Любители авангардного джаза наверняка хорошо знают лейбл Джона Зорна Tzadik и одну из его популярнейших серий «Радикальная еврейская культура». Новый релиз 577 Records, похоже, бросает Зорну конкурентный вызов, особенно в случае, если здесь будут появляться и другие альбомы аналогичной тематики. Одноименный альбом группы Teiku вполне укладывается в концепцию «Радикальной еврейской культуры». Основали этот коллектив двое американских музыкантов еврейского происхождения (кстати, у обоих семейные корни ведут в Украину) – пианист Джош Хэрлоу и ударник Джонатан Барахал Тейлор. Название Teiku– это талмудический акроним, приблизительно означающий «вопрос, на который невозможно дать ответ». Кроме Хэрлоу и Тейлора в Teiku входят их учитель, опытнейший басист Джарибу Шахид, игравший с Джери Аллен, а также в Griot Galaxy, Art Ensemble of Chicago и Sun Ra Arkestra, и двое духовиков: Питер Форманек, сын знаменитого басиста Майкла Форманека, но сам успевший уже посотрудничать с Бенни Гольсоном, Мэри Хальварсон, Джимми Хитом и так далее, и Рафаэль Лифар, мультиинструменталист из Детройта с богатейшим послужным списком.
Для дебютного альбома Teiku Хэрлоу и Тейлор сочинили программу из девяти треков, посвященную музыке, которая звучит в домах религиозных евреев на праздник Песах, на первом седере (торжественном застолье, открывающем этот праздник). В свое время, во все той же серии «Радикальная еврейская культура» я с удовольствием слушал альбом той же тематики - Feast Of The Passover (2009) Дэвида Гульда. Но как не похожи эти работы! Гульд построил свой альбом на синтезе еврейской духовной музыки с рэгги и дабом, Хэрлоу и Тейлор, в лучших традициях самого Зорна, соединили ее с крутейшим авангардом в духе фри-джаза. Эффект такого коктейля очень любопытен.
Логика состава выдвигает на авансцену в первую очередь Форманека и Лифара, но и фортепьяно Хэрлоу играет в построении композиций очень важную роль при активной поддержке Тейлора и Шахида. После бурной Adir Hu на контрасте композиция Adir Yivneh Rigalenu начинается с тревожных зова и отклика духовых при обилии электронных звучаний, а ближе к концу пьесы фортепьяно Хэрлоу звучит грустно и торжественно. Эта пьеса, да еще, пожалуй, Dayenu – это те островки, где в развитии композиции можно расслышать оригинальные интонации еврейской духовной музыки. В остальных же вещах превалирует фри-джазовая эстетика, как, например, в Ki Leh Noeh с переходом от низкоголосых духовых к высоким голосам и постоянно нагнетающей напряжение ритм-группой. Своеобразное впечатление оставила и финальная пьеса, самая длинная в альбоме десятиминутная Echad Mi Yodea с ее медитативным развитием и яркими партиями ударных и контрабаса. Сложный и, одновременно, очень притягательный по звучанию альбом. Teiku можно поздравить с достойным дебютом.
Энди Эзрин – пианист универсальный. Играть он начал рано: первое профессиональное выступление состоялось, когда юному пианисту было всего 12 лет. Он рос в годы расцвета фьюжн, и впитал в своей музыке идеи крупнейших мастеров этого стиля – от Джорджа ...
Очень легко впасть в апологетику, комментируя новую работу Аркадия Шилклопера New Hornology. Впрочем, автора этих строк можно извинить: с Аркадием Шилклопером у «Jazz-Квадрата» связано слишком многое. Самый первый номер журнала вышел в свое время ...
Замысловатый ник AurallauA принадлежит вокалистке и автору песен собственного сочинения Лауре Чу Винз. Живет и работает она в Питтсбурге и уже в течение семнадцати лет активно выступает и в родном городе, и в федеральном округе Колумбия со столицей ...
Совсем недавно, в начале этого года, мы смаковали Futuro Ancestrale, дебютный альбом нового коллектива живущего в Нидерландах итальянского баритон-саксофониста и композитора Джузеппе Доронцо, записанный им в содружестве с Энди Муром и Фрэнком ...
Благодаря релизам бруклинского лейбла 577 Records, мы уже дважды могли услышать «в деле» живущую в США японскую саксофонистку Аюми Ишито. В альбоме Open Question Vol.1 (2022) она более, чем достойно вела диалог с многоопытным Дэниэлом Картером в ...
Для британского ансамбля с сочным названием Bag Of Bones (возможно, по книге Стивена Кинга) альбом No One Gets Saved является дебютным. Но участники ансамбля (это квартет) – отнюдь не новички на лондонской джазовой сцене. Все они принадлежат к ...
Вот и первая ласточка нового 2024 года! Альбом Ú ltimo Sosiego (что-то типа «Последний мир» в переводе с испанского) увидит свет в самом начале января будущего года на авангардном лейбле из Бруклина 577 Records. Его создатели – чилийский дуэт ...
Новая работа канадского флейтиста Билла МакБирни, старого и доброго знакомого нашего сайта, имеет особый смысл. Он выражен уже в названии нового альбома: Reflections (for Paul Horn). Но Билл добавляет еще и специальное посвящение: «Этот альбом ...
Продолжаем следить за стремительно развивающейся карьерой бывшего вундеркинда, а теперь уже просто очень талантливого молодого джазового пианиста, 18-летнего на данный момент Брендона Голдберга. Три года назад мы публиковали обзор его предыдущего, ...
Барабанщик, перкуссионист и композитор Чес Смит родился в Калифорнии, но вся его музыкальная карьера связана с Нью-Йорком. Чес изначально проявил себя, как приверженец авангардного джаза. Среди его партнеров можно найти имена Марка Рибо, Джона ...
На тубе играли еще во времена архаичного джаза, но на первых ролях этот инструмент никогда не был, а с развитием таких направлений, как свинг, а затем боп, и вовсе ушел в тень: духовой бас уступил место басу струнному, контрабасу. Туба появлялась ...
В принципе можно понять, почему канадский пианист Дэниэл Янки назвал свою группу Winter Trio . Янки живет и работает в городе Уайтхорс, столице территории Юкон – месте суровом и малолюдном, где зима действительно царит над всеми остальными временами ...