Yuriy Yaremchuk / Ivan Bursov - Six States Of Four Wooden
06.04.2024
Юрий Яремчук несколько моложе Ганелина, Резицкого, Чекасина, Тарасова, Вапирова, но принадлежит, по сути, к той же плеяде еще советских музыкантов фри-джаза. После распада СССР львовянин Яремчук превратился в украинского джазмена, стал ведущим мастером джазового авангарда в стране, сотрудничал с целым рядом европейских музыкантов, а, поменяв Львов на Москву, продолжил работать в сфере свободной импровизационной музыки уже в качестве ветерана российского джаза (во избежание спекуляций: произошло это еще до украинско-российской трагедии). Иван Бурсов по возрасту годится Яремчуку во внуки, это молодой, но уже успевший хорошо себя зарекомендовать российский музыкант, участник группы «Бром» и целого ряда других постоянных и разовых проектов.
И вот, опыт и молодость сошлись вместе в студии ГИТИС в ноябре 2023 года, в результате чего и родился альбом Six States Of Four Wooden. Его обложку спроектировал Юрий Яремчук (он еще и художник, и поэт) и, подозреваю, названием альбом также обязан ему. «Четыре деревянных» в названии – это констатация: звучат в альбоме четыре деревянных духовых инструмента - Юрий оперирует бас-кларнетом и сопрано-саксофоном, Иван – кларнетом и тенор-саксофоном. А вот «состояние» - это любимый термин именно Яремчука: так музыкант называет импровизационную музыку, рождающуюся «здесь и сейчас», когда при совместной игре двух или трех музыкантов возникает нечто большее, чем просто сумма усилий двух или трех исполнителей, и если музыкантам удается наладить взаимопонимание и взаимодействие «здесь и сейчас», то это удачное, хорошее состояние. Таких состояний в данном альбоме оказалось шесть, по числу сыгранных Иваном и Юрий импровизационных пьес, подчас очень объемных, по 16-17 минут. В программе альбома они так и названы: «Состояние» и имеют просто порядковый номер. На мой слух, все они, без исключения, оказались «хорошими», но при этом очень разными состояниями.
В первом треке молодость и опыт недолго присматривались друг к другу, а взялись за дело со всей присущей им энергией и мастерством. Эта пьеса больше всего напомнила мне этакую музыкальную игру, сонористические и динамические прятки-догонялки, где каждый из музыкантов вовсю демонстрирует разнообразие идей и посылов, словно подзадоривая партнера. Второй трек получился совсем иным – холодновато-напряженным, осторожно-выверенным. В моем воображении он выглядит, как некий саундтрек к «Сталкеру», имея ввиду не литературный шедевр братьев Стругацких, а киношедевр Тарковского. Сразу скажу, что «стругацкие» ассоциации возникли у меня и еще раз – в пятом треке, где музыка Яремчука и Бурсова напомнила «За миллиард лет до конца света», гимн человеку, который под напором обстоятельств непреодолимой силы продолжает упорно и без особой надежды делать свое дело: мощная и эмоциональная музыка! Четвертое состояние я бы назвал фри-джазовой поэмой, где звуки успешно заменяют поэтический текст. А вот треки 3 и 6 больше всего доставили удовольствие искрометными диалогами музыкантов, причем самый длинный трек, «Состояние 3» я бы назвал абсолютной вершиной этого длинного, семидесятиминутного путешествия, за которое можно только поблагодарить и Ивана, и Юрия.
Басист из Монреаля Ален Бедар – один из самых опытных и известных на общенациональном уровне джазовых музыкантов Канады, а уж в своей родной франкоязычной провинции Квебек, где он начинал карьеру еще в 80-х годах, - тем более. Много лет основным ...
Французский саксофонист и композитор Алекс Маделин записывал свой дебютный альбом Unexpected Direction в Нью-Йорке, мировой столице джаза, где он живет и работает уже много лет. Алекс родился в нормандском городе Кан, музыкой начал заниматься в ...
У концерта, конечно, есть масса преимуществ перед чисто студийной записью: трансляция энергетики со сцены в зал, подпитывающей и слушателей, и исполнителей, ощущение Чуда Музыки, рождающейся на твоих глазах… Но есть и крупный недостаток: концерт ...
Понятие «бразильский джаз» столь же расплывчато и неопределенно, как и, скажем, джаз польский, французский или датский. Кроме географии тут ничего не объединяет музыкантов, придерживающихся самых различных направлений. В Штатах и Европе больше всего ...
Азербайджанская джазовая пианистка и композитор Амина Фигарова хорошо известна на мировой джазовой сцене. Она – из вундеркиндов, начала играть на фортепьяно, когда ей было только два годика. В 1982 году она поступила в Бакинскую консерваторию, а ...
Глубокое погружение в мир, для многих малоизвестный и притягательный своей экзотикой для людей, воспитанных западной культурой, мир традиционной музыки Ирана. Проводником в этом погружении для слушателей альбома Ajdad – Ancestors. Echoes of Persia ...
Андреа Суперстайн, канадская вокалистка и композитор из Ванкувера, смотрит на нас, смотрит на мир с обложки своего альбома Oh Mother. Смотрит другими глазами. Другими, потому что она недавно стала матерью, а такое событие чаще всего кардинально ...
Энди Эзрин – пианист универсальный. Играть он начал рано: первое профессиональное выступление состоялось, когда юному пианисту было всего 12 лет. Он рос в годы расцвета фьюжн, и впитал в своей музыке идеи крупнейших мастеров этого стиля – от Джорджа ...
Если бы я делал не обзор альбома, а писал развернутую статью о творчестве австралийской басистки и композитора Анны Баттерс, то назвал бы ее «Пять принципов Анны Баттерс». Впрочем, привести эти постулаты стоит и в этом обзоре, потому что, приступая ...
Очень легко впасть в апологетику, комментируя новую работу Аркадия Шилклопера New Hornology. Впрочем, автора этих строк можно извинить: с Аркадием Шилклопером у «Jazz-Квадрата» связано слишком многое. Самый первый номер журнала вышел в свое время ...
Два берлинца, гитарист Арне Янсен и саксофонист Уве Штайнмец, решили объединиться в трио со шведским басистом Андерсом Йормином в 2016 году. Первое выступление интернационального трио состоялось в том же году в Кафедральном соборе Гетеборга во время ...
Новый релиз уже пару лет базирующегося в Тель-Авиве лейбла Rainy Days Records может удивить непосвященного. В самом деле: лейбл позиционирует свою деятельность, как продвижение новых совместных работ российских джазовых музыкантов с их зарубежными ...