Джаз из Канады, джаз по-монреальски. Любопытно, что всех участников записи альбома Жака Кубы Сегена Parfum #1, включая давно живущего в Монреале французского пианиста Жана-Мишеля Пилца, слушать ранее доводилось, а что касается басиста Реми-Жана ЛеБлана, то у нас рецензировался даже его авторский альбом, а вот сам Сеген – фигура для нашего сайта новая, поэтому о нем и, конечно, о его новом проекте надо рассказать подробнее.
Жак Куба Сеген родился в Польше (отсюда вторая часть его имени), его мама – полька, а отец – франкоязычный канадец. Трубач, композитор и радиоведущий, Сеген очень известный и успешный музыкант. За свой альбом 2019 года Migrations он был удостоен премии Джюно (канадский аналог Грэмми), он является также лауреатом премии Феликс (аналогичная региональная премия франкоязычной провинции Квебек) за этот же альбом, как за альбом года. Помимо проекта Migrations, Сеген известен и своими предыдущими составами Litania Projekt и Odd Lot. Регулярно Жак Куба выступает и в Польше, чаще всего в дуэте с пианистом Павлом Качмарчиком. Parfum #1 – первый альбом задуманного им нового большого проекта «Трилогия запахов».
С точки зрения Сегена, звук и запах тесно связаны. И звук, и запах воздействуют на наше подсознание, пробуждая зачастую целую гамму чувств и переживаний. Конечно, тут по ассоциации вспоминаешь знаменитый роман Патрика Зюскинда «Парфюмер». В первой части будущей трилогии Сегена-композитора вдохновляли компоненты, из которых парфюмеры составляют духи. Различные воспоминания детства, связанные с ними, легли в основу шести сочиненных им композиций, составивших программу Parfum #1. Сеген-трубач – это ось, вокруг которой вращается-строится саунд всей его группы. У его трубы очень выразительный певучий звук, в котором можно расслышать нечто от Чета Бейкера. Жак Куба солирует практически во всех треках альбома. В стартовой La danse du hazard его основным ассистентом выступает Пилц: его инструмент словно играет роль метронома, на фоне которого развивает тему пьесы лидер. В короткой Rencontre au berceau в роли второго инструмента выступает голос Элизабет Шеперд, а в уже следующей композиции Je suis là она переходит от силлабического пения к пению традиционному (разумеется, по-французски). Лучшими инструментальными моментами альбома я бы назвал Promesse de souvenirs с эффектным взаимодействием всех музыкантов и финальную Candeur, самую продолжительную в программе (более десяти минут звучания). Работа весьма интересная, постарайтесь ее не пропустить, а если понравится – не забывайте, что это только первая часть трилогии.
Эксперименты по соединению джаза и поэтического слова не новы. Иногда они были явно неудачными, порой выглядели более или менее органичными. Со всей мощью своего композиторского таланта, со всей неиссякаемой жаждой новизны и, наконец, взяв на ...
Час с небольшим длится этот впечатляющий аудиоспектакль, рассказ о котором мне показалось уместным вести в категориях спектакля обычного. А что мы, как правило, делаем, приходя в театр? Правильно, покупаем программку. В данном случае ее заменяет ...
Много и всегда с удовольствием слушал я итальянского гитариста Энцо Рокко и знакомил с его музыкой наших читателей. Обычно это были дуэтные проекты (когда Рокко встречается со своим земляком Карло Актисом Дато – это вообще «именины сердца»), один ...
Биг-бэнды под руководством женщин давно уже не новость. Достаточно вспомнить два таких блистательных примера, как оркестры Тошико Акиоши или Марии Шнайдер. Приятно, что у них появились наследницы. Собственно говоря, появились они уже довольно давно. ...
Если вы еще с 90-х годов с удовольствием слушали downtown music в релизах Knitting Factory или Tzadik, то любая новая встреча с таким видным представителем этого направления нью-йоркского авангарда, как виолончелист Эрик Фридландер, станет для вас ...
Насколько могу судить, в наших, то есть постсоветских, краях многие любят Эрика Трюффаза. Сухощавый трубач, «белый Майлс», покоряет не только красивым холодноватым звуком своего инструмента, напоминающим его кумира, чей Kind Of Blue юный швейцарец ...
Эсбе не перестает удивлять. С этой британской вокалисткой, выпускницей Королевской академии музыки в Лондоне, мы встречались пару лет назад, рецензируя ее пятый альбом Saqqara, удивительное и необычное сочетание world music с электроникой. В том ...
Корейская пианистка Юнми Ли приехала в Нью-Йорк для учебы в местном университете в 2020 году. Время оказалось не очень удачным. Почти сразу наступил пандемический локдаун и Юнми Ли пришлось учиться в основном он-лайн. Но – не было бы счастья, да ...
У фортепьяно славные традиции в каталонском джазе. Достаточно вспомнить такое известное имя, как Тете Монтулиу. Продолжательницей этих традиций является пианистка и композитор Ева Новоа. Она родилась в Барселоне, начинала, как это часто бывает, с ...
Когда опирающийся на свои богатые традиции американский постбоповый джаз встречается с европейским новым джазом, это чаще всего выливается в весьма интересные проекты. Именно такова группа Exploding Pig, базирующаяся в австрийском Граце. Обязана она ...
Необычайно плодотворными выдались конец прошлого и начало нынешнего года для белорусского мастера импровизационной музыки, мультиинструменталиста, композитора и поэта Виктора Семашко. В недавнем электронном письме Виктор выслал линки сразу к четырем ...
Половина участников этой записи нам уже немного знакома. В 2022 году на страицах сайта публиковалась рецензия на дуэтный альбом двух аргентинцев - саксофониста Мартина Прошиа и басиста Федерико Соломевича Rizoma. То был ярко выраженный авангардный ...