Любители авангардного джаза наверняка хорошо знают лейбл Джона Зорна Tzadik и одну из его популярнейших серий «Радикальная еврейская культура». Новый релиз 577 Records, похоже, бросает Зорну конкурентный вызов, особенно в случае, если здесь будут появляться и другие альбомы аналогичной тематики. Одноименный альбом группы Teiku вполне укладывается в концепцию «Радикальной еврейской культуры». Основали этот коллектив двое американских музыкантов еврейского происхождения (кстати, у обоих семейные корни ведут в Украину) – пианист Джош Хэрлоу и ударник Джонатан Барахал Тейлор. Название Teiku– это талмудический акроним, приблизительно означающий «вопрос, на который невозможно дать ответ». Кроме Хэрлоу и Тейлора в Teiku входят их учитель, опытнейший басист Джарибу Шахид, игравший с Джери Аллен, а также в Griot Galaxy, Art Ensemble of Chicago и Sun Ra Arkestra, и двое духовиков: Питер Форманек, сын знаменитого басиста Майкла Форманека, но сам успевший уже посотрудничать с Бенни Гольсоном, Мэри Хальварсон, Джимми Хитом и так далее, и Рафаэль Лифар, мультиинструменталист из Детройта с богатейшим послужным списком.
Для дебютного альбома Teiku Хэрлоу и Тейлор сочинили программу из девяти треков, посвященную музыке, которая звучит в домах религиозных евреев на праздник Песах, на первом седере (торжественном застолье, открывающем этот праздник). В свое время, во все той же серии «Радикальная еврейская культура» я с удовольствием слушал альбом той же тематики - Feast Of The Passover (2009) Дэвида Гульда. Но как не похожи эти работы! Гульд построил свой альбом на синтезе еврейской духовной музыки с рэгги и дабом, Хэрлоу и Тейлор, в лучших традициях самого Зорна, соединили ее с крутейшим авангардом в духе фри-джаза. Эффект такого коктейля очень любопытен.
Логика состава выдвигает на авансцену в первую очередь Форманека и Лифара, но и фортепьяно Хэрлоу играет в построении композиций очень важную роль при активной поддержке Тейлора и Шахида. После бурной Adir Hu на контрасте композиция Adir Yivneh Rigalenu начинается с тревожных зова и отклика духовых при обилии электронных звучаний, а ближе к концу пьесы фортепьяно Хэрлоу звучит грустно и торжественно. Эта пьеса, да еще, пожалуй, Dayenu – это те островки, где в развитии композиции можно расслышать оригинальные интонации еврейской духовной музыки. В остальных же вещах превалирует фри-джазовая эстетика, как, например, в Ki Leh Noeh с переходом от низкоголосых духовых к высоким голосам и постоянно нагнетающей напряжение ритм-группой. Своеобразное впечатление оставила и финальная пьеса, самая длинная в альбоме десятиминутная Echad Mi Yodea с ее медитативным развитием и яркими партиями ударных и контрабаса. Сложный и, одновременно, очень притягательный по звучанию альбом. Teiku можно поздравить с достойным дебютом.
На пианиста по имени Виджай Айер я «положил глаз» еще много лет назад, опубликовав в 2004 году на страницах "Jazz-Квадрата" большой материал об этом музыканте. Что привлекло внимание к Виджаю Айеру помимо очевидных успехов на ниве джаза? Во-первых, ...
Своим значимым местом на джазовой карте России старинный северный город Архангельск обязан двум своим землякам, двум Владимирам Петровичам. Но если Владимир Петрович Тарасов рано покинул Архангельск и перебрался в Вильнюс, где стал участником ...
Ни имен исполнителей, ни названия альбома на этой обложке нет. Поэтому предлагаю всем поклонникам авангардного джаза и свободной импровизационной музыки просто запомнить эту желто-белую картинку и постараться не пропустить альбом Central Park's ...
Признаюсь, мне понадобилось какое-то время, чтобы осознать: фраза на обложке альбома («Трое из нас – из Хьюстона, а Ройбен нет») – это и есть его название. Ну, Уолтер Смит Третий, ну, оригинал! Впрочем, чему тут удивляться: Техас, Штат Одинокой ...
Верный признак приближения Рождества – все более частое появление в редакционной почте информации об альбомах и синглах соответствующей тематики. И порой знакомишься с такими работами, пройти мимо которых просто грех, как в случае с американской ...
За творчеством живущего в Германии российского саксофониста и композитора Ярослава Лихачева наш сайт наблюдает с его первого альбома Crumbling (2020), записанного в формате квартета. С этой же командой музыкантов (пианист Яннис Анфт, басист Конрад ...
Американо-израильское трио с эффектным названием Yes! Trio доказывает свою жизнеспособность. Через 5 лет после своего первого альбома Groove du Jour, в том же составе и на том же французском лейбле Jazz&People, оно выпустило 23 февраля свой второй ...
Со времен своего появления на нью-йоркской джазовой сцене уроженец Тель-Авива Йотам Зильберстайн успел зарекомендовать себя в качестве одного из сильнейших гитаристов современного джазового мэйнстрима и большого поклонника латинского джаза. ...
Пианистка и композитор Юни родилась в Южной Корее. Тогда ее имя наверняка звучало иначе, возможно, артистический ник включил в себя его часть. Девочка начала заниматься музыкой с пяти лет и с тех пор не расстается с нею. В Сеуле Юни получила ...
Новый альбом флейтистки и композитора Юлии Мусаэлян Strange Times рождался долго, целых четыре года. Значительная часть композиций была сочинена Юлией в дни тотального затворничества во время пандемии. Можно сказать, что название альбома отражает ...
Если отбросить чисто химические (смесь иных металлов с ртутью) и исторические (жертвы судебных процессов времен якобинского террора) определения, то сегодня амальгаму обычно понимают, как сочетание в одном целом самых разнородных элементов. Именно ...
Юрий Яремчук несколько моложе Ганелина, Резицкого, Чекасина, Тарасова, Вапирова, но принадлежит, по сути, к той же плеяде еще советских музыкантов фри-джаза. После распада СССР львовянин Яремчук превратился в украинского джазмена, стал ведущим ...