Терри Лин Кэррингтон – великолепный мастер игры на ударных. Она прошла большую школу, играла с Кларком Терри, Лестером Боуи, Стеном Гетцем, Херби Хэнкоком. Сегодня Кэррингтон – неоднократный лауреат премии Грэмми, ее имя постоянно фигурирует в разных категориях в опросах критиков DownBeat, а Ассоциация джазовых журналистов последние годы неизменно провозглашает ее лучшей в категории «ударные инструменты». Естественно, новая работа музыканта такого калибра просто обречена на повышенное внимание и любителей джаза, и джазовой прессы.
Но повышенное внимание объясняется не только этим. Дело в том, что Терри Лин очень удачно вписалась в господствующий сегодня в Штатах тренд политкорректности, который не мог не затронуть и джаз. Кэррингтон – признанный лидер движения за гендерное равноправие в джазе. В 2018 году она основала при известном на весь мир бостонском колледже специальный центр Berklee Institute for Jazz and Gender Justice, борющийся за то, чтобы голос женщин, трансгендеров и представителей иных меньшинств был слышен в джазе как можно громче. Да, когда-то женщин в инструментальном джазе было немного, но они были и в традиционном джазе, и в раннем бопе, и позже, а уж в последние десятилетия их число растет постоянно. В анкетах и опросах по многим номинациям дамы – на первых ролях, их уже порой больше, чем мужчин, и не вызывает сомнений лидерство Марии Шнайдер среди композиторов и аранжировщиков, Анат Коэн – среди кларнетистов, Джейн Айры Блум – в сопрано-саксофоне и той же Кэррингтон – среди ударников. Правда, там много и других имен, и уж не знаешь – правда ли так хороша г-жа N или критики идут на поводу у всесильной политкорректности…
Пламенную активистку Кэррингтон возмутил тот факт, что в Real Book, нотном сборнике стандартов, библии студентов, изучающих джаз, только одно женское имя. Терри Лин составила альтернативный сборник New Standards (издан в сентябре 2022 года) из произведений, написанных женщинами. В него вошла 101 композиция. Как дополнение к этой книге, Терри Лин собирается все их записать. Начало положено альбомом New Standards Vol.1., в который вошли пьесы Гретхен Парлато, Эбби Линкольн, Карлы Блей, Анат Коэн, Брэнди Янгер и других джазвумен. Для записи альбома Кэррингтон собрала впечатляющий квинтет: чего стоят такие имена, как Николас Пэйтон (труба) или Линда Мэй Хан О (контрабас). Но и это еще не все: проект почтили гостевым участием яркие музыканты разных поколений, такие как Эмброуз Акинмузир, Рави Колтрейн, Дайана Ривз, Джулиан Лаж или юная Самара Джой.
Но у меня альбом оставил все же двойственное впечатление. Рискую навлечь на себя обвинения в сексизме, но закрадывается все же мысль о конъюнктурности такого проекта. Мне кажется, непредвзятому любителю джаза по сути все равно: сочинена и исполняется музыка женщинами или мужчинами, геями или гетеросексуалами. В мире звуков правят звук и креативность, а не гендерная принадлежность или сексуальные предпочтения.
… Странная получилась у меня рецензия. О самом альбоме говорю тут мало. А что тут скажешь? Мощный состав, соответствующий ему уровень исполнения, вполне достойная инструментальная и вокальная джазовая музыка. Особенно отмечу Respected Destroyer от Брэнди Янгер, Ima от Анат Коэн и концертную запись Rounds от Мэрилин Криспелл. Да любой трек тут по отдельности хорош. А вот вместе – что-то искусственное. Разумеется, на мой взгляд …
(Terri Lyne Carrington – dr; Kris Davis – p; Linda May Han Oh – b; Nicholas Payton – tp; Matthew Stevens – g; with Ambrose Akinmusire, Melanie Charles, Ravi Coltrane, Val Jeanty, Samara Joy, Julian Lage, Michael Mayo, Elena Pinderhughes, Dianne Reeves, Negah Santos, Somi;)
Каждый из участников этого проекта – весьма интересная личность. Джессика Павоне играет на скрипке, альте и сочиняет музыку преимущественно авангардного толка по отношению, как к джазу, так и к академической музыке. Если учесть, что она ...
29 мая 1913 года в Париже с треском провалилась премьера балета «Весна священная» на музыку Игоря Стравинского, с хореографией Вацлава Нижинского и декорациями Николая Рериха. Зрители «Театра на Елисейских полях» не приняли вызывающую новизну этого ...
The Heart Wants, второй альбом британской вокалистки Джо Хэрроп – отличный повод для знакомства. Джо родом с северо-востока Англии, росла в семье, далекой от музыки и ее вкусы формировались на пластинках Нины Симон, Билли Холидэй и Арьеты Фрэнклин, ...
Канадскую гитаристку и вокалистку из Виннипега Джоселин Гульд ранее доводилось слышать в проектах ее земляков, пианиста Уилла Бонесса (Change of Plans, 2020, там она, правда, только пела) и саксофониста Джона Гордона (Stranger Than Fiction, 2021). ...
Басист, композитор и аранжировщик Джо Поликастро родился в Цинцинатти, здесь получил бакалавра музыки в местном университете, но вот магистром Джо стал уже в Чикаго, и именно с Городом Ветров, после недолгой работы в Германии, связаны основные этапы ...
С легкой руки Виктора Шкловского выражение «гамбургский счет» стало в русском языке крылатым. Таким гамбургским счетом в джазе можно считать результаты ежегодных опросов критиков журнала DownBeat и также ежегодно вручаемых наград американской ...
Новый образчик европейского новоджазового творчества (или, если угодно, искусства свободной импровизации). Я называю его именно европейским, потому что американский тенор-саксофонист Джон Дайкмен – экспат, уже давно живущий в Нидерландах и больше ...
28-летний мультиинструменталист Джон Ли родился в Южной Корее, в столичном Сеуле. Увлечение джазом привело его в Бостон, в знаменитую кузницу джазовых кадров Беркли. После окончания колледжа в 2016 году Ли перебрался в Канаду, осел на тихоокеанском ...
В принципе, название альбома много говорит о его содержании само по себе: да, здесь есть и госпел, и джаз, и классика, все, что любит создатель этой работы Джон Пол МакДжи. Имя это, скорее всего, не слишком знакомо нашим читателям, поэтому для ...
Ни сам Джон Скофилд, ни исполнительный продюсер его проекта Манфред Айхер, ничего не изобретали, размышляя над названием альбома, второго авторского для Джона на ECM Records . Действительно, если на обложке стоит имя John Scofield , то любому ...
Много лет замечательный гитарист Джон Стейн пользуется высоким авторитетом и уважением у коллег и любителей джаза. По его творческим интересам Стейна почитают прямым наследником Веса Монтгомери, Джима Холла, Кенни Баррелла и Гранта Грина. Много лет ...
Шахматы, как известно, соединяют в себе искусство, спорт и науку. Многие известные шахматисты были не чужды и других видов искусств, в том числе музыки. Гроссмейстер Тайманов был первоклассным пианистом академического стиля, а, скажем, чемпион мира ...