Сharlie Apicella & Iron City meet The Griots Speak - Destiny Calling
08.05.2023
Музыканты разных поколений, разные музыкальные стилистики, европейские, азиатские и африканские музыкальные инструменты – все это сошлось в одной точке, в альбоме Destiny Calling. И сошлось очень гармонично, чему потенциальные слушатели этого альбома во многом обязаны музыканту из Нью-Йорка по имени Чарли Апичелла.
Чарли начинал, как гитарист, влюбленный в музыку Би Би Кинга. Как-то раз ему удалось даже встретиться с ним и получить от него ряд ценных советов. Позже у него появились и другие учителя: композиции и импровизации его учил Юсеф Латиф, а истории музыки – Арчи Шепп. В 2014 году тонкости гитарного искусства ему преподавал Пат Мартино. Учеба дала свои плоды: Апичелла попал в список гитаристов в анкете читателей DownBeat – пусть не на самых высоких местах, но все же в первой сотне. Играл он со многими знаменитостями, включая, скажем, таких мастеров, как Дэйв Холланд или Сонни Форчун, основал группу Iron City. Другой его проект, The Griots Speak, появился совсем недавно, в 2022 году. Его истоки уводят нас в Нью-Йорк 60-х годов, к культуре лофтов, к импровизационному авангарду, к лофт-джазу, который играли тогда легендарные сегодня саксофонист Дэниэл Картер и басист Уильям Паркер, а перкуссионист Джума Султан навсегда прославился участием в концерте Джими Хендрикса на знаменитом фестивале в Вудстоке в 1969 году. Этих-то ветеранов и пригласил в The Griots Speak Чарли Апичелла.
В Destiny Calling он объединил их со своей хард-боповой ритм-секцией из Iron City. По поводу этого альянса Чарли говорит так: «Эта запись – не отход от моих прежних альбомов, скорее, это путешествие в новые воды. The Griots Speak дает мне возможность поработать с композиционными идеями, почерпнутыми мной у Юсефа Латифа и Пата Мартино. Как слушатель, я вижу эту запись, как привлекательный микст раннего Сантаны с Bitches Brew.». Для воплощения этой идеи Чарли вооружился помимо гитары экзотической перкуссией, включая тибетские поющие чаши, подаренные ему Латифом, Картер стал настоящим мультиинструменталистом, играющим на разных духовых, а также на фортепьяно, басист Паркер использовал также ряд африканских перкуссионных инструментов и карманную трубу, Джума Султан соединил афрокубинские конгас с иной перкуссией, а Брэд Уайтли на Хэммонде и Остин Уокер за ударной установкой дополнили общую картину.
И картина получилась действительно яркой и сочной. Колдовской, гипнотический ритм царит во всех треках альбома. В As The Sun Rises, где его подогревает лишь короткие фразы духовых, он кажется африканским, в Juma’s Song/ Maliki Melasha и в We’re All Here In Spirit, в сочетании с пассажами органа и духовых, можно и на самом деле почувствовать родство с ранним Сантаной. Гитара самого Апичеллы вездесуща, но везде служит тем цементом, который соединяет каждую пьесу в единое целое. На мой вкус, особенно эффектно выглядит диалог Апичеллы и Картера в I Heard In Passing. Не знаю, насколько близка эта музыка к Bitches Brew, мне чаще, наряду с Сантаной, вспоминались Заппа и Сан Ра, но это уже дело вкусов.
Американец Майкл Лиг в 2004 году основал группу Snarky Puppy, англичанин Билл Лоренс – ее участник с самого первого альбома. Дружат они уже много лет, с того времени, когда студент из Университета Северного Техаса Лиг, путешествуя по Англии, ...
Не раз и в самых различных конфигурациях доводилось мне слушать отменного ударника Брайана Блэйда. Последний такой случай представился меньше недели назад: альбом Perspective , где американская ритм-группа Скотт Колли – Брайан Блэйд (на мой вкус, ...
У кельтов, живущих по противоположным берегам Ирландского моря, много общего в культуре. История Уэльса и Ирландии развивалась по-разному, но общие культурные корни при этом никуда не исчезли, просто порой они запрятаны очень глубоко. Совместный ...
Скоро уже три года, как его нет с нами, а мне все трудно свыкнуться с этой мыслью… У меня особое отношение к этому музыканту. Прошу прощения у читателей за то, что отнимаю у них время этими несколькими строками личных воспоминаний. Чик Кориа был тем ...
Обложка нового альбома Криса Поттера радует яркими и сочными красками, подобными голосу его саксофона. В своем фирменном стиле Крис играет очень длинными нотами, щедро декорируя звук орнаментикой и другими украшениями. Один из лучших, если не ...
Давненько я не слышал Криса Спида. А когда-то, в конце 90-х, я больше всего любил музыку нью-йоркского даунтауна, а в ней – продукцию продвигавшего эту музыку лейбла Knitting Factory Records, а уж в каталоге Knitting Factory особенно выделял работы ...
Пожалуй, американский саксофонист Кристофер МакБрайд пока еще не так известен, как его земляк и коллега по джазу басист Крисчен МакБрайд, но его новый альбом Ramon показывает, что любителям джаза пора запоминать и научиться различать оба этих имени. ...
Не первый год с неослабевающим интересом мы следим за творческим путем необычного итальянского ансамбля Claudio Scolari Project, состоящего из двух пар родственников: отца и сына Сколари и братьев Кавалька. Необычен он отнюдь не только «семейным» ...
Для людей моего и, как минимум, для двух последующих поколений название, помещенное на обложке нового ЕР от Compassionizer, является информацией избыточной: вариация на тему одной из самых знаменитых в мире пластиночных обложек и так ясно указывает, ...
Если театр начинается с вешалки, то альбом, естественно, - с обложки. Выполнил ее, как и все предыдущие у Compassionizer , Вячеслав Потапов, которого вполне можно считать полноправным участником этого проекта питерского музыканта и композитора Ивана ...
Любой релиз такого уважаемого в мире этнической музыки лейбла, как Smithsonian Folkways Recordings, автоматически привлекает внимание. В данном же случае интерес усиливает возможность познакомиться с боснийской музыкой севдах в исполнении одного из ...
Перепробовав в своих предыдущих альбомах различные форматы – трио, соло, квинтет, гитарист из Торонто Дэн Питт возвращается в своем четвертом релизе к истокам, к варианту трио со своими постоянными партнерами Алексом Фурнье (бас) и Ником Фрейзером ...