и на другие его виды, в первую очередь – на музыку. И здесь лежат корни, связывающие творчество Кандинского с музыкой Норберта Штайна.

Кандинский совершил настоящую революцию, доказав и на практике воплотив самостоятельную содержательность цветовых сочетаний и новых принципов композиционных построений. В музыке первой половины ХХ века подобные революционные эксперименты отражала атональная додекафония Шенберга. Характерно, что идеи и Кандинского, и Шенберга в штыки воспринимались тоталитарными системами века – и нацизмом, и коммунизмом. Штайн в своем творчестве, разумеется, далеко ушел от идей Шенберга, вобрав в свою музыку множество элементов последующих направлений. Он всегда был бесконечно далек от эстетики классического американского джаза, но и границы свободной импровизационной музыки ему уже давно стали тесны. Музыка Норберта Штайна – это яркий пример современной академической музыки с неизгладимым отпечатком индивидуальных идей композитора, Pata Kandinsky - прекрасный тому пример, который несомненно займет особое место в творчестве мастера.

Названия частей сюиты часто непосредственно отсылают нас к живописи Кандинского, а название второй ее части прямо цитирует главную теоретическую работу Кандинского - книгу «Точка и линия на плоскости» (1926), изданную в Мюнхене под редакцией лидеров Баухауза Вальтера Гропиуса и Ласло Мохоль-Надя. Сольные партии тенор-саксофона Штайна, игра в унисон его духовиков, прихотливые ритмические рисунки, электроника – все это мазки на большом и непростом полотне под названием Pata Kandinsky. А в последней части сюиты The Simple Song And The Infernal Sound слушателя ждет неожиданный и вроде бы нелогичный (а какая логика может быть в пата-музыке?) финал с подключением еще и человеческого голоса. Отразить масштаб и особенности идей Кандинского музыкальными средствами – задача сложнейшая. На мой взгляд, Норберту Штайну удалось ее решить, как всегда, оригинальным и присущим только ему способом.

© & (p) 2024 Pata Music

6 tks / 50 mins

(Norbert Stein – ts; Michael Heupel – fl, alto fl, bass fl, piccolo fl; Georg Wissel – as, cl; Nicolao Valiensi – euphonium; Annette Maye – cl, bass cl; Andreas Wagner – as, ss, cl, bass cl; Pacho Davila – ts; Rainer Weber – cl, bass cl; Joker Nies – electronics; Uwe Oberg – p; Florian Herzog – b; Jȍrg Fisher – dr;)

Диск предоставил Norbert Stein

Леонид АУСКЕРН



стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
Германия
музыкальный стиль
авангард, академическая музыка





Ещё из раздела издано в 2024 г.

  • стиль: джаз
Любители авангардного джаза наверняка хорошо знают лейбл Джона Зорна Tzadik и одну из его популярнейших серий «Радикальная еврейская культура». Новый релиз 577 Records , похоже, бросает Зорну конкурентный вызов, особенно в случае, если здесь будут ...
  • стиль: джаз
Когда-то давно свою книгу об истории джаза Руди Блеш назвал Shining Trumpets («Сияющие трубы»). Именно блистательную мощь духовых он сделал символом джаза. Для многих людей они остаются таким символом и по сей день. Судя по пресс-релизу к выпуску ...
  • стиль: джаз
Джейми Баум, одна из лучших флейтисток современного джаза и талантливый композитор, в особых представлениях не нуждается. Ее музыка представляет собой весьма привлекательный коктейль из джаза, академической музыки (Джейми в свое время ...
  • стиль: джаз
Пять лет спустя нашей первой встречи с французским квартетом The Soul Jazz Rebels, случившейся в связи с выходом его второго, одноименного, альбома, могу засвидетельствовать, что квартет сохранил свое лицо – неизменный и достаточно оригинальный (без ...
  • стиль: джаз
Знаете, чем хорош традиционный джаз? Это, пожалуй, единственное направление в джазе, которое дарит своим слушателям ощущение праздника и даже – чуда. Это напоминает цирк, где все ярко, где все непохоже на повседневность и где у детей горят глаза в ...
  • стиль: джаз
Два года назад мне довелось на этих электронных страницах рассказывать об альбоме трио Торда Густавсена Opening (2022, ECM). Трио – в принципе любимый формат норвежского пианиста, но тот альбом знаменовал рождение нового состава трио, где к Торду и ...
  • стиль: джаз
Состав этого трио по инструментам столь же необычен, как какой-нибудь тропический цветок на заурядной городской клумбе в условной Йошкар-Оле: труба – вибрафон (маримба) – аккордеон. Когда музыканты Triad выгружали свои инструменты перед первым ...
  • стиль: джаз
Нью-йоркский австралиец из города Перт Трой Робертс, трехкратный номинант Грэмми, может быть очень разным: он может играть типичный мэйнстрим и музыку, близкую к фанку, как в серии его проектов Nu Jive, может играть только на своем любимом ...
  • стиль: джаз
Понятно, братья Такеры далеко не так известны в джазе, как, скажем, братья Брекеры, но у себя на Среднем Западе США, точнее в Индиане, а еще точнее в Индианаполисе, они – люди и популярные, и весьма уважаемые. Гитарист Джоэль Такер, закончивший в ...
  • стиль: джаз
Почти год назад на нашем сайте появился обзор альбома Archaisms I (2023, defkaz), созданного дуэтом двух ударников, Тайшона Сори и Адама Рудольфа в духе свободной импровизации: то была запись их совместного выступления в одном из нью-йоркских залов ...
  • стиль: джаз
Первая для нашего сайта встреча с польским джазовым квинтетом из Познани Unleashed Cooperation. Его лидером является саксофонист Кшиштоф Кушмерек, а саунд группы строится на сочетании выдвинутых на авансцену двух духовых (саксофоны Кушмерека и труба ...
  • стиль: джаз
На пианиста по имени Виджай Айер я «положил глаз» еще много лет назад, опубликовав в 2004 году на страницах "Jazz-Квадрата" большой материал об этом музыканте. Что привлекло внимание к Виджаю Айеру помимо очевидных успехов на ниве джаза? Во-первых, ...
© 2012-2025 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com