В 2024 году исполняется сто лет со дня рождения одного из самых выдающихся тромбонистов в истории джаза – Джей Джей Джонсона (1924-2001). Ник Финцер, яркий современный тромбонист и владелец лейбла Outside in Music, решил почтить эту памятную дату выпуском альбома с красноречивым названием Legacy. Джонсон был первым великим тромбонистом бопа, Ник Финцер, играющий необоповый мэйнстрим, справедливо считает себя одним из наследников идей и приемов игры Джей Джея.
Альбом он составил преимущественно из произведений Джонсона в новых аранжировках, а состав для записи альбома подобрал исключительно из музыкантов (и весьма известных сегодня в джазе людей), игравших с Джей Джей Джонсоном в 80-е и 90-е годы. В квартет, который он возглавил, вошли пианистка Рени Роснес, басист Руфус Рид и ударник Льюис Нэш. Как говорит сам Ник, «Для меня это стало новым опытом – работать с такими джазовыми легендами над музыкой, занимавшей такое важное место в их прошлом. Было удивительно ощущать уровень мастерства исполнителей, игравших с твоими героями, людьми, не только уважающими тебя, но и согласившимися дать жизнь твоему музыкальному видению, невзирая на их глубокую связь с наследием этой музыки». Кстати, даже обложку альбома, Финцер сделал в ретро-стиле, напоминающем обложки пластинок Blue Note 50-х годов, когда Джей Джей Джонсон записывался на этом лейбле, а сама запись альбома проходила в знаменитой студии Руди Ван Гелдера в Энглвуде, Нью-Джерси, где много часов провел в свое время Джонсон.
Можно ли говорить о том, что и музыка здесь звучит в ретро-стиле? Я бы не стал этого делать. Финцер и его партнеры играют современный джаз, в котором, однако, ощутимо глубокое уважение к наследию Джонсона, понимание его инноваций и перенос их в джаз ХХI века. Особенно эффектно это проявляется, на мой взгляд, в многочисленных балладах – Shortcake, Lament, Malaga Moon (эта пьеса сочинена Рени Роснес во времена ее работы с Джей Джей Джонсоном) или Fatback с ее блюзовым настроением. Хорош и сам Финцер, чье высокое техническое мастерство в игре на тромбоне показывает, что уроки Джей Джея выучены на славу.
Басист из Монреаля Ален Бедар – один из самых опытных и известных на общенациональном уровне джазовых музыкантов Канады, а уж в своей родной франкоязычной провинции Квебек, где он начинал карьеру еще в 80-х годах, - тем более. Много лет основным ...
Французский саксофонист и композитор Алекс Маделин записывал свой дебютный альбом Unexpected Direction в Нью-Йорке, мировой столице джаза, где он живет и работает уже много лет. Алекс родился в нормандском городе Кан, музыкой начал заниматься в ...
У концерта, конечно, есть масса преимуществ перед чисто студийной записью: трансляция энергетики со сцены в зал, подпитывающей и слушателей, и исполнителей, ощущение Чуда Музыки, рождающейся на твоих глазах… Но есть и крупный недостаток: концерт ...
Понятие «бразильский джаз» столь же расплывчато и неопределенно, как и, скажем, джаз польский, французский или датский. Кроме географии тут ничего не объединяет музыкантов, придерживающихся самых различных направлений. В Штатах и Европе больше всего ...
Азербайджанская джазовая пианистка и композитор Амина Фигарова хорошо известна на мировой джазовой сцене. Она – из вундеркиндов, начала играть на фортепьяно, когда ей было только два годика. В 1982 году она поступила в Бакинскую консерваторию, а ...
Глубокое погружение в мир, для многих малоизвестный и притягательный своей экзотикой для людей, воспитанных западной культурой, мир традиционной музыки Ирана. Проводником в этом погружении для слушателей альбома Ajdad – Ancestors. Echoes of Persia ...
Андреа Суперстайн, канадская вокалистка и композитор из Ванкувера, смотрит на нас, смотрит на мир с обложки своего альбома Oh Mother. Смотрит другими глазами. Другими, потому что она недавно стала матерью, а такое событие чаще всего кардинально ...
Энди Эзрин – пианист универсальный. Играть он начал рано: первое профессиональное выступление состоялось, когда юному пианисту было всего 12 лет. Он рос в годы расцвета фьюжн, и впитал в своей музыке идеи крупнейших мастеров этого стиля – от Джорджа ...
Если бы я делал не обзор альбома, а писал развернутую статью о творчестве австралийской басистки и композитора Анны Баттерс, то назвал бы ее «Пять принципов Анны Баттерс». Впрочем, привести эти постулаты стоит и в этом обзоре, потому что, приступая ...
Очень легко впасть в апологетику, комментируя новую работу Аркадия Шилклопера New Hornology. Впрочем, автора этих строк можно извинить: с Аркадием Шилклопером у «Jazz-Квадрата» связано слишком многое. Самый первый номер журнала вышел в свое время ...
Два берлинца, гитарист Арне Янсен и саксофонист Уве Штайнмец, решили объединиться в трио со шведским басистом Андерсом Йормином в 2016 году. Первое выступление интернационального трио состоялось в том же году в Кафедральном соборе Гетеборга во время ...
Новый релиз уже пару лет базирующегося в Тель-Авиве лейбла Rainy Days Records может удивить непосвященного. В самом деле: лейбл позиционирует свою деятельность, как продвижение новых совместных работ российских джазовых музыкантов с их зарубежными ...