Любители авангардного джаза наверняка хорошо знают лейбл Джона Зорна Tzadik и одну из его популярнейших серий «Радикальная еврейская культура». Новый релиз 577 Records, похоже, бросает Зорну конкурентный вызов, особенно в случае, если здесь будут появляться и другие альбомы аналогичной тематики. Одноименный альбом группы Teiku вполне укладывается в концепцию «Радикальной еврейской культуры». Основали этот коллектив двое американских музыкантов еврейского происхождения (кстати, у обоих семейные корни ведут в Украину) – пианист Джош Хэрлоу и ударник Джонатан Барахал Тейлор. Название Teiku– это талмудический акроним, приблизительно означающий «вопрос, на который невозможно дать ответ». Кроме Хэрлоу и Тейлора в Teiku входят их учитель, опытнейший басист Джарибу Шахид, игравший с Джери Аллен, а также в Griot Galaxy, Art Ensemble of Chicago и Sun Ra Arkestra, и двое духовиков: Питер Форманек, сын знаменитого басиста Майкла Форманека, но сам успевший уже посотрудничать с Бенни Гольсоном, Мэри Хальварсон, Джимми Хитом и так далее, и Рафаэль Лифар, мультиинструменталист из Детройта с богатейшим послужным списком.
Для дебютного альбома Teiku Хэрлоу и Тейлор сочинили программу из девяти треков, посвященную музыке, которая звучит в домах религиозных евреев на праздник Песах, на первом седере (торжественном застолье, открывающем этот праздник). В свое время, во все той же серии «Радикальная еврейская культура» я с удовольствием слушал альбом той же тематики - Feast Of The Passover (2009) Дэвида Гульда. Но как не похожи эти работы! Гульд построил свой альбом на синтезе еврейской духовной музыки с рэгги и дабом, Хэрлоу и Тейлор, в лучших традициях самого Зорна, соединили ее с крутейшим авангардом в духе фри-джаза. Эффект такого коктейля очень любопытен.
Логика состава выдвигает на авансцену в первую очередь Форманека и Лифара, но и фортепьяно Хэрлоу играет в построении композиций очень важную роль при активной поддержке Тейлора и Шахида. После бурной Adir Hu на контрасте композиция Adir Yivneh Rigalenu начинается с тревожных зова и отклика духовых при обилии электронных звучаний, а ближе к концу пьесы фортепьяно Хэрлоу звучит грустно и торжественно. Эта пьеса, да еще, пожалуй, Dayenu – это те островки, где в развитии композиции можно расслышать оригинальные интонации еврейской духовной музыки. В остальных же вещах превалирует фри-джазовая эстетика, как, например, в Ki Leh Noeh с переходом от низкоголосых духовых к высоким голосам и постоянно нагнетающей напряжение ритм-группой. Своеобразное впечатление оставила и финальная пьеса, самая длинная в альбоме десятиминутная Echad Mi Yodea с ее медитативным развитием и яркими партиями ударных и контрабаса. Сложный и, одновременно, очень притягательный по звучанию альбом. Teiku можно поздравить с достойным дебютом.
Пять лет спустя нашей первой встречи с французским квартетом The Soul Jazz Rebels, случившейся в связи с выходом его второго, одноименного, альбома, могу засвидетельствовать, что квартет сохранил свое лицо – неизменный и достаточно оригинальный (без ...
Знаете, чем хорош традиционный джаз? Это, пожалуй, единственное направление в джазе, которое дарит своим слушателям ощущение праздника и даже – чуда. Это напоминает цирк, где все ярко, где все непохоже на повседневность и где у детей горят глаза в ...
Два года назад мне довелось на этих электронных страницах рассказывать об альбоме трио Торда Густавсена Opening (2022, ECM). Трио – в принципе любимый формат норвежского пианиста, но тот альбом знаменовал рождение нового состава трио, где к Торду и ...
Состав этого трио по инструментам столь же необычен, как какой-нибудь тропический цветок на заурядной городской клумбе в условной Йошкар-Оле: труба – вибрафон (маримба) – аккордеон. Когда музыканты Triad выгружали свои инструменты перед первым ...
Нью-йоркский австралиец из города Перт Трой Робертс, трехкратный номинант Грэмми, может быть очень разным: он может играть типичный мэйнстрим и музыку, близкую к фанку, как в серии его проектов Nu Jive, может играть только на своем любимом ...
Понятно, братья Такеры далеко не так известны в джазе, как, скажем, братья Брекеры, но у себя на Среднем Западе США, точнее в Индиане, а еще точнее в Индианаполисе, они – люди и популярные, и весьма уважаемые. Гитарист Джоэль Такер, закончивший в ...
Почти год назад на нашем сайте появился обзор альбома Archaisms I (2023, defkaz), созданного дуэтом двух ударников, Тайшона Сори и Адама Рудольфа в духе свободной импровизации: то была запись их совместного выступления в одном из нью-йоркских залов ...
Первая для нашего сайта встреча с польским джазовым квинтетом из Познани Unleashed Cooperation. Его лидером является саксофонист Кшиштоф Кушмерек, а саунд группы строится на сочетании выдвинутых на авансцену двух духовых (саксофоны Кушмерека и труба ...
На пианиста по имени Виджай Айер я «положил глаз» еще много лет назад, опубликовав в 2004 году на страницах "Jazz-Квадрата" большой материал об этом музыканте. Что привлекло внимание к Виджаю Айеру помимо очевидных успехов на ниве джаза? Во-первых, ...
Своим значимым местом на джазовой карте России старинный северный город Архангельск обязан двум своим землякам, двум Владимирам Петровичам. Но если Владимир Петрович Тарасов рано покинул Архангельск и перебрался в Вильнюс, где стал участником ...
Ни имен исполнителей, ни названия альбома на этой обложке нет. Поэтому предлагаю всем поклонникам авангардного джаза и свободной импровизационной музыки просто запомнить эту желто-белую картинку и постараться не пропустить альбом Central Park's ...
Признаюсь, мне понадобилось какое-то время, чтобы осознать: фраза на обложке альбома («Трое из нас – из Хьюстона, а Ройбен нет») – это и есть его название. Ну, Уолтер Смит Третий, ну, оригинал! Впрочем, чему тут удивляться: Техас, Штат Одинокой ...